Содержание:
Основы Войта-терапии
- Детский церебральный паралич (ДЦП).
- Приобретённые церебральные синдромы.
- Синдромы поперечного поражения спинного мозга.
- Конгенитальные и приобретённые поперечные парезы.
- Миопатии.
- Сколиозы и кифозы.
- Суставные контрактуры.
- Функциональные ограничения двигательного аппарата.
- Множественные склерозы.
В Войта-терапии могут принимать участие члены семьи пациента. Инструктаж и обучение у Войта-терапевта позволяют проводить дополнительные занятия дома, усиливая лечебный эффект.
При этом необходимо знать, что занятия по методу Войта являются непривычной и утомительной процедурой для больного ребенка. Кроме того, активация, вызванная воздействием процедуры, часто вызывает у маленьких детей реакцию в виде крика. Этот крик обусловлен не болезненностью процедуры. Он является адекватной реакцией маленького ребенка на непривычное действие. Со временем дети привыкают и быстро успокаиваются.Перед занятием в течение 15 – 20 минут проводится классический массаж.
Продолжительность одного занятия
В результате проведенного лечения пациент становится более уравновешенным, эмоционально активным. Войта-терапия создает предпосылки для эффективного воздействия лечебной педагогики, логопедии, эрготерапии и других коррекционных методов.
Противопоказаниями к применению Войта-терапии являются:
- острые лихорадочные и воспалительные состояния;
- состояние после прививки живой вакциной;
- несовершенный остеогенез;
- сердечные и некоторые другие заболевания.
Сайт медицинского центра «Первый шаг» позволяет узнать о предоставляемых нами услугах, особенностях проведения процедур. Задать вопросы и записаться на прием Вы можете онлайн или позвонив по телефонам 8-800-500-54-86, 8-843-203-35-01.
Также вы можете обратиться к нашему онлайн-консультанту и он ответит на все ваши вопросы.
Блокирование прохождения нервных импульсов, в результате повреждений нервных волокон при неврологической патологии, провоцирует ошибочные движения. Метод Войта – рефлекторная гимнастика, формирует модели движения, свойственные здоровому человеческому телу.
В середине прошлого века тогда еще чехословацкому врачу Вацлаву Войта удалось разработать методику восстановления детей с диагностированным ДЦП. В основу методики автор положил рефлекторную гимнастику в виде раздражения точек на поверхности кожи ребенка и вызываемых этим рефлекторных движений. Многократное повторение комбинаций раздражение-сокращение вызывает формирование новых двигательных рефлексов. Метод получил название рефлекторной локомоции.
Многократные, регулярные занятия позволяют не только разблокировать передачу нервного импульса по периферическим нервным волокнам, но и активировать ответственные за обработку импульсов участки коры головного мозга. Постепенно усложняя упражнения, можно сформировать у ребенка правильные рефлекторные мышечные реакции.
Особенно хороших результатов позволяет получить комбинирование метода Войта при ДЦП с лечением другими (кинезо- и аппаратными) методами, а так же лекарственной терапией.
Метод с успехом применяется у детей любого возраста, начиная с грудного. Основанием для назначения курса выступают установленный диагноз и определенная цель терапии. Начинать лечение лучше, пока замещающая моторика не успела сформироваться. Если на курс берется пациент с уже закрепившимися замещающими двигательными моделями, то первый этап лечения будет направлен на активирование моделей физиологического движения. А уже затем будет осуществляться перевод незакрепленного аномального рефлекса в нормальное состояние.
Крик грудного ребенка во время процедуры является проявлением активированного состояния. Естественна реакция родителей на крик, наводящий из на мысль, что ребенку больно. На самом деле, крик – естественная реакция пациента такого возраста на непривычную ситуацию. Через некоторое время адаптации и привыкания крик теряет интенсивность. В перерывах ребенок быстро перестает кричать. Старшие дети не кричат, о своих переживаниях они сообщают словами.
Повреждение нервной системы у взрослых носит чаще всего приобретенный характер. Лечение методом Войта дает хорошие результаты, как на ранних стадиях – в остром периоде, так и на реабилитационном этапе. Цель – восстановление доступности утерянных здоровых двигательных моделей и предупреждение негативных последствий в виде болей, нарушения функциональности и снижения силы.
На предварительном этапе проводится Войта-диагностика, в процессе которой определяется вид нарушения, его выраженность, соотношение с возрастными нормами. Итогом станет назначение курса, продолжительность которого может изменяться в зависимости от эффективности проведения.
Начинается сеанс с согревающего массажа. Затем выполняются упражнения в соответствии с программой. Ребенок располагается в определенном положении лежа (на животе, на боку или спине), при этом специалист, воздействуя на рефлекторные точки, вызывает у ребенка непроизвольные движения. Это может проявляться переворотами, вытягиванием или сгибанием руки или ноги.
День 1
9:00 — Начало. Введение
10:00 — Знакомство с методом:
- Исторический очерк
- Доказательная медицина
11:30 — Правильный онтогенез человека
13:00 — Обед
14:00 — Правильный онтогенез человека
15:30 — Перерыв
15:45 — Онтогенез на практике
17:00 — Конец
День 2
9:00
- Грудная зона в теории и на практике
- Работа в парах
11:00 — Перерыв
11:15 — Мышечный анализ грудной зоны
13:00 — Обед
14:00
- Ползание по методу Войта в терапии и на практике
- Работа в парах
15:30 — Перерыв
15:45 — Мышечный анализ рефлекторного ползания
17:00 — Конец
День 3
9:00
- Лопаточная зона в теории и на практике
- Вторая фаза рефлекторного переворачивания
- Работа в парах
11:00 — Перерыв
11:15 — Мышечный анализ лопаточной зоны второй фазы
13:00 — Обед
14:00
- Четвёртая фаза 1 и 2 в терапии и на практике
- Работа в парах
15:30 — Перерыв
15:45 — Анализ четвёртой фазы 1 и 2
17:00 — Конец
День 4
9:00 — Подготовка к работе с пациентами
10:00 — Пациенты
13:00 — Обед
14:00 — Пациенты
17:00 — Конец
День 5
9:00 — Третья фаза
10:30 — Пациенты
13:00 — Обед
14:00 — Пациенты
17:00 — Конец
День 6
9:00
- Первая позиция
- Мышечный анализ
- Работа друг на друге
10:30 — Пациенты
13:00 — Обед
14:00 — Пациенты
17:00 — Конец
День 7
9:00
- Первая позиция / ползание
- Мышечный анализ
- Работа друг на друге
10:30 — Пациенты
13:00 — Обед
14:00 — Пациенты
17:00 — Конец
День 8
9:00
- Знакомимся с зонами
- Работа друг на друге
10:30 — Пациенты
13:00 — Обед
14:00 — Пациенты
17:00 — Конец
Показания к проведению рефлекторной локомоции в Москве
Метод Войта показал свою эффективность в лечении ряда патологических состояний:
- ДЦП.
- Различной степени выраженности координационные нарушения.
- Патологии развития скелетно-мышечной системы.
- Искривления позвоночника различной этиологии, в том числе сколиоз.
- Патологии, связанные с суставами и связочным аппаратом: дисплазии, косолапость, плосковальгусная стопа.
- Кривошея.
Но, с осторожностью применяется метод войта при эпилепсии и других судорожных заболеваниях.
В своих работах автор отмечал наибольший эффект от применения метода Войта при ДЦП. Патологические выпрямительные рефлексы у новорожденных еще не сформированы. И в случае с полной блокировкой нервных путей – они отвечают на лечение. При своевременно начатой терапии, ребенок практически в 100% случаев способен обучиться необходимым действиям и догнать своих сверстников.
Гимнастика по методу Войта направлена на активизацию нервной системы и выработку спонтанных правильных двигательных навыков. Поэтому основное правило – систематичность тренировок. Повторяющиеся физиологичные движения способны предупредить формирование патологических.
Войта-терапию нельзя использовать в ряде случаев:
- Острая фаза инфекционных, воспалительных и вирусных заболеваний.
- 1-2 недели после вакцинации.
- Тяжелая сердечно-сосудистая патология.
- Беременность.
При эпилепсии метод Войта можно использовать только по щадящей системе. При других состояниях, ухудшающих самочувствие, интенсивность сеансов необходимо снижать, в соответствии с состоянием пациента, но полная отмена не обязательна.
- Нарушения центральной координации (НЦК) средней и высокой степени тяжести.
- Легко асимметричное нарушение центральной координации, из которого впоследствии может развиться парез церебральной этиологии.
- Периферические парезы, например, паралич плечевого сплетения (парез Эрба/ Клюмпке), как результат травмы, полученной ребёнком при родах.
- Кривошея мышечной или нейрогенной этиологии.
- Расщеплённая спина и водянка головного мозга.
- Поперечные параличи.
- Черепно-мозговые травмы.
- Врождённые аномалии развития, например, артрогрипоз, сколиозы костей, мышечные аплазии.
- Конгенитальные миопатии.
- Гипотонические синдромы различной этиологии, например, трисомия по хромосоме 21 (болезнь Дауна).
- Задержка моторного развития.
- Постуральные нарушения и недостатки выпрямления, например,
C-образный сколиоз, лордоз. - Дисплазии тазобедренных суставов.
- Неправильная установка ног, например, косолапость или полая стопа.
К абсолютным показаниям проведения рефлекторной локомоции относят:
- периферические параличи и парезы;
- ДЦП;
- мышечная кривошея;
- центральные координационные нарушения;
- врожденные миопатии;
- синдром поперечного повреждения спинного мозга.
Относительные показания:
- синдром Дауна;
- задержка стато-кинетического развития;
- нарушение осанки;
- проблемы с функциями дыхания, жевания, глотания;
- функциональные нарушения суставов (косолапость, дисплазия тазобедренного сустава).
Проведение Войта-терапии противопоказано в следующих случаях:
- температура тела более 38,5˚С;
- гидроцефалия (стадия декомпенсации);
- 10 дней после прививки;
- обострение соматических хронических болезней;
- серийные эпилептические припадки;
- аффективно-респираторные состояния;
- заболевания сердца;
- психологическая неподготовленность родителей к процедуре;
- наличие особых заболеваний (болезнь стеклянных костей).
Эффективность терапии
- Мускулатура скелета:
- позвоночник скручивается и растягивается, в результате чего он становится функционально подвижным;
- движения головой становятся более свободными;
- достигается центрирование суставов. Особенно хорошо это наблюдается на ключевых суставах плеч и бедер. Благодаря этому степень неправильности осанки снижается;
- хватательная и опорная функция стоп и кистей становится более интенсивной.
- Область рта и лица:
- облегчаются жевательные, глотательные и сосательные движения;
- происходит центрирование яблок глазницы;
- движение глаз становятся независимыми от моторики головы и более целенаправленными;
- благодаря нормализации дыхательно-мимического тонуса громкость и сила голоса возрастают;
- произношение становится понятнее, воздействие на речь облегчается.
- Дыхательная функция:
- увеличение объема дыхательных движений;
- дыхание становится стабильнее и глубже.
- Вегетативная нервная система:
- нормализуется кровоснабжение кожи;
- ритм бодрствования и сна улучшается;
- стабилизируется регуляция мочевого пузыря и функции кишечника.
- Восприятие:
- увеличивается ноцицептивная восприимчивость (ощущение теплого, холодного, тупого либо острого);
- улучшается ориентация в пространстве и реакция равновесия;
- восприятие тела становится точнее;
- нормализуется распознавание структур и форм с помощью ощупывания;
- концентрация становится более гибкой и стабильной.
На психологическом уровне после Войта-гимнастики пациент становится более довольным, уравновешенным и эмоционально инициативным.
Сравнительные исследования доказали положительный эффект от метода Войта на физиологическом и психологическом уровнях. При этом следует понимать, что это не панацея. Для каждого больного требуется индивидуальная программа реабилитации, направленная на системное оздоровление его организма.
Многочисленные положительные отзывы о методе Войта говорят о его безусловной эффективности. Тысячи прошедших лечение детей начали чувствовать тело и получили возможность управлять им.
Эффекты при наличии периферических парезов
Улучшение состояния детей при патологиях ЦНС после проведенного курса терапии проявляется в виде:
- Уменьшения моторного возбуждения.
- Улучшения опоры на животе.
- Выработки стабильности.
- Улучшения концентрации внимания.
- Появления стабильной заинтересованности игрушками.
- Улучшения сна.
- Прекращения слюнотечения.
- Улучшения глотательной и артикуляционной функций.
- Стабилизация глазодвигательных мышц: снижается или исчезает нистагм, улучшается координированность движения глазами.
В итоге контакт ребенка с окружающим миром становится более разнообразным и полноценным.
При патологии периферической нервной системы положительное влияние метода проявляется следующим образом:
- Улучшение периферического кровообращения нормализует рост и минерализацию костной ткани.
- Снижаются или полностью исчезают чувствительные расстройства.
- Восстанавливается трофическая функция мышечной ткани.
- Активируется автоматическая моторика.
- Более эффективно работает мускулатура, участвующая в дыхании.
- Значительно уменьшаются симптомы суставных контрактур.
- Нормализуется деятельность мочевого пузыря и кишечника.
Поворот и ползание содержат в себе все элементы более сложных двигательных задач, которые требуют уже более тонкой и высокой координации и баланса. Автоматическое управление равновесием, поступательный контроль баланса, вертикализация тела, целенаправленный захват и шаговые движения – все это основано на движениях ребенка во время осуществления переворота и ползания.
Повторяющаяся активация этих двух рефлекторных движений помогает сформировать или восстановить тот нейронный путь, который связывает головной и спинной мозг. Результаты терапии проявл
яются в улучшении координации мышечного сокращения, подвижности конечностей и мимики лица.
Войта терапия улучшает как качество ежедневных спонтанных и автоматических движений, так и способность поддерживать позу. Эффект от терапии заметен уже после одного занятия: ребенку с двигательными нарушениями удается улучшить контакт и общение со своим окружением. При этом нейронный путь, который формируется в результате воздействия на стереотипы движения, сохраняется в головном мозге в течение нескольких часов после занятий.
Огромный плюс Vojta терапии в том, что ее могут выполнять родители. В Центре мы проводим обучающий курс, где рассказываем и показываем: как и что нужно делать, чтобы помочь вашему ребенку.
Процедуры можно выполнять дома по 3-4 раза в день. Если будете делать реже – полученный во время занятия рефлекс может угаснуть. Если делать чаще – не останется времени для закрепления эффекта. Лечение может длится как несколько месяцев, так и несколько лет, и на протяжении всего курса наши Войта-терапевты будут наблюдать, помогать и корректировать ваши действия.
Массаж по методу Войта в домашних условиях
Отличных результатов позволяет добиться разнообразный домашний массаж. Метод Войта – самое эффективное и популярное направление. Специализированная методика осваивается специалистами медиками с высшим образованием. Упрощенную версию для применения в домашних условиях может освоить любой желающий. Техника позволит избавиться от функциональных нарушений: расстройства сна при прорезывающихся зубах, плохого самочувствия при метеорологических перепадах, нарушений пищеварения и других.
Метод Войта-терапии объединяет в своем арсенале акупрессурные, кинезотерапевтические приемы, элементы гимнастики. При воздействии на рефлекторные точки в определенных позах, вызываются движения, опережающие физическое развитие малыша. Но запомнив их на нервном уровне, он их значительно быстрее освоит при взрослении.
Начинать занятия можно с недельного возраста. Первые занятия целесообразно проводить при участии опытного практика-специалиста. Самостоятельно изучать методологию по непроверенным пособиям из интернета минимум бесполезно, максимум – опасно для здоровья малыша. Оптимальный вариант – пройти курс обучения в региональных или областных центрах подготовки.
Опытный специалист воздействует на организм пациента, находящегося в разных позах, задействуются 10 зон на теле и конечностях. В зависимости от решаемой проблемы, разрабатываются их индивидуальные комплексы-комбинации. Манипуляции можно проводить на достаточной по площади твердой поверхности, например, пеленальном столике.
Все приемы выполняются симметрично с обеих сторон. Перерыв между занятиями в течение дня должен составлять не менее 3-4 часов, т. е. не более 4 занятий в день. Длительность сеанса – от 5 минут, с постепенным увеличением длительности до 20 минут. Длительность курса 20 дней. Перерыв между курсами не менее месяца.
Несколько простых и доступных упражнений
Следующий комплекс упражнений способны выучить люди и без специального медицинского образования. Это позволит заниматься несколько раз в день и добиться лучшего результата.
- Проводящий занятие располагается слева от лежащего на спине ребенка. Левой рукой проводят прессуру ниже соска на 1-2 см (можно использовать согнутую фалангу указательного пальца). Правой рукой при этом потягивают вверх кожу за правой ушной раковиной. При этом рефлекторно ножка подтянется к животу, голова повернется в бок – действия предваряющие боковое переворачивание. Малыша следует остановить и выполнить манипуляции с другой стороны. Дополнительный положительный эффект от занятий: пройдут колики и болевые ощущения, вызванные ими.
- Поверните ребенка на бок, нижняя рука его должна быть вытянута вперед, верхняя – вдоль туловища. Нижняя нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, пятка – на уровне попы. Верхняя – прямая с отведением кпереди. Взрослый располагается за спиной ребенка. Правой рукой он оттягивает кожу на лопатке, а левой – производит давление на бедренную кость, выступающую у живота. Это спровоцирует подтягивание ножек, приподнимание головы. Еще немного и он сядет. Движение останавливаем и проводим процедуру с другой стороны.
- Взрослый располагается слева от лежащего на животе с повернутой вправо головой ребенка. Правая рука малыша – у головы, левая – вытянута вдоль туловища. Левую ногу следует согнуть в коленном суставе. При удерживании левой голени и давлении на правую пятку, ребенок отталкивается и пытается ползти. Порыв останавливаем и повторяем процедуру с другой стороны.
Интенсивность и дозирование
Действенность рефлекторной локомоции не вызывает сомнения. Но сами процедуры, особенно первые занятия, могут быть утомительны для ребенка. Поскольку лучшего эффекта позволяют добиться регулярные, каждодневные (лучше несколько раз в день) занятия, то важная и ответственная роль отводится родителям и родственникам.
меня интересует обучение войта. подробнее