Синдром двигательных нарушений у грудничка и дцп

Содержание:

Особенности патологии

Диагноз «Синдром мышечной дистонии» врачи могут использовать, если у новорожденного отмечаются нарушения работы скелетной мускулатуры. Суть проблемы в слишком высоком или низком ее тонусе.

Основным критерием явления остается сила, которую младенец прикладывает в ответ на любые внешние раздражители. Часть малышей после контакта с руками родителей сжимаются, подтягивая ручки к груди, а ножки резко выпрямляя.

Другие дети, наоборот – слишком вялые, не хотят переворачиваться, постоянно лежат, не проявляют активности.

Проблема может пройти и без дополнительных оздоровительных мер, однако, при выявлении симптомов дистонии младенцев лучше сходить к врачу.

Дистония у детей может также проявляться совокупностью обоих нарушений активности мышечной системы. Наблюдается дисфункция мускулатуры в разных частях тела.

Для выявления проблемы можно малыша поставить на пеленку, а потом просто понаблюдать за его действиями. Он всегда будет поворачиваться по направлению, где присутствует гипертонус.

При этом будет отмечаться желание и попытки ребенка изогнуться дугой. Лежа животиком вверх, он поворачивает голову по направлению к группе сильно напряженных мышц. Одна ножка может быть поджата при расслабленном состоянии другой.

Подобная асимметрия должна насторожить родителей. Паниковать не стоит, ведь дистония мышц у грудничка может носить сугубо временный, функциональный характер. Однозначно рекомендовано обратиться к врачу для исключения органической патологии, которая может протекать аналогично.

Доктор может провести несколько дополнительных тестов, которые помогут выявить причину расстройства мышечной системы. Главное – не игнорировать явные симптомы возможной проблемы.

Синдром ДЦП у новорожденных: причины, виды, симптомы диагностика и лечение

инфекции, которые перенесла мамы во втором и третьем триместре;

  • гестационный диабет;
  • Отклонения генетического плана, выявленные на УЗИ;
  • гестоз;
  • многоплодная беременность;
  • перехаживание на одну-две недели.

Развитию мышечной дистонии у грудничка во время родов могут поспособствовать такие факторы, как:

  • тазовое предлежание или его поперечное положение;
  • многоводие или маловодие;
  • кесарево сечение;
  • отслойка плаценты;
  • слишком стремительные роды;
  • анестезия общего типа в родовой период.

Симптомы проявления заболевания у ребенка во многом зависит от того, какого оно вида. То есть гипертонус или гипотонус у младенца. Надо сказать, что гипертонус выявить гораздо легче, чем гипотонус.

Гипертонус может проявиться у ребенка тем, что он слишком рано начинает держать голову и это у него получается очень даже хорошо. Ноги могут быть разведены в стороны, а при попытках их согнуть, можно ощутить сопротивление. Помимо этого дистония мышц у грудничка может проявляться следующими признаками:

  • ребенок очень беспокойный и капризный;
  • отмечаются частые срыгивания;
  • нарушается сон;
  • тремор подбородка;
  • кроха начинает плакать, находясь на ярком свете;
  • чрезмерная возбудимость.

Мышечная дистония у новорожденного, проявляющаяся в виде гипотонии, зачастую остается незамеченной. При ней малыши отличаются особой спокойностью и родители считают их просто подарком, ведь они мало капризничают и плачут и помногу спят.

Однако при таком поведении ребенка, стоит задуматься, а не присутствует ди у него гипотония? Стоит насторожиться при этих симптомах, а также понаблюдать зв тем как он ведет себя при купании, кормлении и одевании.

синдром Дауна;

  • рахит;
  • полиомиелит;
  • сахарный диабет;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • спинальная амиатрофия.

Вегетососудистая дистония у грудничка – это распространенная болезнь. Она определяется у 45% новорожденных младенцев. Патология проявляется нарушениями в нормальном регулировании нервной вегетативной системой ребенка работы его внутренних органов. Из-за нарушений в функционировании, организм малыша иногда неадекватно реагирует на внешние факторы-раздражители. Если вовремя нормализовать деятельность нервной системы ребенка, его органы восстанавливают свою нормальную работу.

Многие молодые родители наслышаны или, зайдя на форум, прочитали о таком недуге как мышечная дистония ребенка и очень боятся развития этой болезни. Все тревоги зачастую связаны с тем, что мамы не достаточно полно понимают, что это за синдром, каковы его признаки и как бороться с мышечной дистонией.

Для начала стоит разобраться, что же скрывается за пугающим словом «дистония». Если переводить дословно, то это нарушение тонуса мышц. В медицине под определением «мышечная дистония» рассматривается болезнь, связанная с нарушением тонуса мышц шеи или конечностей у новорожденных детей.

Новорожденные дети не похожи друг на друга. Отличие наблюдается не только во внешних особенностях, но и в развитии. Одни дети развиваются намного быстрее, другие – медленнее, но это не выходит за рамки физиологических стандартов развития. Иногда родители замечают, что физическое развитие ребенка не соответствует существующим нормам.

Понятно, что ничего просто так не бывает, и отклонения говорят о том, что есть определенные заболевания, которые негативно влияют на развитие ребенка.

Очень важно не терять времени и постараться как можно быстрее выявить возможные заболевания и избавиться от них.

Специалисты утверждают, что в первый год жизни существует риск появления такого синдрома, как дистония у грудничка.

У большинства родителей синдром мышечной дистонии вызывает панику. Такая реакция связанна с тем, что у мамы или папы нет запаса необходимой информации. Они не имеют ни малейшего понятия о том, насколько этот синдром опасен, какие симптомы для него характерны и каким образом можно от него избавиться.

В медицине это заболевание подразумевает, что у грудного ребенка идет нарушение тонуса мышц.  При этом может наблюдаться как слишком большой, так и низкий тонус.

Это заболевание может быть совершенно разным, то есть поражение мышц будет симметричным или же нарушения наблюдаются только в верхней, нижней части тела, на левой или правой стороне. В случае, когда происходит чрезмерный тонус мышц (гипертонус), чаще нарушение наблюдается в нижних конечностях. Верхняя часть страдает меньше всего.

Мышечная дистония у грудничка – частая проблема, которая тревожит многих родителей. Выявление и лечение делают ее практически не опасной. Но игнорирование патологии может привести к серьезным будущим проблемам.

Для молодой мамы период грудничкового возраста ребенка особенно трудный. Даже за здоровым малышом нужно ухаживать, не покладая сил.

А говорить о детях, у которых с рождения обнаруживаются серьезные заболевания, не приходится. При сложной беременности или осложнениях при родах возникают неприятные последствия.

Одним из них является мышечная дистония. Чем опасен этот синдром, и какие методы лечения существуют?

У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.

Другим вариантом развития дистонии мышц у грудничка, является снижение тонуса его мускулатуры.

Традиционно при этом прогрессируют следующие симптомы:

  • Ребенок чрезмерно вялый, спокойный;
  • Сон иногда слишком крепкий;
  • Он плохо берет грудь;
  • При игре ребенок не сопротивляется, его ручки, ножки свободно сводятся, разводятся.

Родителям не должны радоваться и думать, что все хорошо, а их чадо «идеальное» (из-за своего спокойствия). Иногда гипотония намного хуже повышенного тонуса мышц.

Такое расстройство в будущем может стать неправильного развития ребенка. Мускулы не удерживают его тело, он поздно садится, встает, прогрессируют другие соматические заболевания. Наличие соответствующих симптомов требует обращения к доктору.

Мышечная дистония – это патология, которой страдают в основном груднички. В это понятие включают недомогания, сопровождающиеся регулярными спазмами и сокращениями мышц. При этом двигательная система нарушается, а развитие тонуса протекает неправильно. Еще в материнской утробе кроха начинает активно двигаться.

При нарушении ЦНС мышцы не расслабляются, а находятся в постоянном тонусе (гипертонус), или, наоборот, они всегда расслаблены (гипотонус). Мышечная дистония – это и мышечный гипертонус, и гипотонус. При стремлении сделать движение, мышцы неожиданно расслабляются или, пытаясь расслабиться, напрягаются.

В практике врачей встречаются случаи, когда ребенок страдает одновременно синдромом гипертонуса и гипотонуса. Происходит асимметрическая мышечная дистония. Одна половина тела чрезмерно активна и подвижна, а другая сильно расслаблена. С одной стороны ножка малыша постоянно в поджатом положении, а с другой – вытянута.

При гипертонусе мышц отмечаются:

  • запрокидывание грудничком головы назад;
  • конечности не прижимаются к телу;
  • громкий звук и яркий свет вызывают раздражение;
  • сон беспокойный и непродолжительный;
  • капризность, плаксивость;
  • постоянные срыгивания фонтаном;
  • тремор подбородка;
  • попытка поворачивания исключительно в одну сторону;
  • передвижение на цыпочках у научившихся ходить детей;
  • подергивание и болезненные мышечные спазмы.

При гипотонусе у грудничка выявляется:

  • вялость, плохая подвижность конечностей;
  • апатия, сонливость;
  • позднее держание головы, переворачивание, сидение.

Мышечная дистония характерна ненормальным положением одной стопы или кисти ребенка, когда тыльная сторона ручки развернута внутрь. Грудничок не может рассказать о своих болезненных ощущениях. Без помощи знающего специалиста самостоятельно распознать заболевание невозможно.

Патология может проявляться разной степенью тяжести – от умеренной до интенсивной, приводящей к тяжелым состояниям – бронхоспазму, параличу, парезу, ларингоспазму.

Дистония в детстве — это расстройство движения, которое вызывает непроизвольные сокращения мышц. Эти мышечные сокращения приводят к скручиванию, повторяющимся движениям и неправильному положению различных частей тела. Неправильные движения и позы могут быть хроническими или возникать эпизодически. Симптомы нередко варьируют в зависимости от положения тела, конкретных выполняемых задач, эмоционального состояния больного и уровня его сознания.

Механизм развития дистонии, как правило, связан со сдвигом патологического сокращения агониста и антагониста. Это вызывает довольно подвижную ненормальную осанку в сочетании с медленными корчащимися движениями, иногда известными как атетоз.

Дистония может относительно отсутствовать в покое, но резко проявляться во время определенных или даже любых действий. Эта специфичность заболевания также может определяется, когда дистония возникает во время ходьбы — больному может быть очень трудно идти вперед, но при этом он легко передвигается назад.

В некоторых случаях является положительным сенсорный прием. Это когда легкое прикосновение к пораженной части тела позволяет значительно исправить ее положение. Боль или дискомфорт могут возникать из-за мышечного спазма, но подобные признаки обычно не является доминирующей клинической особенностью.

Синдром ДЦП у новорожденных: причины, виды, симптомы диагностика и лечение

  1. Шаговый рефлекс. Малыша приподнимают над твердой поверхностью так, чтобы его ножки касались стола полной стопой. Почувствовав опору, ребенок должен проявить врожденный рефлекс и совершить небольшие шажочки. При гипотонусе ребенок будет не в состоянии распрямить ножки и не сможет сделать шаги или же постарается присесть. Такой врожденный рефлекс свойственен детям до 2-месячного возраста, впоследствии он угасает. Для проверки рефлекса проводиться обследование должно до указанного срока.
  2. Присаживание из положения лежа. Карапуз лежит на твердой ровной поверхности в положении на спине. Взрослый берет обе ручки малыша и приподнимает ребенка до положения сидя. Новорожденный при этом помогает себе руками, подтягиваясь, напрягая при этом мышцы. Взрослому, напротив, будет казаться, что ребенок тянет в обратную сторону. В случае ослабленных мышц ребенок просто виснет на руках, выпячивая животик вперед. Мышцы шеи держат головку еле-еле, а спина заметно округляется.
Диагностика
Диагностику гипотонуса можно провести у врача или самостоятельно

У грудных детей проявляются симптомы мышечной дистонии, которые можно спутать с признаками других похожих заболеваний неврологического характера. То же касается и взрослых. Поэтому без полноценной диагностики врач не может узнать, что именно беспокоит его пациента.

В ходе обследования пациента применяются методики, которые позволяют отличить синдром от других патологий. Также они направлены на определение формы болезни и ее причины.

В ходе диагностических мероприятий применяются следующие методы исследования:

  • Визуальный осмотр пациента, определение наличия у него внешних признаков дистонии.
  • Оценка родов у женщины и сбор анамнеза, который касается раннего развития младенца.
  • Тестирование пациента на наличие патологий, которые имеют схожую симптоматику с мышечной дистонией.
  • Изучение метаболизма (внимание уделяется обмену меди).
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) для обнаружения функциональных и органических поражений мозга.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ) для получения более детальной информации о состоянии пациента.

На основе результатов диагностики специалист подбирает лечение пациенту, которое позволяет приостановить развитие синдрома мышечной дистонии и улучшить общее состояние человека.

Существует более 100 предпосылок к развитию патологий нервной системы младенца, и они объединены в три основные группы по времени возникновения:

  • в течение беременности;
  • в процессе родов;
  • в послеродовом периоде (первые 4 недели адаптации малыша к условиям внешней среды).

К прочим причинам, повышающим риск появления ДЦП, относятся:

  • крупные размеры малыша;
  • неправильное расположение ребёнка в утробе матери;
  • узкий таз беременной девушки;
  • конфликт по резус-фактору:
  • отслойка плаценты;
  • стимуляция родовой деятельности с помощью медикаментов;
  • стремительное родоразрешение;
  • инфекционные заболевания матери (герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
  • значительная гипоксия у ребёнка во время беременности;
  • заболевания эндокринной системы со стороны мамы;
  • тяжёлый процесс родов, затяжные роды;
  • травмы новорожденного, полученные во время родов;
  • отравление ядами;
  • любые происшествия, приводящие к гипоксии мозга ребёнка.

Значительное влияние на возникновение ДЦП оказывает кислородное голодание мозга, вызванное неправильным положением малыша при беременности, например. Зачастую, к развитию ДЦП приводят несколько факторов, один из которых является главным, а остальные — сопутствующими и усугубляющими диагноз.

Комплексное обследование включает в себя следующие диагностические методики:

  1. Перинатальный анамнез. Посредством данной методики, специалисты могут выявить наличие тяжелых мозговых интоксикаций, кислородного голодания, а также инфицирования плода, находящегося в утробе матери.
  2. УЗИ с допплером. Позволяет получить точные сведения относительно мозгового кровотока.
  3. Шкала Апгар. Позволяет оценить жизнестойкость малыша.
  4. МРТ и КТ. Одни из наиболее информативных методик, посредством которых специалистам удается выявить очаги поражения.
  5. Нейросонография. Процедура, которая предполагает сканирование головного мозга с использованием ультразвука.

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов;

Читайте также:  Что такое диэнцефальный синдром – симптомы, причины и лечение. Диэнцефальный синдром: причины, признаки и проявления, диагностика, как лечить

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.

Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.

Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.

Что нужно знать родителям

Синдром двигательных нарушений являет собой патологию двигательной активности. Она может выражаться по-разному, к тому же заболевание классифицируется в зависимости от возраста пациента. Соответственно, и лечение данного заболевания может иметь различный характер.

Наблюдаются три разновидности нарушения:

  • парезы, они проявляются в ослаблении двигательной функции конечностей;
  • мышечная гипотония и гипертония, то есть – ослабление или увеличение мышечного тонуса, часто в отдельных конечностях и частях тела;
  • нарушение рефлекторной деятельности.

Кроме того следует отметить, что заболевание может наблюдаться как у младенцев, так и у более взрослых детей. В первом случае его причиной становится негативное воздействие на плод во время его пребывания в утробе матери. Кроме того, причиной могут быть и травмы, приобретенные во время прохождения плода по родовому каналу в процессе родов.

Во взрослом возрасте заболевание носит иной характер. Его причиной являются возрастные изменения либо заболевания, а также – травмы.

Симптомы заболевания также проявляются по-другому. В данном случае стоит уделить больше внимание именно младенческому синдрому двигательных нарушений.

Отсутствие лечения может стать причиной более серьезного заболевания, вплоть до ДЦП. Именно поэтому родители должны уделять особое внимание развитию ребенка с самого раннего его возраста.

Симптоматика парезов может выражаться в ослаблении двигательной активности конечностей. Определить симптомы может как врач, наблюдающий за младенцем, так и родители. Если ребенок вялый, его конечности имеют пониженную активность.

Кроме того, достаточно часто наблюдаются паралич гортанных мышц у детей, в результате чего нарушается их глотательный рефлекс у ребенка еще с самого раннего возраста. Данный симптом свидетельствует о серьезной стадии заболевания, требующей немедленного лечения, и устранения столь опасной симптоматики.

Следует обращать особе внимание на то, как своевременно ребенок развивается, то есть – начинает держать головку, осознанно трогать предметы, окружающие его и так далее.

В случае серьезных отклонений от графика, нужно незамедлительно указать на данный факт врачу, наблюдающему малыша. Дело в том, что синдром двигательных нарушений у детей при отсутствии его лечения зачастую приводит к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Они могут иметь как физиологический, так психический характер.

Наличие данного заболевания у ребенка приводит к нарушению двигательных возможностей. Как результат – невозможность начать вовремя переворачиваться на животик со спинки, самостоятельно держать головку, познавать окружающий мир путем прикосновений и так далее.

В данном случае следует привести простой пример: если малыш самостоятельно начинает держать головку уже в 3-4 месяца при нормальном развитии, то при наличии у него синдрома нарушений двигательных нарушений, он может не справляться с данной задачей и в годик. Что и говорит о способности самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

Не смотря на то, что именно врач должен заметить нарушения в физиологическом развитии ребенка, в первую очередь сами родители должны обращать на данный фактор особое внимание, по крайней мере, до тех пор, пока малышу не исполнится год.

Сложность лечения, как правило, зависит именно от того, насколько рано будут выявлены симптомы заболевания. На сегодня существуют эффективные методики, способные устранить заболевание достаточно эффективно и относительно быстро.

После проведения квалифицированного лечения дети вырастают полностью здоровыми, и симптоматика заболевания полностью пропадает.

Наиболее часто при синдроме двигательных расстройств используют комплекс лечебных мер:

  • плановый курс общего массажа;
  • при запущенных случаях применяется физиотерапевтическая терапия, лечебная физкультура, назначается особый режим;
  • в зависимости от степени заболевания, могут назначаться препараты, улучшающие связь между возникновением нервных импульсов и реакцией на них;
  • могут также назначаться гомеопатические препараты;
  • детям дается большое количество продуктов, содержащих витамин В.

Тем не менее, лучше всего в лечении синдрома двигательных нарушений, показал себя именно лечебный массаж. Именно он позволяет не только устранить симптоматику заболевания, но и в целом стимулирует физическое развитие детей.

Не стоит впадать в отчаяние, если ребенку ставится диагноз «СДР». Заболевание поддается лечению, и чем раньше оно будет выявлено, тем легче и эффективнее оно будет устранено. В данном случае многое зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врача, ведущего ребенка.

Отсутствие лечения может стать причиной более серьезного заболевания, вплоть до ДЦП. Именно поэтому родители должны уделять особое внимание развитию ребенка с самого раннего его возраста.

  • , они проявляются в ослаблении двигательной функции конечностей;
  • и , то есть – ослабление или увеличение , часто в отдельных конечностях и частях тела;
  • нарушение рефлекторной деятельности .

Отсутствие лечения может стать причиной более серьезного заболевания, вплоть до . Именно поэтому родители должны уделять особое внимание развитию ребенка с самого раннего его возраста.

Проблема грудничков

Многие родители, отмечают такое расстройство у ребенка и интересуются, почему развивается синдром мышечной дистонии у грудничка.

Все дело объясняется физиологией или особенностями протекания беременности. 9 месяцев плод развивается в утробе матери. Для компактного размещения он занимает характерную позу эмбриона, подтягивая конечности к груди, животику.

После рождения он должен был бы распрямиться. Первые три месяца многие младенцы продолжают скручиваться, желая вернуться к привычной позе. Это называется физиологическим гипертонусом.

Иногда это длится вплоть до 6 месяцев. Такое развитие событий требует посещения врача для диагностики патологии, а также возможного решения вопроса о назначении терапевтического курса.

Главная причиня изменений тонуса мышечной системы младенца – незрелость вегетативной нервной системы (ВНС), постоянная импульсация, которая формируется, поддерживая тело в гипер— или гипотонусе.

Факторами, которые могут спровоцировать патологическое изменение работы ВНС:

  • Тяжелые роды, сопровождающиеся травмами у новорожденного;
  • Чрезмерное количество околоплодных вод;
  • Поздний гестоз;
  • Алкогольная интоксикация матери во время беременности;
  • Преждевременное отслоение плаценты или фетоплацентарная недостаточность;
  • Акушерские патологии;
  • Кесарево сечение;
  • Стремительные роды.

Все эти ситуации могут стать причиной расстройства мышечной системы ребенка. Родителей из группы риска часто предупреждают о возможных симптомах, которые нужно фиксировать.

Симптоматика СДР

Для того чтобы родители самостоятельно смогли вовремя обратить внимание на те или иные нарушения в развитии малыша, стоит четко знать, в чем именно могут проявляться симптомы двигательных нарушений у грудничка. Они могут иметь следующий характер:

  • видимые нарушения артикуляции ;
  • вялая мимика : если эмоции здорового малыша выражаются на лице довольно ярко, то СДР проявляется в практически отсутствующей мимике как при положительных, так при отрицательных эмоциях, такие малыши начинают улыбаться достаточно поздно, это может быть даже в три месяца;
  • значительная задержка зрительно-слуховых реакций , родители деток при этом часто наблюдают, что они долгое время не реагируют на окружающие их звуки и происходящие события, не узнают родителей и близких;
  • дети кричать слабо и монотонно , практически без перепадов звуков и тонов.

Можно отметить, что в целом детки, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений, являются более слабыми, вялыми и флегматичными, чем их здоровые сверстниками. При выявлении таких признаков не стоит спешить списывать их на особенности характера малыша, а вместо этого следует обратить на это внимание педиатра.

Родители должны много общаться с детьми, постоянно за ними наблюдая. Обязательно следует проводить параллель с их сверстниками, чтобы иметь возможность объективно оценивать развитие своего ребенка.

Стоит отметить, что синдром может проявляться не только в физических, но и в психических отклонениях от нормы. Так маленький ребенок может самостоятельно брать в руки игрушки, но при этом не понимать, что с ними нужно делать.

И если здоровый ребенок осознает такие моменты достаточно быстро, то у тех, кто имеет выраженные симптомы отклонения это может занимать намного больше времени.

Если у ребенка наблюдаются зрительные нарушения, то он будет путаться в пространстве, ему сложнее определить, где находится тот или иной предмет. Если малыш не может с первого раза дотянуться ручками до нужного предмета, стоит сразу же бить тревогу, и сообщать о симптоме врачую, параллельно наблюдая за общим поведением ребенка.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах и синдроме двигательных нарушений у наших детей:

  • видимые нарушения артикуляции;
  • вялая мимика: если эмоции здорового малыша выражаются на лице довольно ярко, то СДР проявляется в практически отсутствующей мимике как при положительных, так при отрицательных эмоциях, такие малыши начинают улыбаться достаточно поздно, это может быть даже в три месяца;
  • значительная задержка зрительно-слуховых реакций, родители деток при этом часто наблюдают, что они долгое время не реагируют на окружающие их звуки и происходящие события, не узнают родителей и близких;
  • дети кричать слабо и монотонно, практически без перепадов звуков и тонов.

Причины нарушения двигательной функции у грудничков

1. Спонтанной двигательной активности (с 4 дня жизни до 2 месяцев).

2. Монокинетическая фаза (с 2 по 5 месяцы), характеризующаяся самостоятельными движениями отдельных конечностей.

3. Дромокинетическая (с 5 по 12 месяцы), при которой движения получают конкретную направленность, но еще не уверены.

4. Кратикинетическая (с 12 месяца), характеризующаяся переходом к моторике взрослого, совершенствованием координации и нормализацием тонуса.

Детская моторика развивается по восходящей линии – от простых к более сложным движениям. В случае поражения различных отделов головного мозга у ребенка могут возникнуть те рефлекторные двигательные реакции, которые имели место на предыдущих этапах развития.

Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.

Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.

Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).

Гипотонус у младенцев не такой распространенный, как гипертонус, встречающийся намного чаще. Для слабости мышц существует ряд причин. Циркуляция крови в организме нарушена и присутствуют сбои в работе центральной нервной системы. Перечислим следующие основные факторы, влияющие на появление синдрома:

  1. Проблемы во время родов: асфиксия, гипоксия, родовые травмы.
  2. Экстренное родоразрешение.
  3. Во время беременности мама перенесла ряд заболеваний, а также имело место тяжелое протекание беременности.
  4. Вредные привычки матери.
  5. Питание новорожденного было организовано не должным образом.
  6. Ребенок родился недоношенным или с малым весом.
  7. Последствия перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, характеризующиеся общим истощением организма.
  8. Пороки и патологии в развитии.
  9. Генетически обусловленные заболевания.
  10. Избыточное потребление витамина D.

Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.

Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.

Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.

В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.

Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном формировании опорно-двигательного аппарата.

Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:

  • Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
  • Ещё один признак – монотонность крика и плача малыша.
  • Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
  • Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.

Не стоит отчаиваться, если ребёнку был поставлен такой страшный, на первый взгляд, диагноз. На сегодняшний день разработано немало эффективных способов, которые помогут избавиться от такой проблемы, как синдром двигательных нарушений. Лечение может включать в себя проведение массажа, рефлексотерапии, остеопатии, лечебной физкультуры. Вкратце рассмотрим каждый из этих методов.

Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно – подскажет специалист перед выполнением процедур. Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям. Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании – сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.

Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.

Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.

Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.

Читайте также:  Причины бессонницы у мужчин : профилактические рекомендации

Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.

Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании нервной системы и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.

В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.

Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.

Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.

Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.

Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и пальчиковые игры, прикосновения к разным по текстуре предметам.

синдром Дауна;

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность.

Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема.

Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей.

Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием.

В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни.

Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может.

Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес.

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.

Определение гипотонуса

Мышечная дистония у новорожденных чаще протекает по гипертоническому типу. Сгибающие мускулы рук и разгибающих ног напряжены. Выраженность клинической картины может существенно варьировать.

У некоторых малышей гипертонус заметен только в моменты игры или во время появления каких-то резких звуков. У других он становится причиной невозможности нормально двигаться из-за контрактуры рук, ног.

У детей традиционными симптомами мышечной дистонии с напряжением мускулатуры являются:

  • Верхние конечности прижаты к груди;
  • Ноги выпрямлены;
  • Они плохо спят, часто плачут без видимой причины;
  • Часто срыгивают молоко или смесь;
  • Тактильный контакт сопровождается довольно сильным сопротивлением;
  • Мышцы шеи напряжены, из-за этого может запрокидываться назад голова;
  • При поворотах малыши всегда делает это только односторонне, где лучше развиты мышцы, а соответственно выше их тонус.

Когда ребенок начинает ходить, он стает на цыпочки, а не делает шаги полной стопой.

Несмотря на ряд характерных симптомов для большинства новорожденных, нужно отметить, что до 6 месяцев большинство из признаков гипертонуса исчезают. Поэтому не стоит слишком сильно паниковать.

Профилактические меры не так обширны, но они есть. Прежде всего, еще до зачатия родители должны пройти полное медицинское обследование и, при необходимости, нормализовать свое здоровье. Во время беременности женщина обязана своевременно посещать гинеколога, проходить УЗИ, внимательно следить не только за своим состоянием, но и за тем, как развивается плод.

После родов физическому состоянию ребенка должно уделяться достаточное количество времени: начиная уже со второй недели жизни можно ходить на массаж и делать гимнастику. Кроме этого, очень важно регулярно посещать педиатра.

синдром Дауна;

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения.

Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков.

Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью.

Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) – это очень плохо.

  • тело малыша в лежачем положении сгибается в виде дуги;
  • грудничок научился держать головку, не достигнув даже месячного возраста;
  • к трёхмесячному возрасту ребёнок не научился раскрывать кисть для того, чтобы взять игрушку или другой предмет, он прижимает к туловищу сжатые кулачки;
  • голова крохи всегда повёрнута в одну сторону;
  • если поставить малыша на ножки, он встанет не на полную стопу, а на одни носочки;
  • ребёнок умеет переворачиваться только через один бок;
  • в годовалом возрасте пользуется не обеими руками, а отдает предпочтение какой-то одной.

Все вышеописанные признаки означают, что из ЦНС поступает чрезмерное количество импульсов. Не стоит откладывать в долгий ящик поход к неврологу.

Синдром двигательных нарушений этого типа сопровождается такими признаками:

  • вялость младенца, он совершает совсем мало движений ножками и ручками;
  • малыш не может удерживать игрушку в руке;
  • крик ребёнка очень слабый;
  • младенец не умеет удерживать головку в вертикальном положении на протяжении длительного периода времени и постоянно запрокидывает её назад;
  • малыш не начинает в положенное время ползать, сидеть и вставать;
  • ребёнок начинает улыбаться гораздо позже положенного срока;
  • дети с гипотонусом очень плохо держат равновесие во время сидения: даже в 6-7 месяцев их шатает со стороны в сторону.

Этот вид заболевания очень плохо сказывается на позвоночнике и осанке, возникает высокий риск вывихов суставов. Тяжёлые формы мышечной гипотонии могут затруднить даже такие важные процессы, как сосание груди, жевание и глотание пищи. Кроме того, дети с этим видом заболевания длительное время не проявляют речевые навыки.

Осложнения и прогноз

То, насколько благоприятно пройдёт лечение, зависит в первую очередь от вида заболевания.

Синдром двигательных нарушений лёгкой формы (при условии отсутствия стойкой гипоксии) можно побороть уже в течение первого года жизни малыша.

Более тяжёлые типы заболевания способны стать причиной возникновения множества осложнений: умственной отсталости, эпилепсии, сложностей с ходьбой, обучением и концентрированием внимания, метеочувствительности, головных болей, проявлений вегетососудистой дистонии.

То, насколько эффективным будет лечение, зависит, прежде всего, от сложности и степени запущенности заболевания. Если отмечается легкая форма синдрома, то при правильном лечении побороть его можно уже в первый год жизни малыша.

В раннем возрасте крайне важно внимательное отношение к ребенку. Заключаются оно в предоставлении свободы в развитии, естественно – в разумных пределах.

Нельзя ограничивать пространство грудничка кроваткой или манежем. Желательно выделить для ребенка отдельное помещение, в котором он при соблюдении мер безопасности сможет свободно передвигаться.

Яркие картинки, развивающие игрушки, ходьба босиком и фитбол – все это способствует правильному развитию малыша и является средствами профилактики синдрома двигательных нарушений.

Синдром двигательных нарушений у грудничка или ДЦП – это не одно заболевание, как думают многие. Это комплекс болезней, имеющих кое-что общее: повреждения головного мозга и нарушения работы нервной системы ребенка.

Признаки этих заболеваний проявляются еще в грудничковом возрасте.

Поражается та часть мозга, которая отвечает за движения мышц. Поэтому заболевшие детки с трудом справляются с целенаправленными движениями, плохо могут их координировать и значительно отстают в физическом развитии от сверстников. Часто у них имеются трудности со слухом.

Дело в том, что эта болезнь не прогрессирует: то есть при комплексном подходе к лечению результаты могут быть очень впечатляющими.

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.
  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • эпилепсия;
  • сложности с ходьбой, обучением и концентрацией внимания;
  • головные боли, повышенная метеочувствительность.

Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение. Синдром двигательных нарушений и дцп у грудничка Диагноз с м двигательных нарушений

Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

Массаж и лечебная физкультура . Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

Сделав на этой основе результаты, невролог может назначить ряд гомеопатических препаратов и сформировать рацион питания ребенка. В частности, при СДН малыш должен питаться продуктами, содержащими витамин B. Или же назначить уколы.

Рефлексотерапия . Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 34020
  • Дата обновления: Октябрь 2019

Синдром двигательных нарушений представляет собой одно из расстройств двигательной системы человека, при котором происходит поражение головного мозга, вызывающее сбой функционирования ЦНС. Болезнь способна поражать один или несколько отделов мозга, приводя к различным последствиям. Среди типичных проявлений недуга выделяют ухудшение мышечного тонуса и проблемы с передвижением.

Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония.

При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками».

Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.

Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др.

Читайте также:  Синдром Ангельмана - это... Что такое Синдром Ангельмана?

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения.

В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д.

Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции.

Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации.

Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка.

Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно.

Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии.

Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.

Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.

Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены.

Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов.

Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть.

У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации.

Массаж при синдроме двигательных нарушений

Расслабляющий массаж – один из самых эффективных методов терапии (выполнять массаж должен только квалифицированный специалист)

Что такое синдром двигательных нарушений новорожденного?

Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:

  • Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
  • Наличие документации на соответствующую работу;
  • Отзывы клиентов.

Эксперты из агентства медтуризма Меднавигатор помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам 8 (800) 777-37-25. Меднавигатор сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции.

Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение.

Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.

  1. Мышечный гипертонус.
  2. Мышечная гипотония.
  3. Мозжечковый синдром.
  4. Детский церебральный паралич.
  5. Мозжечковая дизартрия.
  6. Симметричный шейный тонический рефлекс.
  7. Тонический лабиринтный рефлекс.

Каждый из типов заболевания имеет свои особенности. Поговорим об этом позднее при рассмотрении симптоматики синдрома двигательных нарушений.

синдром Дауна;

Перинатальные поражения ЦНС: синдром двигательных расстройств в периоде восстановления | Советы доктора

Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит  в период восстановления. При этому  у 70%  пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30%  развивается эпилепсия.

1. Таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев).

2. Стриопаллидарный (от 4 до 10 месяцев), при котором происходит снижение мышечного тонуса и развитие целенаправленных движений.

3. Период созревания высших корковых функций с развитием сложных условных рефлексов и речи (после 10 месяцев).

Терапия ДЦП

  • острые заболевания, протекающие с интоксикацией;
  • онкологические заболевания;
  • системные заболевания крови;
  • мерцательная аритмия;
  • сердечная недостаточность 2 и более степени;
  • частые некупируемые судороги.

Кедрик Людмила Ивановна работает своей авторской методике с 2004 года. За это время большое количество детей получили возможность правильно двигаться, проявить свои интеллектуальные способности, сформировать правильную походку и осанку.

 Курс лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, стадией и степенью выраженности заболевания. К каждому ребенку мы находим индивидуальный подход и работаем с ребенком комплексно.

Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:

  • Центральные парезы: кислота гопантеновая (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема);
  • Статические парезы в возрасте от 12 месяце:– баклофен (от 0,5 до 1 миллиграмма на килограмм веса в сутки), мидокалм (5 миллиграмм на килограмм в сутки);
  • Статические парезы с двух лет: ботулинотерапия;
  • Торможение психомоторного развития: гопатеновая кислота (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема), пиритинол (10 миллиграмм на килограмм каждый день).

Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.

Родители должны осознать: остановок на этом пути не будет, потому что первая же из них приведет к ухудшению состояния малыша, и вернуться в колею с каждым разом будет все сложнее. Что радует – при правильном подходе многим деткам удается познать радость полноценной жизни.

Лучше всего, если расстройство обнаружено у новорожденного – в этот период детский мозг обладает способностью к восстановлению. Но даже если все произошло несколько позже, например, в 2-3 месяца от рождения, ситуацию можно максимально сгладить – с помощью препаратов, снижающих внутричерепное давление, а также добавлением витамина В, который будет активизировать мозговые процессы. По назначению врача применяются и другие специальные средства.

Еще одна важная роль отводится лечебной физкультуре и специальному массажу. Страдающий ДЦП ребенок должен упорно учиться делать то, что обычные детки усваивают на уровне инстинкта.

И здесь терпение и упорство родителей играют решающую роль. Если у них получится правильно и ежедневно заниматься с ребенком, то он сможет делать все то же, что и здоровые дети, просто немного позже.

В последние годы изобретено немало приспособлений, которые помогают родителям. Например, экзоскелеты. Также стоит пользоваться давно проверенными бальнеотерапией и грязелечением. Можно чаще давать ребенку возможность общаться с дельфинами и лошадьми.

Своевременная диагностика синдрома двигательного нарушения позволяет раньше начать лечение. А поскольку ДЦП не прогрессирует, то можно спасти больше двигательных функций малыша, дав ему надежду на нормальную, долгую и счастливую жизнь.

Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

Мышечная дистония у грудничка: 5 симптомов и причин, лечение, питание

Лечение дистонии мышц у грудничка проводится только врачом. Самостоятельно использование любых терапевтических методов без предварительной консультации со специалистом может существенно ухудшить состояние и привести к непоправимым последствиям.

Медикаменты применяются для ликвидации дистонии сравнительно нечасто и малыми дозами. Это объясняется активным ростом, развитием организма младенца. Мало кто из врачей желает насыщать его синтетическими лекарствами.

При необходимости могут применяться препараты следующих групп: спазмолитики, миорелаксанты, нейролептики.

Применение лекарств часто не приносит полноценного результата. Кроме того, они вызывают ряд побочных эффектов.

Хорошей альтернативной остается детский массаж и гимнастика при мышечной дистонии, а также другие методы физиотерапии.

Пирамидные и экстрапирамидные нарушения у детей

Вызывает некоторые затруднения дифференциальная диагностика у маленьких детей между пирамидными и экстрапирамидными нарушениями (симптомами). Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторная активность. Симптомы изменений мышечного тонуса могут различаться в различные возрастные периоды ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 месяцев), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии, гипотонус

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп.

Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго. Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (травматический парез ног, акушерский парез руки). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига – Гоффманна у ребенка 9 – 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 – 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций.

Мышечная дистония у грудничка: 5 симптомов и причин, лечение, питание

Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой.

Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.

МОЗЖЕЧКОВЫЕ НАРУШЕНИЯ у детей

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате родовой травмы или асфиксии, в редких случаях – как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы.

Собственно мозжечковые симптомы – интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двигательной активности ребенка. Заподозрить расстройства координации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений, это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно (к 10 – 11 месяцам). Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет.

Мышечная дистония у грудничка: 5 симптомов и причин, лечение, питание

Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками. Ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушением реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии.

Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *