Скандированная речь и факторы, ее вызывающие. Скандированная речь ребенка

Классификация дизартии.

   Определяют следующие формы дизартрии: псевдобульбарную,бульбарную, экстрапирамидную( или подкорковую), мозжечковую,корковую.

   На основе синдромологического подхода выделяют следющие формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом:

  1. Спастико-паретическую.
  2. Спастико-регидную.
  3. Спастико-гиперкинетическую.
  4. Спастико-атактическую.
  5. Атактико-гиперкинтическую.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Бульбарная дизартрия-возникает при заболеваниях продолговатого мозга различного генеза(воспаления, травмы,опухоли).Поражаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов, что приводит к параличу мышц глотки, гортани,языка,мягкого нёба.В результате возникает дисфагия- нарушение глотания пищи и дисфония- нарушение голоса( он становится слабым,назализированным,охриплым). В речи отмечается оглушение звонких звуков. Лицо у детей с бульбарной дизартрией,как правило, амимично.

Подкорковая дизартрия- возникает  при поражении узлов головного мозга, которое приводит к нарушению мышечного тонуса и гиперкинезам-насильственным непроизвольным движениям в области артикуляторной и мимической мускулатуры, неконтролируемых ребёнком. Темп речи непроизвольно ускоряется или замедляется.

Мозжечковая дизартрия связана с поражением в области мозжечка, характеризуется скандированной рубленой речью. У детей встречается редко.

Корковая дизартрия представляет большие трудности для диагностики. Характерным для этой формы является нарушение произвольной моторики мышц артикуляционного аппарата. Ребёнок может непроизвольно облизывать губы кончиком языка, при этом произвольные движения для него не доступны. Дифдиагностика с моторной алалией.

Отличительной особенностью детей с моторной алалией является отсутствие первичных нарушений лексико-грамматической стороны речи, ведущим симптомом оказывается нарушение звукопроизношения, вызванное расстройствами моторного характера.Часто при убыстренном темпе возникают запинки,схожие с заиканием. При коррекции дефектные звуки относительно быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в спонтанной речи.

Псевдобульбарная дизартрия- наиболее распространённая форма дизартрии у детей, которая возникает при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов, в результате чего возникает псевдобульбарный паралич/ парез дыхательных, голосовых, и артикуляционных мышц.

   В результате псевдобульбарного паралича у ребёнка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосёт, попёрхивается, захлёбывается, плохо глотает. Отмечена повышенная саливация , амимия.

  По степени выраженности отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю, лёгкую.

1.Тяжёлая степень- анартрия- характеризуется глубоким поражением мышц и полной их неподвижностью. Лицо ребёнка,страдающего анартрией маскообразное, рот постоянно полуоткрыт, нижняя челюсть отвисает. Язык неподвижно распластанно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания.

Речь часто отсутствует полностью.Иногда ребёнок произносит отдельные нечленораздельные звуки или передаёт ритмическую структуру.Дети с анартрией при хорошем умственном развитии могут обучаться в спедиальных школах для детей с нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

2.Дети со средней степенью дизартрии составляют многочисленную группу. У них отмечается обильное слюнотечение,затруднены акты жевания и глотания, нарушены движения мимических мышц. Движения языка также ограничены: ребёнок затрудняется поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в заданном положении.

Речь таких детей неразборчива, невнятна,смазанная, тихая. Характерна нечёткая из-за  малоподвижности артикуляция гласных, произносимых обычно с носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Звонкие согласные часто заменяются глухими. Из согласных реже нарушаются звуки [ п] ,[т],[м],[н], [к], [х]. Фонемы[ ц] и [ч], [р] и[л] произносятся приближённо, появляется носовой оттенок с неприятным ” хлюпающим” призвуком.

  Наиболее  благоприятные условия для обучения таких детей созданы в специальных коррекционных школах( 5-го вида), где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

3.Лёгкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Расстройства жевания и глотания проявляются неярко, отмечаются редкие попёрхивания. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. Основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в лёгкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

  Такие дети при сохранном слухе и интеллекте посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте логопедический пункт при общеобразовательной школе. нередко лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии называют стёртой дизартрией.

Стёртая дизартрия- речевая паталогия , проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она очень часто проявляется в речевой практике. Исследования показали, что в группах для детей с ОНР до 50% детей,а  в группах с ФФН до 35% детей имеют стёртую дизартрию.

Читайте также:  Болезнь крейтцфельдта якоба симптомы - Всё о неврологии

Для стёртой дизартрии характерны невнятная речь: плохая дикция; искажение звуков; замена звуков в сложной по слоговой структуре словах. Стёртая дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет.Для таких детей также характерны расстройства общей и мелкой моторики, анатомо- физиологические особенности артикуляционного аппарата, специфичность звукопроизношения, просодики и общего речевого развития, которые детально описаны Е.Ф. Архиповой.

Искажение речи при дизартрии

https://www.youtube.com/watch?v=playlist

Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.

Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата. Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга. Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.

В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:

  • подъязычный;
  • языкоглоточный;
  • лицевой;
  • тройничный.

При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.

Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.

Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.

Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные. Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.

Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.

Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь – монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.

За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.

Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания.

Однако нельзя сказать, что у одного больного присутствуют все патологические характеристики. Заболевание проявляет себя в зависимости от степени развития расстройства.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Читайте также:  Клоназепам – инструкция по применению таблеток, отзывы, цена, аналоги

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Детское скандирование

Подобное расстройство у детей имеет схожие речевые дефекты. Однако влечет за собой более грубые и тяжелые осложнения.

Выделяют две группы причин, способных повлиять на формирование дефекта: перинатальные и постнатальные.

К перинатальным причинам, то есть к тем, которые воздействовали на ребенка еще в утробе матери, относят:

  • резус-конфликт, в результате которого развивается ядерная желтуха с поражением головного мозга;
  • гипоксия плода;
  • внутриутробная инфекция;
  • тяжелая форма токсикоза;
  • недоношенность;
  • асфиксия в родах, родовая травма;
  • наследственные заболевания;
  • хронические заболевания матери.

К постнатальным причинам, то есть к тем, которые воздействовали на малыша уже после его рождения, относят:

  • нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • тяжелые интоксикации;
  • гнойный отит.

Дизартрия сопровождает олигофрению – врожденное слабоумие, а также ДЦП.

Заподозрить формирование дизартрии можно у детей даже в самом раннем возрасте. У грудничков она проявляется, прежде всего, слабым удержанием соска и сосанием груди, быстрой утомляемостью от процесса, а впоследствии – полным отказом от груди. Это связано с атонией языка. Малыш часто срыгивает и поперхивается, плачет, но крик при этом лишен звонкости и силы. Сон нарушен. Могут возникать судороги.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Визуально наблюдается постоянно открытый рот и вываливание языка, если атония мышц лица вызывает несмыкание губ. Или, наоборот, они плотно сжаты. Отсутствие лепетания в положенный срок. Характерно слишком обильное слюнотечение, даже учитывая то, что в грудном возрасте оно слегка повышено.

Наблюдается положительная поза Ромберга. Когда ручки малыша поднимают, их тонус резко увеличивается. Пальцы начинают дрожать.

Разговаривать ребенок-дизартрик начинает ближе к 2 годам. Таким детям также с трудом дается процесс поглощения пищи. Им сложно глотать, особенно жидкую еду, они также часто поперхиваются.

Характерны общие двигательные расстройства. Движения либо замедленные, неловкие, не имеют четкой направленности, либо быстрые, резкие, бесцельные. Наблюдается нарушение мышечного тонуса по типу гипо- или гипертонуса.

Читайте также:  Почему стреляет в голове и как избавится от боли

Сложные движения, требующие особой сосредоточенности, усердия, точности, пространственной ориентации, даются с трудом. Поэтому таким малышам с большим трудом удаются танцевальные движения, выполнение физических упражнений.

Однако детки со стертой, легкой степенью расстройства способны посещать детсады и школы. Общие движения и моторика у них дискоординированы незначительно. Речевые дефекты хоть и присутствуют, но в целом речь доступна для понимания.

Малыши со стертыми формами расстройства не выделяются резонансно на фоне других ребят. Однако их отличают некоторые особенности в еде и движениях. Так, они могут отказываться употреблять твердую пищу, которую трудно жевать. Часто таковой является мясо или морковь. Но, несмотря на некоторую нелюбовь дизартриков к этим продуктам, их все-таки стоит к ним приучать. Это улучшает развитие речедвигательного аппарата.

С другой стороны, такие детки не любят работу, связанную с мелкой моторикой. Она тоже страдает при дизартрии, поскольку имеет прямую связь с речью. К таким действиям относят застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание ручки или карандаша в руках, разукрашивание ими картинок также неподвластно малышам. Однако, развивая мелкую моторику, можно достичь положительных результатов.

Дети-дизартрики страдают от нестабильного эмоционального фона. Они вспыльчивы и легко возбудимы, быстро устают, не способны длительно контролировать силу волю. У них наблюдается лабильность настроения, аффективные эпизоды.

Развитие речевых нарушений у них происходит так же, как и у взрослых. Дизартрия у детей тоже характеризуется не единичными отклонениями, а всесторонними патологическими изменениями речи.

У детей с дизартрией встречается непонимание сути посторонней речи. Своя же страдает бедностью словарного запаса, затруднением в поиске подходящих слов для выражения своих эмоций и мыслей. Во время обучения в школе для них представляет сложность изучение определенных грамматических формул. Например, они не понимают, как должно изменяться окончание относительно рода и числа существительного.

С нарушением речи у ребенка появляются и неречевые проблемы. В частности, страдают такие психические функции, как внимание, восприятие, память. В целом, это грозит искажением мыслительной деятельности, что нарушает обучение ребенка и, в тяжелых случаях, приводит к слабоумию. Этим и опасно игнорирование расстройства у детей.

https://www.youtube.com/watch?v=user1MGMUplaylists

Что касается терапии детской дизартрии, то она использует те же методы, что и при лечении взрослых. С детьми, помимо невролога и логопедов, работают в обязательном порядке и психологи.

Необходимо помнить, что дети – это особая категория больных. Их лечение должно быть не только действенным, но и интересным. Для этого в терапии расстройства используются маленькие хитрости, способные заинтересовать малышей. Это стихи, смешные зарисовки, игры. Достаточно эффективны сказко- и игротерапия. Выучивание скороговорок, стихов не только разрабатывает зону артикуляции, но и обогащает словарный запас.

Огромную роль в позитивной динамике патологии играет разработка мелкой моторики. Можно использовать элементарные методы. Учить застегивать пуговицы на кукольном платье или шнуровать собственный снятый ботинок. Существуют специальные, своего рода тренажеры, для таких целей. Например, ботинок, вырезанный из куска дерева с дырками – в них ребенок учится вставлять шнурок.

Мыло бывает разным-преразным (малыши мылят руки),Синим (соединяют кончики указательных пальцев),Зеленым (________________ средних пальцев),Оранжевым (_____________ безымянных пальцев),Красным (________________ мизинцев).Но не пойму, отчего же всегдаЧерной-пречерной бывает вода (имитируют удивление).

Дизартрия – это расстройство речи, охватывающее абсолютно все ее аспекты. Оно встречается как среди взрослых, так и среди детей. Но для детского организма оно становится более травматичным как со стороны физиологии, так и со стороны личностного развития.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Своевременное и грамотное лечение расстройства поможет избежать многих проблем и наладить существование человека в обществе. Поскольку дизартрическая терапия требует комплексного, сбалансированного подхода, очень важно подобрать подходящего специалиста. Он разработает концепцию лечения, выбрав правильный курс.

Несколько иначе дело обстоит с детьми. Скандированная речь ребенка может быть вызвана и патологическим протеканием беременности (гипоксия плода, токсикозы, особенно ранние, резус-конфликт). Возможными факторами ее возникновения признаны родовые травмы и асфиксия при родах, недоношенность и сильная степень так называемой желтушки новорожденных. Последствия многих из факторов риска можно устранить, если выявить дефект речи на ранних стадиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *