Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

Как происходит восстановление?

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта. При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии. Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:

  1. Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
  2. Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.
  3. Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
  4. Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.

Сколько человек восстанавливается после кризиса

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.

Занятия с логопедомВ более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов. Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.

Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита. При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова. Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.

Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.

По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.

После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.

Лечение является очень важным этапом в процессе постинсультного восстановления больного. Вовремя начатая терапия часто помогает сохранить не только определенный вид функциональной активности и работы отдельных систем человеческого организма, но и саму жизнь пациента.

Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.

На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы. При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.

Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).

Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность.

Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.

Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей. Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом. Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.

Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Нередко больные, перенесшие инсульт, также страдают от астентно-депрессивного синдрома. Он отмечается быстрой утомляемостью и низкой активностью. И это неудивительно, ведь произошли необратимые изменения в организме, добавились новые препятствия и ограничения.

Уход за больными не должен ограничиваться медикаментозной терапией, процедурами и упражнениями. Важнейшую роль для дальнейшей жизни играют психологическая помощь и адаптация в новых условиях.

Такие последствия инсульта, как ограничения движений, нарушения речи, боли, неспособность участия в прежних делах и жизни очень часто приводят к раздражительности и депрессии. Больной старается еще больше изолироваться от общества, ведь теперь он «не такой как все».

  • «Пирацетам» совместно с логопедическими упражнениями ускоряет процесс выздоровления;
  • «Бромокриптин» не помогает при афазии;
  • «Леводопа» – его эффективность полностью не доказана;
  • «Декстроамфетамин» – улучшает реабилитацию речи после инсульта в сочетании со специальным комплексом упражнений;
  • Холинергические медикаменты – их действие при афазии до конца не изучено;
  • «Моклобемид» – не способствует лечению при проблемах с речью;
  • «Декстран-40» – снижает эффективность комплексной терапии;
  • «Мемантин» – совместно с речевыми занятиями, индивидуальным ограничением, восстанавливает речевые функции.
  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Лечение ишемического кризиса стволовыми клетками

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Читайте также:  Как после инсульта оформляется инвалидность

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Нарушением речи (афазия) встречается у 15-38% людей, перенесших инсульт (1), бывает разной степени выраженности, стойкими или проходящими. Разберемся, какие правила необходимо соблюдать при домашней реабилитации, ведь невозможность высказывать свои мысли, слышать других негативно сказывается на социальной адаптации, психологическом настрое пациента.

Основной курс лечения задает логопед. Ведь подбор упражнений, техник, определение типа афазии требует специальных знаний, опыта. Без них легко не рассчитать нагрузку, потерять самое эффективное для восстановления время.

Задачи домашней реабилитации:

  • Поддерживать близкого. Во время реабилитации большинство пациентов переживают эмоциональный упадок. Плохое настроение усугубляется социальной изоляцией, физическими страданиями, зависимостью от других, медленным прогрессом. Ваша поддержка, одобрение помогут больному преодолеть этот сложный период, не бросить начатое.
  • Выполнять комплексы упражнений, назначенных логопедом. Регулярность, полнота занятий, качество выполнения заданий – предпосылки хорошего результата. Напоминайте своим близким о необходимости тренировок, мотивируйте их к выполнению.
  • Прием, контроль приема лекарственных препаратов. Нарушения памяти, способности к фокусировке – самые распространенные последствия инсульта. Из-за них многие пациенты забывают принимать лекарства. Будет здорово, если кто-то из домашних смог бы напоминать об этом.

Выполняя упражнения самостоятельно, соблюдайте следующие рекомендации:

  • сфокусируйтесь на текущем задании;
  • во время занятий вас ничего не должно отвлекать. Позаботьтесь чтобы все нужное, включая воду, вспомогательные предметы было под рукой;
  • не спешите;
  • не ленитесь, но и не забывайте о перерывах.

При нарушениях речи очень важно соблюдать базовые правила:

  • Разговаривать с пациентом, даже если он не реагирует на обращения. Процесс стимулирует работу клеток мозга, отвечающих за восприятие речи. Это помогает также активизировать нейроны, участвующие в ее воспроизведении.
  • Не переутомляйте больного излишним вниманием, постоянными тренировками. Даже самые простые действия, упражнения требуют от него приложения немалого количества усилий. Поэтому важно соблюдать баланс между работой, отдыхом.
  • Подбадривайте близкого, радуйтесь его успехам. Это будет вдохновлять его на дальнейшую работу. Никогда не произносите в присутствии больного того, чего он не должен услышать.
  • Разговаривайте спокойным доброжелательным тоном, четко и медленно. Если нужно повторить – повторите.
  • Напоминайте близкому о необходимости говорить медленно, максимально четко. В случае неудачи – предложите сделать паузу. Через 2-3 минуты попросите повторить сказанное.
  • Предлагайте больному пропеть сложные слова, когда возникают трудности с их произношением.
  • Избегайте сложных речевых конструкций, лексики. Предложения должны быть короткими, емкими.
  • Ожидайте обратной реакции. Многие люди, пережившие инсульт, отвечают с опозданием. Такая пауза иногда длиться до 30 секунд.
  • Сопровождайте свои слова иллюстрациями. Указывайте на предметы, о которых говорите, показывайте фотографии событий.
  • Смену темы разговора осуществляйте постепенно.
  • Просите близкого повторить вам непонятные фрагменты слов.
  • Велотренажер. Имитирует велосипедную поездку. При этом дозируется тяжесть вращения педалей и частота оборотов. Полезен не только для ног – вращательные движения нижних конечностей улучшают мышечный тонус ягодиц, поясницы, брюшного пресса и, частично, рук. Подходит для дома – велотренировки полезны на всех этапах восстановительного периода.
  • Упражнения на велотренажере

  • Вертикализатор. Предназначен для лежачих больных с выраженными парезами. Конструкция помогает человеку вновь привыкнуть к вертикальному положению. Используется в стационарах на ранней стадии постинсультного восстановления.
  • Тренажер вертикализатор

  • Экзоскелет (Локомат). Используется для больных с сильной мышечной атрофией. Устройство крепится на человеческом теле, выполняя функции внешнего скелета.
  • Экзоскелет Panasonic Power Loader
    Экзоскелет Panasonic Power Loader
  • Машинка. Тренажер для руки после инсульта Машинка улучшает сгибательно-разгибательную способность пальцев. Устройство имеет 2 режима для кисти: автоматический (задается темп принудительных движений) и механический, когда устройство «работает» при помощи нажатия здоровой конечностью.
  • Тренажер для руки после инсульта Машинка (аналог)

  • Бутон. Тренажер после инсульта Бутон в обиходе называется перчатка тренажер. Предназначается для руки, позволяя улучшить работу кисти. Устройство выглядит, как перчатка с фиксаторами, прикрепленная к жесткой раме. Конечность размещается в «перчатке», закрепляется ремнями и устройство приводится в действие портативным электромотором. Этот тренажер для пальцев рук после инсульта разрешено применять в качестве дополнения к активному ЛФК.
  • Тренажер для восстановления после инсульта Бутон

  • Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.
Стволовые клетки

Лечение инсульта стволовыми клетками

Виды нарушений речи

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока. Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей. Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.
Читайте также:  Чем отличается инфаркт от инсульта: в чем разница между закупоркой артерий и нарушением кровообращения головного мозга

Как мы уже упоминали, большое значение при проведении восстановительной терапии имеет психологическая помощь родственников. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
  • нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
  • общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
  • ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности

Соблюдение этих простых правил поможет установлению благоприятного микроклимата для больного. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению выздоровления и восстановлению утраченных функций.

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека. В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует. Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.
Иглоукалывание

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Восстановление памяти у постинсультного больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Комплекс упражнений, который далее представлен, подходит всем людям, находящимся на восстановительном этапе после инсульта, переживающих сильный спастический паралич. Перечень упражнений:

  • Сгибание и разгибание суставов. Начинать с кистей. Продолжать движения по направлению к локтям, плечам, коленям, стопам.
  • Вращение конечностями. Выполнять упражнение с помощью сиделки, чтобы она следила за амплитудой движений.
  • Растягивание рук при помощи лонгет. Эффективно при стойком параличе. Для этого руку постепенно разгибать от пальцев до плеча или предплечья. Конечность в разогнутом виде прибинтовать к твердой плоской дощечке. Время растягивания – 30 минут.
  • При восстановлении функций кисти можно осуществлять упражнения с помощью полотенца. Браться за два конца полотенца. Концы сводить, разводить, поднимать опускать, вращать. Упражнение выполнять или в положении сидя, или лежа.
  • Растяжка подколенной области. Для этого под колено укладывается валик, который постепенно увеличивается в диаметре.
  • Обхват голени руками. Необходимо проводить сгибание и разгибание ног в коленях, руками придерживать согнутые суставы. Выравнивать ноги плавно, скользя ногами по постели.
  • Упражнения для глаз. Для этого достаточно зафиксировать взгляд на одной точке. После проводить круговые вращения головой, но без отрыва взгляда.
  • Вращения глаз в разные стороны. Нужно повторять глазными яблоками следующие фигуры: круг, квадрат, треугольник. Можно повторять глазами очертания цифр. Важно сильно не напрягать глазами. Время упражнения не больше 20 минут.

Выполняя все указанные упражнения, важно помнить об одном условии – нельзя перегружать себя. Важно выполнять несколько подходов в день по 15-20 минут.

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать. Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

Специалисты рекомендуют родственникам больного следующее:

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.
Читайте также:  Болезнь Девика (оптикомиелит) - Моя спина

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения. Гимнастика после инсульта занимает важное место в период реабилитации больного.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

Медикаментозные препараты при афазии

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

Для достижения максимально быстрого эффекта следует, чтобы первое время логопед занимался с человеком, перенесшим инсульт в присутствии его родных, это даст возможность родственникам запомнить необходимые упражнения.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Следует совершать с больным пешие прогулки на свежем воздухе, следить за рационом его питания. Использование народных средств поможет ускорить процесс реабилитации.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи, в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Быстрее всего восстановить речевые навыки помогает шалфей. Заварить и давать больному на протяжении дня маленькими порциями – по 4 глотка до 5 раз/день. Прежде чем принимать определенное средство следует проконсультироваться с неврологом, как восстановить речь после ишемического инсульта без возможных осложнений для здоровья.

Только комплексная терапия и согласованные действия докторов помогут человеку вернуться к полноценной жизни после перенесенного кризиса. Поддержка больного со стороны родственников, логопедов – обязательное условие грамотного лечения.

Инсульт – коварная и достаточно серьезная патология, последствием которой становится изменение артикуляции, речевых навыков. Вернуть утраченные функции можно только при условии системного подхода к лечению заболевания, систематических занятий. Скорость реабилитации зависит от множества факторов: вида афазии, объемов поражения головного мозга.

После инсульта проявляется в виде афазий различного типа:

  • Динамическая – больной не может произнести мысленно задуманную фразу. Вместо нее получается поток слов, несвязанных между собой. Понимание при этом не нарушено. Невозможность высказываться расстраивает, демотивирует многих пациентов.
  • Эфферентная моторная (афазия Брока) – невозможность бегло разговаривать. Человек часто зацикливается на одной фразе, не может произнести отдельные звуки, произношение отдельных слов растянуто. Предложения получаются очень примитивными, напоминающими телеграммы. Способность понимать смысл обычно не нарушено.
  • Сенсорная (афазия Вернике) – самый тяжелый тип афазии, связанный с нарушением восприятия. Больной не идентифицирует звуки как родную речь. Ему кажется: все вокруг внезапно начали разговаривать на иностранном языке. Легкая форма нарушения проявляется сохраненным восприятием простых предложений, непониманием сложных.
  • Афферентная моторная – к ней относятся нарушения артикуляциями. Больному сложно контролировать мышцы лица, языка, губ, щек, горла из-за чего слова получаются невнятно. Человек может путать произношение звонких, глухих звуков (лоб-лоп) или порядок отдельных букв (клан-лкан).
  • Амнестическая – доставляет наименьший дискомфорт. Пациент забывает некоторые слова, но может объяснить их значение. Например, вместо «ложка» произносит «столовый прибор, которым едят суп».

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «

чудодейственные средства»— только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

Декстроамфетамин

Декстроамфетамин – улучшает речь после инсульта

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга. В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться. Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы:

  • О необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач, логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.
  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом. Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

Неврологические заболевания головного мозга с последующим кровоизлиянием – достаточно распространенная патология, требующая грамотного лечения. Восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач комплексной терапии. Чаще всего в отсутствии адекватного лечения данный недуг приводит к инвалидности.

В результате грамотного подхода, возможно, уменьшить отрицательные последствия кризиса. Основное условие – своевременность оказания первой помощи. При правильной терапии риск инвалидности существенно снижается.

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.

После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Сроки реабилитации речевой функции зависят от площади поражения соответствующей области головного мозга. Чем сильнее была ишемия, тем хуже процесс восстановления. Поэтому речь после инсульта у одних пациентов может восстановиться в течение нескольких недель или месяцев, тогда как у других реабилитация занимает годы. Кроме того, возможно пожизненное затруднение при разговоре.

Наиболее интенсивное восстановление длится в течение первого года, после чего регенерация нейронных связей замедляется, и идет адаптация к имеющимся дефектам.

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к изменению или полному отсутствию некоторых важных функций работы тела, и проявляется тяжелыми последствиями системного характера. Инсульт чаще поражает пожилых людей (хотя существуют и пострадавшие молодого возраста). Поэтому после достижения 50 лет врачи рекомендуют проводить профилактику развития инсульта.

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Причины проблем с речью после инсульта

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Послужить решающими факторами возникновения инсульта права мозгового полушария, могут те же причины, что и характерны для инсульта левого полушария.

Спровоцировать инсульт головного мозга, могут такие факторы:

  • Употребление алкоголя и табакокурение;
  • Избыточная масса тела;
  • Повышение уровня холестерина в крови;
  • Малоподвижный образ жизни (гиподинамия);
  • Прием комбинированных оральных контрацептивов;
  • Чрезмерные физические и эмоциональные перегрузки;
  • Хронические заболевания почек и сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, не менее весомыми факторами развития правосторонней мозговой катастрофы выступают врожденные или приобретенные аневризмы сосудов головного мозга, а также черепно-мозговые травмы.

Домашняя реабилитация

При легких формах инсульта восстановить речь удается за месяц. Более тяжелые расстройства требуют от нескольких месяцев до 2 лет упорного труда. Результат реабилитации может быть различным. Тяжелее всего убираются нарушения, вызванные сенсорной афазией.

Наилучший прогноз имеют люди с (1):

  • незначительным проявлением нарушений;
  • высшим образованием;
  • небольшой площадью поражения;
  • геморрагическим характером инсульта;
  • молодого возраста.

Полнота, качество реабилитации также существенно влияет на результат. Наилучшего эффекта можно добиться ранним началом реабилитационных процедур, поскольку большинство пациентов делают максимальные успехи в первые 6 месяцев после перенесенного удара. Поэтому лечение начинают еще в острую фазу инсульта (первые 2-3 недели после приступа).

Другие важные параметры реабилитации – частота, интенсивность занятий. По оценкам врачей эти два показателя гораздо сильнее влияют на прогноз, чем метод логопедической коррекции (1).

Как именно проходит восстановление речи после инсульта

Нервные клетки человека не умеют размножаться. Но оставшиеся живые нейроны могут образовывать между собою новые связи, за счет чего происходит восстановление различных мозговых функций. Для этого необходимо:

  • ежедневно заставлять работать зоны мозга, которые находятся по соседству с очагом некроза;
  • улучшить качественное кровоснабжение центральной нервной системы;
  • устранить генерацию дополнительных хаотических импульсов, возникающих в головном мозге при стрессе.

Заставить работать мозг можно целенаправленно (выполняя логопедические упражнения, лицевую гимнастику) или естественным путем (говорить, слушать, читать, писать). Эта часть работы курируется специалистом. Восстановлением речи занимается логопед, от пациента требуется соблюдать его рекомендации.

Для улучшения кровоснабжения больному назначают препараты, уменьшающие вязкость крови, понижающие давление, способствующие регенерации нервных клеток.

Научить пациента бороться со стрессом, страхом, тревогами – задача психолога. А вот за создание благоприятного психологического микроклимата вокруг больного отвечает семья.

Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *