Нарушение речи у взрослых: причины возникновения, виды и классификация

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

  • болезнь Альцгеймера;
  • старческое слабоумие;
  • травмы головы;
  • злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
  • заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
  • гипогликемия;
  • психические расстройства;
  • неврозы.

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при хронической усталости и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, стрессах, хронических депрессиях;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

  • ДЦП;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения психологического характера.

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Классификация речевых отклонений

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия – заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Есть несколько основных форм нарушений речи у взрослых, встречающиеся в медицинской практике. В зависимости от вида речевого дефекта, всегда требуется конкретная работа по устранению отклонений, так как отсутствие грамотного лечения, в любой момент может привести к полной потере речевой функции или психологическим отклонениям.

Основная классификация нарушений речи включает в себя несколько форм отклонений в развитии речи:

  1. Парень в синей рубашке

    Одним из основных видов отклонений в речи считается заикание. Причинами развития данной патологии являются такие факторы, как стресс, испуг, неврологические отклонения, генетическая расположенность, сильное эмоциональное потрясение.

    Характеризуется речевая дисфункция такими признаками, как постоянные сбои в ритме речи, вызванные спазмами или судорогами некоторых отделов речевого аппарата. При заикании у человека наблюдаются сложности при произношении слов и звуков, в результате чего он вынужден постоянно делать большие паузы, и повторять по нескольку раз один и тот же звук или слог.

  2. Вследствие нарушения голосового тембра, может развиться гнусавость. Основная причина развития отклонения – патологии в области носовой перегородки.
  3. Нарушение устной речи, которое возникает в результате неправильно прикуса или повреждений определенных участков мозга, отвечающих за речевой аппарат, провоцируют развитие дислалии. Основной симптом этого отклонения состоит в том, что у больного наблюдаются нарушения во время произношения некоторых звуков или слов. Неправильное восприятие и искажение отдельных звуков, невнятная речь или «проглатывание» звуков так же принято называть в народе косноязычием. Данная патология не связана с нарушением слуха или повреждением ЦНС больного.
  4. Замедленность речи в результате сложности в произношении и отклонения в темпе произношения называется брадилалия. Может стать следствием врожденной расположенности, заболеваний ЦНС или психологических отклонений больного.
  5. АфазияАфазия – нарушение речи, которое представляет собой систематические сбои в ритме уже сформировавшейся речи, что обусловлено поражениями в области речевых участков мозга. Характерными признаками отклонения является невозможность больного понимать речь других людей и выражать свои мысли посредством голоса. Данное расстройство речи не является следствием каких-либо психических заболеваний. Основными причинами этого недуга являются такие патологии, как травмы в области головы, кровоизлияние в мозг, абсцесс или тромбоз сосудов головного мозга.
  6. Брадифразия представляет собой замедленную речь, что обусловлено слабым и заторможенным мышлением больного, вызванным психическими отклонениями в ходе протекания патологий головного мозга. Характерным признаком является растягивание слов и звуков, нечеткая артикуляция, долгие и неточные формулировки мыслей. Такая форма речевого нарушения чаще всего встречается у лиц, страдающих психическими заболеваниями или олигофренией.
  7. При частичном или полном отсутствии речевых позывов, развивается алалия. Возникает патология вследствие умственной недоразвитости больного или поражения участков мозга, ответственных за речевую функцию. Это крайне тяжелые формы патологии, в ходе развития которой больной может вовсе не воспринимать речь других людей, и не способен овладеть языком, поскольку присутствуют проблемы с усвоением и пониманием звуков и слогов.
  8. Ребенок учит урокиОчень быстрый и стремительный темп речевых потоков называется тахилалия. Основными признаками недуга являются такие проявления, как быстрый темп речи, постоянные запинания при произношении, «проглатывание» отдельных букв и звуков, их искажение. Основными причинами развития недуга являются: наследственная расположенность, гиперреактивность, патологии головного мозга, психические расстройства.
  9. Вызвать нарушение устной речи может дизартрия. Представляет собой расстройство произносительной функции речи, которое связано с патологиями участков речевого двигательного и мышечного артикуляционного аппарата (например, повреждение голосовых связок, дисфункция лицевых или дыхательных мышц, ограничение подвижности языка, губ или неба). Развивается патология в ходе повреждений отделов мозга (заднелобного и подкоркового). Выражается дисфункция в затруднительном произношении, искажении некоторых звуков и слогов.
  10. Многие отклонения связаны с расстройствами экспрессивной речи. Чаще всего патология развивается у детей. Причем данное расстройство речи может возникать на фоне благополучного умственного и психического развития больного.

    На приеме у педиатра

    Патология экспрессивной речи характеризуется такими признаками, как: малый словарный запас больного, который никак не является нормой для этого возраста; проблематика с вербальным общением; слабая способность при помощи слов выражать свои мысли; неправильное употребление предлогов и окончаний слов; активное использование жестов. Основные причины экспрессивной речи до конца в медицине не выявлены, однако на процесс развития отклонений, может влиять участие генетических факторов; нарушения психологического характера; несвоевременное формирование взаимосвязи между речевыми отделами коры головного мезга и нейронами.

  11. При поражении участков ЦНС может развиться мутизм – полное отсутствие речевых рефлексов. Этому могут поспособствовать такие заболевания, как эпилепсия, поражение отделов головного мозга, некоторые виды психических заболеваний (шизофрения, депрессия, истерия).

Для того чтобы выявить форму заболевания, необходимо разобраться в том, какие причины служат толчком к развитию отклонений в речи.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

Читайте также:  Копаксон-Тева цена в Москве от 0 руб., купить Копаксон-Тева, отзывы и инструкция по применению

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • сонливость (гиперсомния), вялость;
  • головные боли, которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • тошнота и рвота, которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нарушение координации движений;
  • нестабильное артериальное давление;
  • учащённый пульс;
  • головокружения.

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после инсульта. Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • бессонница или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Какие симптомы

Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

  1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
  2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
  3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
  4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

  • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

Диагностика

замедленная реакция

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

  • невролог;
  • нейрохирург;
  • психиатр;
  • нарколог;
  • терапевт;
  • педиатр, если симптоматика наблюдается у ребёнка.

Диагностические мероприятия включают в себя:

  • общеклинические лабораторные анализы (исследование крови и мочи);
  • исследование уровня гипофизарных гормонов;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ и Эхо-ЭГ;
  • ЭКГ;
  • церебральная ангиография;
  • психиатрические тесты.

В зависимости от поставленного диагноза будет решаться вопрос о госпитализации больного и дальнейшей тактике лечения.

Профилактика

К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

Некоторые до того заторможенные, что умереть это для них проснуться.

Весёлые афоризмы

Заторможенность как качество личности –  склонность проявлять низшее, невежественное состояние ума, демонстрировать замедленную, вялую речевую, двигательную реакцию, замедление темпа мышления и речи, сочетающееся с их обеднением и однообразием;  быть закиснувшим, тормознутым, безучастным, лишённым живости и активности.

Читайте также:  Шизофрения у детей – симптомы и признаки, диагностика шизофрении. Как передается шизофрения по наследству?

   — Мальчик, как тебя зовут? Мальчик смотрит и никак не реагирует. — Мальчик, ты тормоз? — Меня зовут Вася. — Вася, как пройти на улицу Гоголя? — Я не тормоз.

      Мужик подходит к мальчику и только раскрывает рот, как тот… — Меня зовут Вася, на метро налево, я не тормоз! Мужик: — Мальчик… как… тебя… зовут…

    Девушка — парню: — А поцеловать? — Куда?! — Под хвостик. — В задницу, что ли?! — В шею, тормоз! На голове хвостик!

   Встречаются торопыга и тормоз. Торопыга:- Ты слышал новый анекдот? Приходит один людоед к другому, и плачет: — Я свою жену съел! — а тот ему:  — Не горюй, у тебя еще две есть! Ха-ха-ха-ха! — Нет, не слышал. Расскажи.

замедленная реакция 2

      Заторможенность – дефект ума. Ум может быть беспокойным, взволнованным, хаотичным, сумбурным, спонтанным и, тем не менее, находиться выше состояния заторможенности.  Заторможенный ум – ватный, пассивный и неповоротливый.

Заторможенность – свидетельство факта, что человек находится под влиянием энергии невежества. Человек в невежестве тяжело мыслит, копотлив, вял, тяжёл на подъём. Он разговаривает на языке деградантов – алкоголиков и наркоманов. Одним словом, — полусонный. Живёт неосознанно, как растение. Отсюда и дубоватость, и застопоренность, и маломыслие.

Он словно не живой.  В народе про заторможенность говорят: — Винтиков не хватает. У нас с тобой на двоих два миллиарда одна извилина. Здесь даже заторможенное существо догадывается, кого имеют в виду, упоминая с усмешкой про одну извилину. Ведь ему уже приходилось не раз слышать: — У тебя одна извилина и  то, на которой ты сидишь.

       Заторможенность – это, прежде всего, удивительно- замедленная неадекватная реакция на реалии жизни.

В зоопарк пришел человек. — Возьмите меня на работу, а то меня отовсюду выгоняют. — За что? — У меня очень замедленная реакция. — Хорошо, будете сторожить у нас черепах. Утром приходят, он сидит, а клетка пустая. — Слушай, а где черепахи? Ну как ты мог черепах-то распустить? Мы понимаем, тигр бы убежал или газель! Сторож:  — Да только клетку приоткрыл, а они как ломанулись толпой!

      Заторможенный человек производит впечатление глуповатости, нерасторопности и остановленности.  Дураковатый, обмякший, заволокиченный вид только добавляет красок к её психологическому портрету.

Пpиходит заторможенный в магазин с бидончиком: — Мальчик тебе чего? — Мне маама сказала…мааама мне сказала…мааама сказааала…мне сказааала маама купить… купить мааама… купить ммм… сказааала … мммм… — А, молока купить? Мальчик усердно так кивает головой несколько раз: — Купить маама… купить ммм… сказаааала … ммммолока.

Продавщица взяла бидончик, поставила на весы и налила до кpаев молока. Заторможенный меееедленно беpет бидон и меееедленно поворачивается к дверям неся в вытянутых вперед руках бидон. Пpодавщица: — Мальчик, а где деньги — Мне мама сказала…мама мне сказала…мне… — Да хватит уже мама, мама, говоpи толком. Тормоз так плаксиво кривит рот и так протяжно и упорно бычит: — Мнеее маааамаааа сказала…мааааама сказаааала, мнеее что деньги в бидооооооончике…

Отец ведет машину. Взрослый сын-тормоз на заднем сиденье ест яблоко. — Папа, а почему яблоко темнеет, когда откусишь? — Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко, как и другие продукты, содержит в себе кальций, магний, и что особенно важно — железо.

Врачи считают, что заторможенность снижает чувствительность дыхательного центра, заторможенный человек медленно дышит. Заторможенностьпсихическая, эмоциональная приводит к снижению функций щитовидной железы. Человек, который ест вечером острую пищу  на ночь,  это значит, что он будет заторможенным. Если у него такая склонность есть, значит, он не будет реагировать сразу.

Тонкое тело ума человека, любящего мясо, постоянно, все больше и больше, накапливает в себе энергию насилия, и в конце концов, оно начинает с трудом работать, функционирует очень сложно. Поэтому, у человека, который примерно до сорока пяти лет ел мясо,  появляется такое чувство заторможенности в голове, медлительности сильной, депрессии.

Он думает, что это уже сосуды как бы страдают, но еще сосуды не страдают, это просто ум вошел в такое состояние, а дальше будет разрушаться весь организм, болезни К нему придут немедленно со всех сторон. Это означает: ум уже не может контролировать здоровье. Также и психика такого человека становится совершенно надорванной.

Решили Тормоз, Философ и Быстрый с парашютом прыгать. Инструктор сказал после того, как до пяти досчитать, дергать за кольцо. Первым прыгает Тормоз: — а-а-а д и-и-и-и н, д в а-а-а-а-а-а, т р и-и-и-и-и-и-и, ч е-е-е-е т ы-ы-ы- БУМ!!! Разбился…… Вторым прыгает Философ: — Раз, два, три…. хм, а почему это, интересно, до пяти, а не до трех? БУМ!!! Разбился…… Третьим прыгает Быстрый: — Раздватричетырепять… блин, парашют забыл…

    Сидят два тормоза, ждут третьего… Звонок в дверь. Через 30 минут один говорит: — Кажется, звонили. Еще 30 минут прошло. Второй: — Так надо ж дверь открыть! Через полчаса открывают, а там стоит третий тормоз: — Ну, мужики, вы наверное под дверью стояли: не успел позвонить, а они уже открывают!

Особенности брадипсихии

Патологическая заторможенность мышления носит название брадипсихия. Данное явление не имеет параллелей с апатией или инертностью мышления, а предполагает психические и патофизиологические расстройства.

Брадипсихия рассматривается, как некая неврологическая симптоматика, которая в большинстве случаев формируется у людей в пожилом возрасте. Но иногда с заторможенностью в мыслительных процессах сталкиваются и люди в молодом возрасте, а также дети.

Бедность и недостаточность психических процессов является симптомом множества психологических либо физиологических патологических процессов, проявляющихся в качестве понижения быстроты реакции, медленной речи, замедленности мышления и двигательной активности. В тяжелых ситуациях индивид не способен реагировать на происходящее и находится продолжительное время в апатичном состоянии либо ступоре. Выделяются следующие разновидности заторможенности:

  • комплексная;
  • идеаторная;
  • моторная.

Заторможенность также бывает речевая и мыслительная, имеющая психологические факторы. Слабые и непроизвольные движения способна вызвать моторная заторможенность. Появляются проблемы с памятью, провалы. Во многих случаях подобные состояния спровоцированы неврологическим заболеванием, постоянной усталостью, либо психологическими патологическими процессами.

Медлительность движений и эмоциональная заторможенность – патологический процесс, обнаружить причины которого способны лишь специалисты. Они же рекомендуют надлежащую терапию.

Как лечить и что будет, если не лечить

Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

Читайте также:  Астено невротический синдром у детей: симптомы и лечение

Сопутствующие расстройства

Брадипсихия — результат поражения центральной нервной системы, несущей ответственность за мозговую деятельность. Зависимо от элемента поражения развиваются разные типы расстройств. К ним относятся:

  • брадибазия – замедленная ходьба;
  • брадитимия — замедление смены эмоций;
  • брадикинезия — заторможенный темп и ограниченная амплитуда движений;
  • брадипраксия — замедленная направленность действий;
  • брадилексия – медленное чтение;
  • брадифазия, брадилалия являются замедлением речи, в то же время она почти всегда бывает правильной, наблюдается как во взрослом возрасте, так и в детском (часто возникновение брадилалии отмечается у больных, идущих на поправку);
  • также может развиться нарушенная артикуляция, при длительной беседе у человека появляется усталость.

Когда брадипсихия представляет собой следствие болезни Паркинсона, необходимо сделать акцент на симптоматике основного патологического процесса. К ней относятся чувство усталости, тревога, расстройство сна и др.

Провоцирующие факторы и заболевания

Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:

  1. Сосудистые заболевания головного мозга. Острые, зачастую хронические расстройства кровотока в мозге, которые возникают из-за прогрессирующего атеросклероза, гипертонии, эмболии и тромбоза сосудов, являются фактором разрушения вещества в головном мозге. Также нарушениям подвержены структуры, которые отвечают за быстроту мышления.
  2. Болезнь Паркинсона. Часто встречающаяся причина, характерным проявлением которой является замедленное мышление. Кроме подобной угнетающей симптоматики (пациенты на позднем этапе развития данного патологического процесса не склонны замечать какие-либо изменения) существует большое количество иных неприятных проявлений. К примеру, мысли станут не только замедленными, но и вязкими, для больного станет характерна назойливость, замедленная запутанная речь.
  3. Эпилепсия. На позднем этапе формирования недуга, когда специалисты наблюдают разрушение личности как результат прогрессирующего заболевания, может отмечаться заторможенность, как и остальные симптомы измененного мышления.
  4. Шизофрения. Как и во время эпилепсии при шизофрении брадипсихия не считается начальным симптомом патологических процессов, а развивается постепенно с течением времени.
  5. Депрессия. Психическая болезнь, которая характеризуется большим количеством симптомов, часто маскирующихся под соматические сложности – включая зубную боль либо ишемию. К ним также относится и вялость мышления.
  6. Гипотиреоз. Ненадлежащее функционирование щитовидной железы. При таком недуге симптоматика крайне выражена и возникает одной из первых.
  7. Токсические поражения. Такая подгруппа болезней в международной классификации не существует. Однако, термин максимальным образом описывает причины возникновения болезненной симптоматики – интоксикация организма.

Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.

Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.

Как это выглядит?

Образ «заторможенного» пациента подпадает под типичную характеристику меланхолика: слабость, медлительность, растянутость речи, каждое слово произносится с усилием.

Может сложиться чувство, что мыслительный процесс забирает большое количество сил и энергии у человека, который не успевает среагировать на информацию либо же совсем погружается в ступор.

Помимо понижения скорости речи и мыслительных процессов наблюдают приглушенность сказанных слов – очень тихий и спокойный голос, иногда нарушающий тишину. В движении и мимике видна слабость, осанка зачастую слишком расслаблена.

У человека появляется желание все время найти опору либо лечь.

идеи детской комнаты

Не всегда наблюдаются все симптомы. Довольно лишь одного, чтобы порекомендовать человеку обратиться за медицинской помощью к специалистам.

Диагностические критерии и методы

Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.

В определенных ситуациях, чтобы выяснить органическую основу недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:

  • электроэнцефалография;
  • реоэнцефалография;
  • магнитно-резонансная томография;
  • ПЭТ головного мозга;
  • люмбальная пункция.

Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.

Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от дизартрии и заикания.

Что предлагает современная медицина?

Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.

Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:

  1. Активизация процессов мышления. В этих целях нужно читать новые книги, изучать иностранные языки, заняться творческим процессом либо решать различные головоломки. Подобная методика способствует тренировке мозга, активизации мышления.
  2. Назначаются нейропротекторы и ноотропы. Лекарственная терапия, которая направлена на то, чтобы восстановить и укрепить нервные клетки и ткани.
  3. Лечение сосудистых патологий. Используются средства, которые дают возможность очистить сосудистые стенки, что необходимо полноценной работы мозга. В итоге происходит активизация мыслительной и двигательной активности.
  4. Психотерапия. Она выступает в качестве вспомогательной лекарственной терапии. Современные лечебные методики способствуют противодействию последствиям стрессов, корректировке оценки личности, формированию необходимых моделей реагирования на конкретные ситуации.
  5. Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Умеренное физическое напряжение и прогулки даю возможность мозгу отдохнуть, а нервным клеткам восстановиться благодаря притоку кислорода.

Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана транквилизаторами, то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.

Подводя итоги

Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.

В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать травм головы, вовремя выявлять астенический синдром.

Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.

При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *