Как развить слуховую память дошколят: игры и упражнения

Методика развития памяти у дошкольников

Конечно, каждый навык, использующий слуховую память, требует особого подхода, но также можно двигаться в другом направлении – выполнять упражнения, которые позволяют закрепить общую концепцию запоминания любого вида аудиальной информации.

Приведем некоторые упражнения на развитие слуховой памяти у дошкольников. Здесь главное правило – сделать занятия интересными.

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Память ребёнка — это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям?

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Две девочки разыгрывают сказку с помощью персонажей настольного театра

Запоминание объекта должно быть разносторонним: зрительным, слуховым, осязательным, действенным

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление.

Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать.

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

О важности правильной постановки цели запоминания

Слуховая память – это слишком широкое понятие. Оно, конечно, способно обобщить и упростить человеку жизнь, но при этом не берет в учет огромного количества аспектов. Например, того, что в зависимости от выполняемых человеком задач потенциал слуховой памяти может отличаться. Например, если кто-то привык слушать аудиокниги, он будет лучше усваивать смысловую информацию через аудиальный канал.

Если же он музыкант с многолетним опытом, то он может прекрасно запоминать длинные куски мелодий с первого раза и воспроизводить их, но при этом ужасно воспринимать аудиокниги и лекции на слух (если он параллельно не тренировал эту способность, пусть даже неосознанно).

Сперва надо определиться с задачей, под которую развивается слуховая память. Можно привести такую классификацию целей.

  1. По типу деятельности: прослушивание музыки, изучение английского языка (развитие умения понимать сказанное на иностранном языке и запоминать новые лексико-фонематические конструкты), восприятие смысловой информации через слух (прослушивание лекций и аудиокниг).
  2. По окончательному итогу: узнавание (например, пассивный словарный запас иностранного языка), воспроизведение (пересказ текста или песни).
  3. По точности воспроизведения: точное, приблизительное.

Конкретные действия зависят от задачи. Разберем каждую из этих классификаций более подробно.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений.

Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал.

Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Читайте также:  Слуховые галлюцинации после бессонницы - Вопрос психиатру

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Виды памяти

ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно.

Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе.

Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ

10 ЦИФР

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

  1. Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
  2. РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКУ
  3. Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

  • Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
  • ЗАПАХИ И ЗВУКИ
  • Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

— Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

  1. ВКУС И ЗАПАХ
  2. Цель: развитие обонятельной памяти.
  3. Задание № 1: Представь лимон.
  4. Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

  • Задание № 2: нарисуй лимон.
  • Задание № 3: представь апельсин.
  • Каков он на вкус?
  • Вспомни как пахнет апельсин.
  • Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

  1. СКАЖИ
  2. Цель: развитие эмоциональной памяти.
  3. Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Цель: развитие зрительной памяти.

ВИДЕОСКОП

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток.

Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону.

Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

ЗАПОМНИ КАРТИНКИ

Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ

Цель: развитие слухового запоминания

ОБЕЗЬЯНКИ

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

ИГРА В СЛОВА

Цель: развитие слуховой памяти

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

  • Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
  • Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
  • Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
  • Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
  • ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ
  • Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Специалистами разработано много игр и упражнений, которые помогут родителям организовать домашние занятия со своими детками на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Классические игры хорошо зарекомендовали себя в развивающих занятиях, однако можно разнообразить их с помощью различных вариаций. Многое зависит от творчества, заинтересованности родителей, возраста и психологических особенностей малышей.

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.
  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры – набрать как можно больше парных фишек.
  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
Читайте также:  Что лучше — Ноотропил или Пирацетам? Инструкция, аналоги, отзывы

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Итоги

Здесь все просто – вам нужно определиться с областью, в которой будете развиваться и изучать ее более детально. Например, музыкальную память хорошо тренирует сольфеджио – дисциплина, которая изучает строение музыки.

Вообще, развитие памяти (не только слуховой) в любой области сводится к обнаружению ключевых элементов, которые характерны для неё, очень детальному их изучению, а затем использованию для запоминания чего-то более сложного.

Например, с той же музыкой такими ключевыми элементами являются интервалы, трезвучия, гаммы и так далее. Если вы знаете, как звучат более простые составляющие той информации, которую запоминаете, вам не придется их изучать при прослушивании мелодии. Вся музыка состоит из интервалов, и нужно просто запомнить их последовательность, а не отдельные ноты. Согласитесь, задача более простая и быстрая.

Но ничто не помогает так, как практика и выполнение конкретных задач. Надо запомнить мелодию – слушайте ее до тех пор, пока не будете знать идеально. По мере роста профессионализма музыкальная память будет развиваться сама собой, причем в геометрической прогрессии. Надо запомнить содержимое лекции – чаще слушайте других людей, аудиокниги в свободное время.

Вообще, не забывайте закон перехода количества в качество. Чем больше раз вы прослушаете что-то, тем крепче оно у вас засядет в голове. Тренировать слуховую память можно многократным прослушиванием одного и того же материала. Через некоторое время и другой будет запомнить проще, вот увидите. Главное – набрать достаточное количество раз.

Окончательный результат бывает двух видов – узнавание и воспроизведение. Если вам нужно ту же музыку хорошо чувствовать и четко понимать, где другой человек фальшивит, а где нет, то необходимо многократно прослушать мелодию. То же касается и других видов аудиальной информации.

Но воспроизводить вы ее не сможете. Именно поэтому так много блестящих пианистов, которые ужасно поют. Почему? Потому что они не учились воспроизводить мелодию. Сколько раз они ее не прослушали бы, все равно толку не будет. У них блестящая музыкальная память, но петь им не научиться, пока не начнут пытаться воспроизводить мелодию голосом сами.

Чтобы развивать слуховую память для воспроизведения информации, нужно тренироваться ее восстанавливать, никак иначе. Причем можно и мысленно. В спорте есть такое понятие, как идеомоторная тренировка. Это когда человек представляет в голове, как он выполняет упражнения, и его результаты улучшаются на реальной тренировке.

В случае с музыкой нужно начать с попадания в одну ноту. Потом выполнять все те же упражнения из курса сольфеджио, но не на узнавание (сказать, например, какое трезвучие), а воспроизведение (спеть его). Поначалу можно петь вместе с источником (если хотите развить музыкальную память, обязательно научитесь играть на пианино, этот навык очень сильно выручит, даже если ваша цель – вокал), а потом стараться по памяти.

Если требуется точное воспроизведение информации, то единственный метод – это многократное повторение. Причем это необязательно зубрежка (хотя этот метод также эффективен на долгосрочных отрезках) нужного материала (анекдота, услышанного на ТВ), но и повторное воспроизведение информации с его логическим и эмоциональным осмыслением.

Например, точно воспроизвести анекдот можно только многократно его репетируя. Но при этом можно добавлять свои эмоции, свою мимику. В общем, подходить к изучению творчески. Так и эффективность обучения возрастет, и воспроизводить анекдот будете более точно.

В некоторых случаях не требуется точного воспроизведения материала, достаточно лишь передать ключевые положения. Например, надо пересказать вкратце лекцию. Не требуется дословно цитировать преподавателя, достаточно только уметь рассказать, о чем он говорил и что узнал нового.

В таких случаях нужно стараться логически обработать материал и упаковать его в план, а далее запомнить его, что позволяет сделать мнемотехника – комплекс техник, позволяющих упростить запоминание важной информации, основываясь на особенностях работы мозга.

Игры с ребенком

Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:

  1. Определитесь с областью, в которой тренируетесь. Умение петь и навык легкого пересказа услышанных анекдотов тренируются отдельно, хотя обе способности связаны с аудиальной памятью.
  2. Если цель – разбираться в тонкостях услышанного материала без необходимости его воспроизведения (например, для более глубокого и эмоционального восприятия музыки), то нужно многократно его прослушивать. Уже после обретения последнего навыка будет получаться повторить услышанное уже без дополнительной тренировки. Пример – разве могли бы вы пересказать анекдот, не научившись говорить?
  3. Для приблизительного запоминания лекций можно использовать мнемотехники, с помощью которых можно прочно заучить ключевые положения услышанного материала.

Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:

  1. От простого – к сложному. Всему свое время. Обучайтесь, исходя из того, что вы можете, а не чего не умеете.
  2. Закон перехода количества в качество. Чем больше вы времени потратите на изучение материала, чем больше раз вы его повторите, тем лучше он запомнится, а также станет легче сохранить в памяти другую информацию из этой области.
  3. Причина плохого запоминания на слух – проблемы с вниманием. Поэтому развитие слуховой памяти у ребенка, взрослого и людей старшего возраста опирается на способность в течение длительного времени концентрироваться на прослушиваемом материале. Этот навык хорошо тренируется с помощью медитации.

Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Мишень

Проверить слуховую память не составит труда. Для этого существует множество тестов, которые подойдут как для маленьких детей, так и для взрослых.

Для проверки слуховой памяти необходимо выполнить следующие тесты.

Для развития слуховой памяти взрослым, а также школьникам, рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Концентрации внимания и слуха — особенно полезное занятие перед сном, когда на улице слышно минимум посторонних звуков. Для тренировки нужно прислушиваться к окружающим звукам (шум листвы, вой ветра, далекие голоса или лай собак). Постепенно нужно стараться расслышать более тихие звуки.
  • Воспроизведение в уме — можно использовать в качестве дополнения к предыдущему. Для выполнения задания нужно воспроизводить в уме услышанные ранее звуки, пытаться немного изменить их.
  • Упражнение с музыкой — для данного упражнения понадобится плеер и наушники. Нужно прослушать любую песню или мелодию, затем, выключив ее, попытаться продолжить воспроизведение в уме.
  • Занятия музыкой или пением — развивает слуховую память и творческий потенциал человека. Рекомендуется начать заниматься на каком-либо музыкальном инструменте, попытать свои силы в караоке или хоре.
  • Упражнения со словами и словосочетаниями — можно попросить родственников или друга помочь с этим упражнением, или найти в интернете аудиозапись определенного перечня слов, прослушав которые через 1 минуту записать их на бумаге. С улучшением показателей нужно увеличивать количество прослушанных слов.
Читайте также:  Как лечится потеря памяти у пожилых людей

Необходимо помнить, что при занятиях с ребенком не нужно на него давить и показывать свое недовольство, если у него что-нибудь не получается. Проявите свою терпеливость и будьте примером для ребенка, ведь в его возрасте самым важным является хорошая реакция взрослых и их похвала.

Взрослым не нужно забрасывать свои тренировки после первой же недели. Месяц постоянных упражнений покажет удивительный результат.

[table “2” not found /]

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах. На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

  1. Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
  2. Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.
  3. На первом году жизни идет активное формирование слухового вниманияНеобходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности. Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
  4. Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
  5. Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.
  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения на развитие слуховой памяти у ребенка должны проходить в тихой, приятной атмосфере. Все занятия носят форму игры, чтобы ребёнок мог полностью раскрепоститься и сосредоточиться. Развитая слуховая память поможет малышу пересказывать литературные произведения и без труда писать изложения в школе.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать препараты для памяти и мозгового кровообращения. Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте .

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой.

А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

В предыдущей статье мы рассматривали 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей, если кто еще не прочитал, рекомендуем. Сегодня продолжим рассматривать увлекательные игры, которые помогут подготовиться к школе и повысят способность запоминать и воспроизводить информацию. Предлагаем вашему вниманию 5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка.

10 слов

Да-да, вы не ошиблись, это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Итак, зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся.

Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной.

Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.

Добавь что-то свое

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье».

Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

Повторяй за мной

Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.

Надо развивать в детях умение сосредоточиться на звуковом материале

Ассоциации

Как развить свою слуховую память: 4 упражнения, 1 методика и тест

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *