Реабилитация детей с дцп – Всё о неврологии

Исследуем Метод Козявкина

Когда требуется реабилитация при ДЦП, обязательно потребуется комплексный подход к делу. Если использовать только один способ восстановления, тогда особого результата не будет. По этой причине важно подобрать разные техники, которые позволят значительно быстрее достичь нужного результата.

Самое важное при реабилитации – это социальная адаптация больного. Также потребуется выполнить обучение больного, позаботиться об эмоциональном развитии и о приобретении навыков общения. Обязательно нужна физическая адаптация, потому как ребёнок должен приспособиться к особенностям своего организма.

Стоит выделить ряд методик, которые позволяют улучшить состояние ребёнка при ДЦП:

  • Массаж. Он обязательно назначается для малышей, у которых имеется детский церебральный паралич. Мануальный и точечный метод должен выполняться специалистом. Важно правильно выполнять все действия, чтобы значительно улучшить состояние пациента.
  • Лечебная физкультура. Она требуется для того, чтобы ребёнок поддерживал двигательную активность и учился управлять своим телом. При этом конкретные упражнения подбираются индивидуально для человека.
  • Использование аппаратных тренажеров и специальных приспособлений. С их помощью будет значительно проще улучшить состояние ребёнка.
  • Психологические адаптационные занятия. Она обязательно потребуется для больных малышей, потому как им важно смириться с вынужденным состоянием.
  • Логопедические упражнения. Малышу обязательно нужно заниматься с логопедом, а также выполнять техники артикуляционного логомассажа. Это позволит научиться лучше произносить звуки и слова.

Безусловно, для каждого малыша индивидуально определяется реабилитация при ДЦП. При выборе конкретного метода важно будет отталкиваться от того, помогает ли он ребёнку. Многие методики практикуются в специализированных центрах реабилитации. При этом некоторые способы можно использовать в домашних условиях, если родители хотят самостоятельно заниматься несовершеннолетним.

Возраст: любой

Возраст: с 2 лет

Авторы: разработан в 1991 году группой российских физиологов и клиницистов на базе новейших для того времени достижений в области космической медицины.

На чем основан: С 1971 года в пилотируемых космических полетах использовался космический костюм «Пингвин». Он предотвращал неблагоприятные последствия длительного пребывания в условиях невесомости и ограниченной двигательной активности. В ходе исследований под руководством профессора Ксении Семеновой было доказано, что использование нагрузочного комбинезона «Пингвин» значительно уменьшает негативные последствия космического полета (остеопороз костей таза и нижних конечностей, туловищную атаксию, апраксию ходьбы, гипотонию и гипотрофию мышц).

Было высказано предположение, что при помощи подобного устройства, основанного на рефлекторно-нагрузочном принципе, можно воздействовать и на больных ДЦП. Решено модифицировать «Пингвин» для больных ДЦП. Принимались во внимание особенности того или иного патологического двигательного стереотипа, включающего привычное положение конечностей при вертикальной или горизонтальной позиции тела. Лечебный костюм, который получился на основе космического «Пингвина», получил название «Адели» — по названию самой маленькой породы пингвинов.

Кому подходит: детям и взрослым с ДЦП (важное условие — пациент должен удерживать устойчивую вертикальную позу с опорой или без опоры)

Задачи: направленная коррекция позы и движений больного с помощью опорных и регулируемых элементов и воздействие на двигательный центр головного мозга с целью восстановления его нарушенных функций; разрушение сложившихся патологических движений и становление новых рефлекторных связей, что должно по задумке оказывать соответствующее лечебное воздействие на структуры центральной нервной системы, контролирующие движения и речь.

Суть метода: применение костюмов «Адели» и «Гравистат»

Способ: Лечебные костюмы «Адели» представляют собой систему эластичных тяг (вмонтированных в комбинезон или выполненных автономно), расположенных между опорными элементами, в качестве которых выступают надплечники, широкий пояс в поясничной области, наколенники и обувь. Система тяг соответствует расположению мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), а также мышц, участвующих в ротационных и других движениях.

Все тяги снабжены устройствами, регулирующими их натяжение, что позволяет создавать не только осевую нагрузку на туловище и ноги в пределах от 15 до 40 кг, но и осуществлять изменение позы пациента, включая создание исходных углов в наиболее крупных суставах, а также сгибание и разгибание туловища. Нагрузочный костюм действует как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движения, а утяжеляя с лечебной целью их выполнение.

Для ослабления влияния тонических рефлексов в конструкцию «Адели» был включен специальный реклинатор, под действием которого ослабевает напряжение больших грудных мышц. Этот вариант устройства получил название «Гравистат».

Принцип действия: Как ортопедический аппарат он способствует одномоментной коррекции позы туловища и нижних конечностей, выведению суставов в максимально возможное физиологическое положение, выполняя функции эластичного фиксирующего каркаса. Как нагрузочный костюм он помогает гасить патологические рефлексы и позволяет дать дозированную нагрузку на необходимые мышцы, усиливая влияние лечебных гимнастических упражнений.

Лечебный эффект распространяется не только на двигательные возможности туловища и конечностей, но и на артикуляционную мускулатуру при наличии различных форм дизартрий.

Противопоказания: деструктивные изменения в позвоночнике, вывихи тазобедренных суставов, грубые деформации позвоночника, эпилепсия в приступном периоде, выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы, соматические заболевания в стадии декомпенсации, лихорадочные состояния

Продолжительность курса: Курс лечения методом продолжается 3-4 недели (3-4 часа ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу.

Первым этапом лечения детей с ДЦП является физическая или медицинская реабилитация. Она направлена на максимальное восстановление двигательной функции, снятие спазма мускулатуры, подавление очагов патологического возбуждение в нервной системе. Физическая реабилитация включает следующие методики:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • массаж;
  • физиотерапию.

Комплексное лечение должно проводиться без перерывов. Назначает процедуры и проводит контроль их эффективности врач-невролог в тесном сотрудничестве с врачом-реабилитологом. Родители обязательно должны заниматься с детьми дома, применяя методики, которым они обучаются в реабилитационном центре. Эффективное лечение и реабилитация детей инвалидов с ДЦП невозможны без активного участия родственников.

Эффективность мероприятий во многом зависит от тяжести нарушения двигательной функции. Принято выделять четыре степени:

  1. Незначительные нарушения. После реабилитации пациент может ходить самостоятельно, без особых препятствий.
  2. Средняя степень нарушения. Дети после терапевтических курсов ходят с поддержкой или со вспомогательными приборами.
  3. Тяжелая степень двигательных нарушений. Можно добиться самостоятельного передвижения ребенка в коляске, снабженной электрическим приводом.
  4. Очень тяжелая степень. Двигательная реабилитация минимальная, дети без посторонней помощи не могут передвигаться, сидят с поддержкой.

Дети с ДЦП должны заниматься ЛФК на постоянной основе. Процедуры оказывают помощь в растягивании мышц, снятия напряжения, увеличении двигательного диапазона. В разработанных методиках комплекс упражнений направлен на улучшение выносливости мышц при ходьбе, избавления от судорог и развитие мелкой моторики. Для лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом существует несколько программ:

  • Бобат-терапия. Она подходит для всех детей с ДЦП, начиная с 3 месяцев и заканчивая совершеннолетием. В нее входит комплекс мер, стимулирующих движения человека и психологическое настраивание на положительный результат;
  • Физиотерапия. Назначается при любой тяжести заболевания. Процедуру проходят, учитывая возраст и особенности заболевания. Данную методику рекомендуют проходить с осторожностью, принимая во внимание сопутствующие проблемы и патологии. Наиболее часто врачи назначают: электростимуляцию, СМТ, магнитотерапию, ультразвук, лазер и другие;
  • Медикаментозное лечение. Используется для избавления от спазмов и улучшения мозговой активности;
  • Войта-терапия. Данная терапия должна помочь запустить неработающие мышцы. Вместе с этим с ее помощью включают спонтанную моторику. Эффективна для детей в возрасте до года, так как именно в этот период моторика развивается наиболее активно. Кроме того, терапия предотвращает дальнейшее усугубление симптомов, если лечение было начато вовремя.
  • Педагогические занятия. Занятия с логопедами направлены на устранение речевых дефектов;
  • Иппотерапия. Этот метод подразумевает лечение с помощью верховой езды. Больной на рефлекторном уровне старается удержаться в седле, таким образом, напрягая и тренируя мышцы. С ее помощью можно исправить проблемы с дыханием и привести в норму равновесие. Кроме того, улучшается и психологическое состояние малыша.
  • Бальнеотерапия. Данная методика предлагает лечение при помощи водных процедур. В воде мышцы расслабляются, что положительно сказывается на диапазоне движений.
  • Дельфинотерапия. Курс реабилитации с дельфинами. По продолжительности не должен быть меньше двух недель. В этом случае происходит развитие мышц в виде игры с дельфином. Снимаются спазмы, улучшается дыхание. Кроме того, малыш получает массу положительных эмоций.
  • Лечение с помощью костюма Адели. Это специально разработанный ортопедический аппарат. При его использовании происходит перераспределение нагрузки на мышцы и суставы. Он пробуждает спящие клетки, посылающие сигналы в двигательный центр.

Особенности заболевания

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. Программа индивидуальной реабилитации может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми – таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.

Важно! Для малообеспеченных семей существует бесплатная реабилитация детей с ДЦП, можно получить бесплатную путевку в лечебный центр, где ребенка обеспечат лучшими препаратами и наиболее эффективными процедурами.

Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

Причин пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Читайте также:  Функции нервной системы — Студопедия

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа «Логоритмика»);
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия – массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат – специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето – разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Обращаясь к подобной методике, стоит помнить, что больной ДЦП ребенок должен получать развитие в обычных условиях, и взрослым не следует ему препятствовать. Преподаватели в данном случае играют роль помощников, а не учителей. Для проведения подобной программы необходимо использовать специальный учебный материал, благодаря ему ребенок может учиться самостоятельно.

Лучший помощник ребенка в процессе реабилитации — близкий человек, которому он доверяет

Основную роль в программе отводят родным, так как именно они должны проводить занятия с больным каждый день несколько раз. Именно поэтому в реабилитационный период родители должны пройти обучение, чтобы не возникало трудностей с тренировкой. Процесс излечивания на основе Войт-терапии можно проводить, начиная с самого рождения.

Эластичная тяга позволяет постепенно развивать мышцы

Обращаться к подобной терапии для больного ребенка следует лишь после достижения им трехлетнего возраста, подобное лечение по программе длится около трех недель. Иногда для большего эффекта продолжительность лечения может быть увеличена до полутора месяцев. Любые манипуляции в рамках данного метода стоит проводить только по строгой рекомендации врача и под его непосредственным наблюдением.

Основные фазы течения заболевания

Родителей интересует, из-за чего у ребёнка может возникнуть детский церебральный паралич. Важно понимать, что патология может появиться в период внутриутробного развития, во время родов и после появления на свет малыша. Существует немало факторов, которые способствуют возникновению болезни. Можно выделить основные из них, чтобы люди могли примерно понимать, в каких ситуациях формируется болезнь.

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича. Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения. Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.

  • Родовые травмы. Они вызывают поражение головного мозга. Нередко их можно получить в случае затяжных или скоротечных родов, при пониженной родовой активности, из-за узкого таза и неправильного размещения плода. Даже длительный безводный период может спровоцировать развитие у ребёнка ДЦП.
  • Заражение плода вирусной инфекцией. В особенности негативно на головном мозге сказывается герпес и краснуха.
  • Острые болезни матери, которые наблюдаются в период беременности. К ним можно отнести пороки сердца, ожирение, сахарный диабет и анемию.
  • Интоксикацию плода. Отравление вне зависимости от тяжести крайне негативно сказывается на состоянии малыша.
  • Ошибки медицинского персонала в период родов. Чтобы предотвратить возникновение данного фактора, важно выбирать хорошую клинику.
  • Резус-конфликт крови матери и ребёнка. Из-за него у малыша возникает ядерная желтуха, при этом в качестве осложнения возникает детский церебральный паралич.
  • Недоношенность и крайне низкий вес у ребенка. Если у женщины наблюдаются преждевременные роды, тогда примерно в 50% случаев у малыша могут диагностировать детский церебральный паралич.

Женщина должна планировать беременность и хорошо к ней подготовиться, чтобы снизить вероятность возникновения болезни. Важно выполнять профилактические меры, которые позволят уберечь малыша от церебрального паралича. Если же болезнь уже была диагностирована, тогда потребуется реабилитация детей с ДЦП. Существует немало различных методик, с помощью которых можно восстановить несовершеннолетнего, который столкнулся с заболеванием.

Основные фазы течения заболевания

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками. Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания. Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя. С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями. Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс.

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков;
  • улучшить тонус мышц связок в голосовом аппарате;
  • научить ребенка управлять собственным голосом и дыханием;
  • синхронизировать речь, правильную артикуляцию звуков и дыхание;
  • откорректировать произношение некоторых звуков и букв.

Занятия с логопедом должны быть включены в другие этапы реабилитации. На речь ребенка влияет много факторов, включая тонус мышц, наличие гиперкинезов, умение владеть собственные конечности. Потому без правильной физической и медицинской реабилитации научить детей с ДЦП правильно говорить невозможно.

  1. Детей знакомят с реальными предметами, изображениями, учат искать названные вещи на игровом столе либо на картинке.
  2. В форме игры знакомят со свойствами предметов: размерами, цветом, формой.
  3. Расширение характеристик предметов (твердый и мягкий, гладкий и шероховатый, теплый и холодный), просят детей самостоятельно описывать те или иные предметы.
  4. Формирование обобщений, умения группировать предметы за их свойствами.

Занятия с логопедом помогают не только научиться правильного говорить, артикулировать звуки, но и мыслить, положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

При реабилитации детей с ДЦП можно выделить конкретные ступени развития. Среди них можно выделить три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности.

  • Ранняя. Она диагностируется у детей в возрасте до 5 месяцев. Проявляется задержкой в развитии несовершеннолетнего, а также в сохранении рефлексов, как у новорожденных. При этом малыш не может играть одной из рук из-за того, что нарушается тонус мышц.
  • Начальная резидуальная. Определяется у детей, которым до 3 лет. Стоит отметить, что дети с ДЦП к двум годам могут не пробовать разговаривать, при этом становится заметна асимметрия в теле. У ребёнка наблюдается повышенная потливость, при этом он может часто давиться свое слюной и едой. Малыши с церебральным параличом не могут полноценно двигаться.
  • Поздняя резидуальная. Она определяется у детей, которым уже больше 3 лет. При этом наблюдается тугоподвижность, укороченность ноги на повреждённой стороне, проблемы с зубами, а также судороги. Значительно нарушается качество слуха, речи и зрения, могут присутствовать расстройства мочеиспускания и дефекации.

Естественно, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем проще будет проходить физическая реабилитация детей с ДЦП. Обязательно будет подбираться конкретная программа, при которой будет проходить адаптация. Важно, чтобы с детьми работали специалисты, так как в этом случае точно удастся добиться успеха. Родителям ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию на потом, её нужно начинать сразу после обнаружения тяжёлой патологии.

ДЦП различается по формам и фазам течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать признаки появления ДЦП. При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современные методики лечения ДЦП

Реабилитационная программа основана на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Фундаментом программы являются физические тренировки, направленные на восстановление движений и активности детей с ДЦП.

Основной движущей силой развития ребенка является любопытство. Поэтому мы стараемся проводить занятия в игровой форме, а количество механических повторений, смысл которых ребенку непонятен, сводим к минимуму. Мы верим, и практика это подтверждает, что позитивный настрой способствует более глубокому усвоению новых движений.

Фундаментом реабилитационной программы ДЦП является метод Войта, который активизирует и совершенствует двигательные функции рефлекторного характера – ползание, переворачивание. Помимо этого, мы активно применяем методики Кастильо Моралес, PNF, мануальную терапию, «Баланс», РДА.

Если инвалид ДЦП сталкивается с проблемами дефицита силы и физической выносливости, нехватки равновесия и координации движений, тогда часть занятий мы проводим на виброплатформе Галилео. Эти упражнения экономят время и значительно облегчают трудоемкость реабилитационного процесса. Плюс ко всему – они проходят весело, так как большинству деток очень нравится вибрация.

На платформе Галилео также проводятся растяжки. Эффект от таких занятий наступает быстрее и держится дольше:

  • Уменьшается спастичность мышц;Реабилитация ДЦП в Москве
  • Увеличивается сила и работоспособность;
  • Улучшается баланс и координация;
  • Наращиваются объемы и мышечная масса;
  • Повышается скорость и качество ходьбы;
  • Укрепляется опорно-двигательный аппарат.
Читайте также:  Синдром Шарко-Мари-Тута 2 (ШМТ 2, НСМН 2 типа)

Виброплатформу можно арендовать на некоторое время, чтобы маленькие пациенты занимались дома и смогли закрепить результат.

Не все методики реабилитации похожи на игру. Но использование некоторых из них, например, Войта терапии, особенно оправданы в возрасте до 18 месяцев. Терапия Войта помогает наработать отличную сенсомоторную базу, достаточную для построения других видов терапии – логопедии, дефектологии, эрготерапии, функциональной интеграции.

Все программы реабилитации разрабатываются строго индивидуально, исходя из физиологического состояния пациента. У нас можно проходить как отдельные процедуры (занятия по Войта или на платформе Галилео), так и комплексную реабилитацию. Кроме этого, наши специалисты всегда могут приехать к вам домой, чтобы подкорректировать программу упражнений.

Поскольку родители – полноценные члены реабилитационной команды, мы всегда активно делимся с ними своими знаниями. Обучая родителей методикам терапии, мы помогаем им получить багаж знаний, которые позволят продолжить процесс реабилитации ДЦП дома и закрепить достигнутые результаты.

Санаторно-курортное лечение – важный этап реабилитации детей, больных ДЦП. Во-первых, выезд из дома помогает ребенку сменить обстановку, получить новые положительные эмоции, навести контакты со сверстниками. Большинство санаториев находятся в экологически чистых зонах, что особенно полезно детям, живущим в больших городах. Отдых позволяет укрепить иммунную систему, после возвращения домой ребенок болеет намного реже.

Самой важной частью лечения в санатории является возможность использования различных физиотерапевтических процедур под тщательным наблюдением специалистов. На курортах применяются следующие методики:

  • электротерапия;
  • магнитотерапия;
  • терапия лазером;
  • облучение ультрафиолетом;
  • ультразвуковая терапия;
  • бальнеология;
  • гидротерапия;
  • грязелечение.

В некоторых санаториях есть дельфинотерапия, иппотерапия, применяются авторские методики (Бобат, Войт-терапия). В обязательную программу лечения входят ЛФК, массаж, при необходимости медикаментозное лечение.

Самые известные санатории в России и ближнем зарубежье:

  • «Лесная поляна» в Ставрополье;
  • «Озеро горькое» в Курганской области;
  • «Анапа»;
  • «Амурский» в Хабаровском крае.

Есть санатории на черноморском побережье, в Одессе, Саках, Евпатории. Существует санаторий в Трускавце, где проводится реабилитация по авторской методике Козявкина.

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплексы упражнений ЛФК

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

  • массаж – должен выполняться только специалистом;
  • лечебная физкультура ;
  • бобат-терапия ;
  • применение специальных технических приспособлений во избежание появления патологических поз;
  • логопедические занятия, направленные на коррекцию нарушения речи ;
  • занятия с психологом ;
  • медикаментозное лечение – применение препаратов, снижающих тонус мышц;
  • хирургические ортопедические вмешательства – сухожильная пластика, коррегирующая остеотомия и другие;
  • функциональная нейрохирургия ;
  • физиотерапия – снятие болезненных спазмов мышц;
  • иппотерапия и дельфинотерапия – общение с животными поможет ребенку улучшить речь, координацию, адаптироваться в обществе;
  • арт-терапия – лечение искусством и творчеством – направлена на подготовку ребенка к учебе.

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

  1. Бобат-терапия – предназначается для детей любого возраста, начиная от 3 месяцев и до совершеннолетия. Она включает в себя запрещающие удерживания, направляющие движения и стимулирование ребенка на ожидаемый результат.
  2. Использование приспособлений – специальные приспособления необходимы ребенку во всех сферах жизни, для того, чтобы он мог стоять, сидеть, мыться, передвигаться. Они назначаются в зависимости от типа нарушения и стадии нарушения координации и равновесия. Приспособления подразделяются на три вида: мобильность (инвалидные кресла. ходунки. сиденья), развитие (вертикализаторы. столы и стулья, велотренажеры ), гигиена (кресла-туалеты. сиденья для ванн).
  3. Физиотерапия – назначается на всех этапах заболевания с учетом возраста, состояния больного и особенности течения патологии. Назначаются процедуры с осторожностью, учитывая другие заболевания и тяжесть симптомов ДЦП. Самыми распространенными процедурами считаются: электростимуляция, СМТ, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия и другие физиотерапевтические назначения.
  4. Медикаментозная терапия – направлена на устранение нежелательных симптомов. Назначаются мозговые метаболические препараты и нейропротекторы (Церебролизин, Пирацетам), а также сосудистые препараты (Актовегин). Выраженный спазм лечится Мидокалмом, Баклофеном. Эпилептические приступы снимаются противосудорожными препаратами – Ламотриджин или Топарамат.
  5. Войта-терапия – этот метод реабилитации детей, при котором происходит «запуск» определенных мышц. Впоследствии они должны включить спонтанную моторику пациента. Эта методика особенно эффективна для детей до года, потому что в раннем возрасте рефлекторные реакции наиболее интенсивны. Этот метод предотвращает угрозу развития ДЦП, если он обнаружен на ранней стадии и вовремя начато лечение.
  6. Педагогическая программа – при нарушении речи применяются занятия с логопедом. Одной из лучших программ является Логоритмика, где дети в игровой и музыкальной форме запоминают и воспроизводят предлагаемый текст.
  7. Иппотерапия – верховая езда укрепляет мышцы ребенка, особенно спинные. Восстанавливается равновесие и дыхательные расстройства. Общение с животными на свежем воздухе расширяет диапазон ребенка и улучшает эмоциональное состояние. Не имея возможности использовать лошадь, можно кататься на карусели, качелях, результат будет тот же.
  8. Костюм Адели – это и ортопедический аппарат, и тренажер, предназначенный для перераспределения нагрузки на мышцы и суставы, образуя мышечный каркас. Задача тренировок с помощью приведенного костюма – «разбудить» спящие клетки двигательного центра. Это достигается путем воздействия на определенную группу мышц, которые и посылают импульсы в мозг. Костюм состоит из жилета, шорт, деталей для коленей и рук, кистевых опор, обуви с петельной системой, шапочки и набора эластичных тяг.

Процедуры коррекции направлены на улучшение координации движений, способности самостоятельно держать различные предметы, помощи в общении, а также получения минимального образования. Главная задача этих мероприятий – максимально развить навыки малыша. Вот какие методы обычно используются во время реабилитации ребенка инвалида ДЦП:

  • Плавание. Оно рекомендуется всем, а не только детям с заболеваниями. Оно повышает тонус мышц, улучшает координацию движений, учит сохранять равновесие;
  • Разнообразие физических упражнений. Для детей с ДЦП подходит движение на четвереньках, нагрузки на шведской стенке, попеременное поднимание и опускание рук и другие;
  • Занятия, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики. Хорошо влияет множество детских игр, таких как игра в мяч, классики, ходьба на руках, рисование, собирание пазлов.

ДЦП – это одно из тех заболеваний, которые на сегодняшний день невозможно вылечить полностью. Вовремя начатая реабилитация значительно улучшит качество жизни больного, позволит ему адаптироваться и вести полноценное существование.

Реабилитационные центры в России

— Родился ребенок, отличающийся от обычного. Как сделать так, чтобы мама не осталась один на один с проблемой? Она не знает, к кому ей обращаться. Как сделать так, чтобы она имела четкую схему действий?

— Я расскажу на опыте нашего региона. У нас один на один мама никогда не останется с этой проблемой, благодаря тому, что есть определенные административные, организационные шаги в работе нашего медицинского сообщества.

Например, рождается ребенок с проблемой, но как узнать, это ребенок будет с ДЦП или ребенок, просто у которого есть некоторые проблемы?

Раньше годовалого-полуторагодовалого возраста специалист не имеет права говорить о таком диагнозе, потому что есть определенный ресурс восстановления нервной ткани.

Мы даже не можем предположить, какой это будет уровень движения. Может и будет проблема, но какого уровня никто не может сказать.

Но есть группа риска: если ребенок родился недоношенным, или доношенным, но с меньшей массой тела, чем предполагалось, если ребенок перенес внутриутробно какую-то инфекцию, или он после родов перенес какую-то инфекцию, которая серьезно влияет на структуру мозга, например, менингит, это может быть и гемолитическая болезнь, по системе AB0, по резус-фактору.

О таких детях в Тюмени мы сразу узнаем. Выписав детей группы риска домой, мы определяем им маршрут, эти дети обязательно должны прийти к нам в государственнный реабилитационный центр «Надежда». Более того, любая мама, если она видит, что что-то не так, может обратиться к нам в центр, абсолютно бесплатно, по направлению.

Комиссия врачей центра, в том числе неврологов, определяет: есть проблема у ребенка или беспокоиться не надо. Порой мы сами не можем сразу сказать, будут ли дальше проблемы в каком-то объеме, поэтому эти дети приглашаются еще раз — месяца через три. Так что мы наблюдаем группу риска с рождения.

Бывает, конечно, что мама приходит первый раз, когда ребенку уже год. У ребенка двигательная задержка, а она говорит: «Ну авось само пройдет, да у соседки так же все было, все потом нормально было». Ищет себе оправдания.

— А какова роль родителей в процессе реабилитации ребенка с ДЦП?

— Считается, что самое главное, на чем строится реабилитация ДЦП, это терапия движения. Понятно, что движение занимает в жизни очень важное место, а уж ребенок, который имеет двигательные проблемы, обязательно должен заниматься движением ежедневно.

Но никакого здравоохранения никогда не хватит, чтобы 365 дней в году поддерживать двигательную активность детей. Родители правильно понимают, что заниматься с ребенком нужно постоянно, но думают, что это должен сделать какой-то инструктор или физиотерапевт. Ищут все новые и новые курсы реабилитации.

Мы должны менять это мировоззрение. Специалист должен показать, как это делать, научить родителей, а родитель должен продолжать занятия. Когда у ребенок осваивает какое-то более совершенное движение, специалист дает новые задания. Для этого и существует реабилитационный центр, где специалист говорит родителям, что и как делать.

— Это было изначальной установкой вашего центра «Надежда»?

— Нет. И у нас был период, когда мы посылали детей «лечиться», например, в Израиль. Но мы прекрасно понимали, что денег не хватит, чтобы всех детей куда-то посылать из регионов. Со временем пришли к тому, что создавать надо что-то здесь. Сейчас есть такая тенденция — деньги региона должны оставаться в регионе. Это правильно.

Я работаю в центре «Надежда» (официальное название — ГАУЗ ТО «Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда». — прим. ред.) с 1992 года, в должности заместителя главного врача с 2001 года. Вся моя научная деятельность была посвящена методикам работы с ДЦП, поэтому здесь мы смогли организовать врачебную отборочную комиссию, когда три раза в неделю мы ведем прием, и дети Тюмени и области приезжают к нам с любыми проблемами – ортопедическими, неврологическими, психопатологией и мы подбираем оптимальный маршрут реабилитации для этого ребенка, учитывая те факторы, о которых мы говорили раньше.

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз.

Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях – родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Читайте также:  Как распознать дефицит гормона роста у ребенка?

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет.

  • Немецкий центр реабилитации, г. Радимичи, Брянская область.
  • Реабилитационный центр профессора Севастьянова, г. Йошкар-Олы, республика Мари-Эл.
  • Институт клинической реабилитологии, г. Тула.
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
  • Клиника детских параличей под руководством Умнова, Санкт-Петербург.
  • , Санкт-Петербург.
  • , Санкт-Петербург
  • Детская психоневрологическая больница №18, г. Москва.
  • Кунцевский медико-реабилитационный центр, г. Москва
  • «Примавера-Медика», г. Москва
  • Российская Академия медико-социальной Реабилитации, г. Москва

На самом деле клиник и центров существует гораздо больше, и в них используются разные методики лечения. В некоторых есть возможность пройти курс бесплатно, но нередко приходится ждать в очереди. Во многих частных клиниках услуги платные. Выбирая центр реабилитации детей с ДЦП, нужно обязательно узнать о его репутации, оборудовании и методах лечения, которые там используются, результатах терапии у других пациентов.

Реабилитация детей, больных ДЦП, – это длительный процесс, который занимает годы, и родителям придется настроиться на долгий и тяжелый труд. Методики реабилитации для каждого ребенка должны подбираться индивидуально. Результаты во многом зависят от степени нарушений. Потому врач должен предупредить родителей, до какой степени могут возобновиться двигательные, речевые, интеллектуальные способности ребенка.

Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов.

Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.

Слово родителям

Отзывы родителей о центрах реабилитации и применяемых методах восстановления детей с ДЦП.

ДЦП у взрослых: особенности течения и проявления болезни

Мы были в Московском реабилитационном центре, когда они только открылись. Понравилась детская йога, массаж каждый день по полчаса: один день спина, другой – руки и ноги.

А ЛФК не понравилось, я могу сама так заниматься. Персонал вежливый, приветливый, оборудование и помещения современные.

У ребенка ДЦП – тетрапарез. Лечились в разных городах, прошли 3 курса реабилитации в Самаре, результаты есть. Дочке 6 лет, передвигается на коленках, знает два языка, сидит сама, очень хочет ходить сама.

Нам провели 3 курса ЛФК, результаты очень радуют. Сонечка научилась ходить, держась за руки – раньше она не понимала, что надо делать.

Теперь мы уверенно ходим не только дома, но и на улице по песку, где есть и ямки, и бугорки. Научилась ползать, пока медленно, но с каждым днем все увереннее. Учимся ходить, держась за одну ручку.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, требующее длительного регулярного лечения и реабилитационных мероприятий.

Родителям совместно с медиками следует разработать программы по адаптации ребенка, проводить курсы медикаментозной терапии, подобрать правильные вспомогательные средства для передвижений, занятий и проведения гигиенических процедур.

дцп у взрослых

Необходимо научить ребенка всем навыкам комфортных и независимых от посторонних повседневных действий.

Аппаратная реабилитация

Это один из главных методов восстановления, при котором применяется специализированное оборудование. Оно разработано специально для лечения детского паралича. При этом важно будет в зависимости от состояния ребёнка подбирать подходящие приспособления.

К основным элементам оборудования можно отнести следующие предметы:

  • Тренажёры. Например, применяются велотренажёры и устройство Гросса.
  • Ходунки и вертикализатор. Они помогают детям научиться лучше двигаться и контролировать своё тело.
  • Виброплатформа.
  • Ортопедические предметы. В данную группу можно отнести различные вещи от обуви до специальных устройств, предназначенных для сидения.
  • Лесенки.
  • Гимнастические мячи. Они используются при занятиях лечебной гимнастикой.

Крайне важно не допускать спастичности мышц, потому как это негативно влияет на состояние организма. Человек должен заниматься на виброплатформе, чтобы предотвратить нежелательное состояние. Также с её помощью удастся нарастить мышечную массу и улучшить координацию движений.

Помимо этого, дети часто используют специальные костюмы, которые будут воздействовать на ту или иную мышцу. Они также будут стимулировать мозговую деятельность, и выступать своего рода будильником для клеток, находящихся в спящем состоянии.

Специальные устройства потребуются даже в повседневной жизни, потому как с их помощью удастся облегчить участь малыша. Например, используются кресла-туалеты, инвалидные коляски и особые удерживающие устройства.

Некоторым детям рекомендована скандинавская ходьба, которая выполняется с использованием специальных палок. Этот вид упражнений будет развивать мышцы плечевого пояса, потому как пациенту придётся активно двигаться. Естественно, для выполнения подобного упражнения ребёнку нужна будет поддержка и помощь.

  • Тренажёры. Например, применяются велотренажёры и устройство Гросса.
  • Ходунки и  вертикализатор. Они помогают детям научиться лучше двигаться и контролировать своё тело.

Ранние признаки детского церебрального паралича

Почему случается дцп у взрослых

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
  • преобладание одной руки к 18 месяцам;
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.

Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными – все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

— Наш фонд приостановил прием заявок на курсовую реабилитацию. Мы считаем, что ребенку с ДЦП должна оказываться комплексная поддержка, которая в том числе будет направлена на профилактику и лечение осложнений, иметь доказательную базу, отвечать современным тенденциям.

Детский церебральный паралич сложно назвать болезнью. ДЦП – это состояние, реабилитация которого, в первую очередь, заключается в профилактике вторичных ортопедических осложнений, которые усугубляются в процессе роста ребенка. Эта профилактика должна проходить постоянно, изо дня в день, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Попытки замедлить эти осложнения два-три раза в год курсовой реабилитацией неэффективны.

Конечно, однозначного решения тут быть не может, целесообразность курсовой реабилитации для каждого человека может определить консилиум врачей.

ДЦП у взрослых

Но эти курсы должны быть, в том числе, направлены на консультации родителей больного ребенка.

Как адаптировать среду ребенка под его ограниченные возможности, как правильно накормить его, как правильно и безопасно посадить его, как правильно спать, как избежать боли, как научиться быть самостоятельным, что в конечном итоге повысит качество жизни больного ребенка, а также всей его семьи. Такие курсы реабилитации, направленные на решение насущных задач семьи ребенка с ДЦП, должны проводиться каждые 4-6 месяцев для постановки новых индивидуальных и реальных задач, отвечающих требованиям SMART (specific, measurable, achievable, realistic, time-framed).

Но, заметьте, эти курсы не должны быть направлены на манипуляции с ребенком, они решают задачи обучения родственников ребенка научиться жить с проблемой, извлекая из этого максимум положительных моментов.

Эффективной помощь детям с ДЦП будет лишь в том случае, если она будет всеми технологиями способствовать интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество.

Есть 3 главные проблемы, которые необходимо решать у детей с ДЦП: активировать глобальные моторные функции; развивать навыки самообслуживания; совершенствовать коммуникацию.

Но эффективно решать эти задачи смогут не все специалисты, работающие сегодня в системе реабилитации. Правильнее сказать, таких специалистов (физических терапевтов, эрготерапевтов, коммуникаторов) практически нет в РФ по причине отсутствия системы их подготовки и стажировки на территории России.

Одна из важнейших задач нашего фонда сегодня — разработать механизм оказания помощи семьям по месту проживания с акцентом на развитии возможностей самого ребенка и на создание оптимальных условий, в которых он может реализовать свой потенциал.

Средства технической реабилитации

Все технические средства можно разделить на тренажеры для реабилитации детей с ДЦП и вспомогательные приборы. Но это разделение довольно условное, так как часто вспомогательные приборы одновременно играют роль тренажеров.

При выборе тренажера важно учитывать этап развития ребенка, его физическую форму и степень нарушений. Существуют следующие виды приборов:

  1. Тренажеры для укрепления навыка ползания. На них занимаются дети до трёхлетнего возраста. Позволяют вырабатывать координацию, стимулируют развитие вестибулярного аппарата, укрепляют мышцы рук, ног, шеи и плечевого пояса, улучшают перистальтику кишечника, стимулируют рост, снимают некоторые двигательные ограничения.
  2. Тренажеры для сидения. Представляют собой кресло на колесах с ремнями и фиксаторами, которое позволяет закрепить тело ребенка в наиболее естественной позе. Предупреждает образование контрактур, искривлений костей, позвоночника. Уменьшает количество непроизвольных движений, учит ребенка правильно держать и контролировать свое тело.
  3. Тренажер для стояния. Это средство являет собой платформу с регулируемым наклоном и специальными фиксаторами. Он укрепляет мускулатуру, улучшает дыхание, работу кишечника, мочевого пузыря, предупреждает пролежни, позволяет детям лучше ориентироваться в окружающем мире, контактировать с другими.
  4. Тренажер для ходьбы. Это оборудование для реабилитации похоже на ходунки разной конструкции с седлом, фиксаторами и специальными ручками. Тренажер расширяет двигательные возможности ребенка, укрепляет мышцы и кости, учит детей правильно фиксировать голову, плечи, грудь, стимулирует рост, служит для профилактики контрактур, пролежней, ожирения.
  5. Тактильные тренажеры: массажные коврики, специальные беговые дорожки, приспособления для массажа ладоней. Улучшают чувствительность рук, ног, снимают спазмы мускулатуры, улучшают мелкую моторику.
  6. Бытовые тренажеры. Специальные доски с дверными ручками, крючками, защелками, кранами, выключателями, которые помогают ребенку совершенствовать бытовые навыки.

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка.

Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, тренажер Гросса, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *