Темп речи: виды, отклонения и их коррекция

Причины появления

Часто этот недуг связывают с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако данное нарушение может возникнуть у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Причины брадилалии:

  • генетическая предрасположенность, передаваемая по наследству;
  • интоксикация плода (алкоголем, угарным газом и др.) в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора;
  • опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма.

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь, без интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Причины возникновения брадилалии

Тахилалия и брадилалия диагностируется как у детей и у взрослых и часто сопровождается психическими нарушениями. Причины возникновения имеют как психологический, так и биологический характер. Главное — не оставлять болезнь без внимания, так как она со временем прогрессирует, мешает общению в социуме и учебе.

Тахилалия и брадилалия могут быть вызваны:

  • передачей дефекта по наследственной линии;
  • предрасположенностью к заболеванию;
  • экзогенными факторами, которые могут способствовать развитию заболеваний;
  • интоксикацией плода (алкогольное или пищевое отравление беременной);
  • резус-конфликтом, травмой головы, менингитом, энцефалитом и т. д.;
  • психологическими травмами и расстройствами (ошибки в воспитании ребенка, недостаток внимания и общения);
  • подражанием другим, кто также страдает от нарушения темпа речи.

Причины брадилалии разнообразны. Самым главным фактором нарушения речи является патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. В логопедической практике выделяют биологические и психологические факторы развития брадилалии. Брадилалия может передаваться как по наследству вместе с нарушением внутренней речи, так и быть следствием неблагоприятных перинатальных поражений ЦНС.

  • олигофрения;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • симптоматический паркинсонизм;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • депрессии.

Процесс замедленного темпа речи может также быть обусловлен:

  • центральными, в основном моторными нарушениями;
  • неправильным течением элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.

Неправильное воспитание речи ребенка и подражание замедленной речи окружающих могут быть причинами формирования брадилалии. Нарушение речи может также быть вызвано психической заторможенностью, снижением интеллектуальных функций, психоорганическим синдромом. Чаще всего брадилалию диагностируют у флегматиков, которые по своей природе более медлительны.

У таких людей процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а в случае брадилалии этот эффект усиливается в несколько раз. Специалисты выделяют также такую разновидность брадилалии, как мозжечковую, при которой пациент не только слишком медленно говорит, но и зачастую неправильно модулирует речь, а в некоторых случаях постоянно скандирует.

Диагностика брадилалии

Брадилалия, как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед.

Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством.

Читайте также:  Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить:

  • электроэнцефалографию;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • люмбальную пункцию.

Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика). Для изучения письменной речи выполняются специальные задания: списывание текстов, диктант, чтение.Производится оценка общей и мелкой моторики, мимики, оценивается уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных систем.

Изучение нарушений при брадилалии осуществляется логопедом. Диагностика может проводиться психиатром или психологом.

Диагностика осуществляется по средствам компьютерных исследований головного мозга в совокупности с работой ряда специалистов: логопеда, невролога, психолога и психиатра.

Специалист изучает анамнез перенесенных заболеваний, выясняет, какие причины могли послужить данным речевым отклонениям.

Для исследований можно, а в некоторых случаях, желательно прибегнуть к инструментальным средствам МРТ головного мозга, ЭЭГ, РЭГ и другим.

Оценка речи включает в себя комплекс показателей, начиная от строения артикуляционного аппарата, состояния моторики, заканчивая исследования самой речи – звукопроизносительных навыков, темпа, ритма, особенностей голоса.

Также проводится диагностика письменной речи. Испытуемому даются несложные задания на списывание текста или для написания под диктовку.

Важно, чтобы при постановке диагноза не примешивались такие дефекты, как заикание или дизартрия.

Помимо внешних проявлений заболевания, существуют и внутренние нарушения, определить которые помогут дополнительные обследования. Исследования (МРТ, ЭЭГ, РЭГ) головного мозга помогут определить органическую причину заболевания. Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.

Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента. Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения. Врач оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи.

Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции. Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития. Пациенту предлагаются письменные задания и чтение отдельных слов, фраз и текстов. На основании комплексного обследования составляется карта.

Как проявляется брадилалия?

Симптоматика брадилалии может проявляться в речевой и неречевой форме. К речевым симптомам нарушения относятся:

  • замедленный темп экспрессивной (произносимой вслух) и импрессивной (мысленной) речи;
  • замедленный темп чтения и письма;
  • увеличенные паузы между произносимыми словами;
  • увеличенные интервалы между отдельными звуками одного слова;
  • растянутое произношение гласных;
  • скандированность речи.

Артикуляция звуков может быть нарушена, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно. Хотя в момент произнесения слов и фраз у пациента наблюдается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, а также растягивание гласных звуков. Голос у пациента при брадилалии приобретает монотонность, модуляция и выразительность отсутствует, иногда при фонации появляется ринофония (назальный оттенок). Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.

Неречевая форма брадилалии проявляется следующим образом:

  • нарушения мимических движений, общей и мелкой моторики;
  • вялость, общая заторможенность, плохая координация движений;
  • склонность к застыванию и устойчивым повторениям (персеверация);
  • ухудшение внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • проблемы с переключением внимания.
Читайте также:  Пояс для поясницы при остеохондрозе

Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза, а как только сосредотачиваются на чем-то, с трудом переключаются на другое занятие. Легкая степень брадилалии не доставляет значительного дискомфорта и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства пациенты, осознающие свой дефект, страдают от психологических переживаний.

Рекомендации по коррекции

Коррекция брадилалии, как и любого иного заболевания, должна проводиться комплексно.

  • Медикаментозное лечение направлено на нормализацию деятельности нервной системы. Как правило, назначаются укрепляющие и тонизирующие препараты, содержащие витамины группы В, витамин С. Широко применяются в лечении брадилалии препараты глютаминовой кислоты.
  • Положительный результат дают занятия в бассейне, водные процедуры, физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура.
  • Обязательной является консультация психолога и психотерапевта.
  • Для снятия физического и психического напряжения с больным проводятся аутогенные тренировки.
  • Положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребёнка окажут подвижные и развивающие игры, участие в театральных сценках.
  • Чтение книжек, отгадывание загадок способствуют нормализации темпа речи малыша.
  • Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику.
  • Темп речи ускоряется при занятиях спортом, пением, танцами.

Стимуляция скорости речи ребёнка проходит постепенно в несколько этапов:

  1. Логопед произносит лёгкую фразу типа «котёнок пил тёплое молоко», задавая темп речи дирижированием или хлопками в ладоши, простукиванием ритма по столу. Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  2. На этом этапе дети и взрослые быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  3. Третий этап коррекционной работы включает в себя работу не только над скоростью речи, но и над её выразительностью. Дети рассказывают сказки по ролям, разучивают инсценировки, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  4. На последнем этапе применяются в ускоренном темпе скороговорки и чистоговорки, закрепляющие полученные навыки и развивающие речевую моторику.

Классификация нарушений темпа речи

Для развития внутренней речи используются всевозможные занятия на сообразительность и воображение. При этом логопед предлагает ребёнку выполнять задания в разных темпах, поддерживая скорость, например, хлопками в ладоши. Постепенно ребёнок учится контролировать свою речь и говорить быстрее.

Диагностические методы исследования брадилалии

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики).

быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Пациентам с брадилалией необходимо проходить комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое направлено, прежде всего, на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Поэтому пациент с брадилалией может посещать одновременно невролога, логопеда, психолога и психиатра.

Читайте также:  Туман в голове (неясная голова): причины и лечение

При брадилалии пациент проходит следующие виды исследования:

  • данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга;
  • данные о наличии генетической предрасположенности к нарушениям темпа речи;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ПЭТ головного мозга.

Также проводится диагностика устной и письменной речи. Анализ устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса. В свою очередь, исследование письменной речи подразумевает выполнение заданий на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов. Состояние артикуляционной и мимической моторики у пациентов оценивается специалистами по методикам, которые включают:

  • анализ состояния тонуса мышц;
  • изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
  • изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.

Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций. На основании обследования логопед составляет речевую карту пациента.

Прогноз и профилактика

Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Профилактика брадилалии направлена на устранение возможных причин ее возникновения. В роддомах усилия врачей направлены на минимизацию риска перинатального поражения головного мозга. В детском и зрелом возрасте нужно избегать травм головы, инфекций нервной системы. Родители должны с самого раннего возраста обращать внимание на правильность развития речи ребенка, в этом помогает правильное поведение родителей, как образцов подражания.

Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка. Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками. Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он постоянно находится в спокойной обстановке, не подвергаясь неблагоприятным раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.

Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
  • соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
  • предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
  • полноценное общение с ребёнком;
  • внимательный контроль над речевым развитием малыша.

Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.

Прогноз и профилактика

В основном прогноз лечения нарушения темпа речи является благоприятным, особенно в том случае, если коррекция брадилалии осуществляется на ранних стадиях. Но все же после нормализации речи пациенту необходимо не только чаще посещать специалиста, но и самостоятельно следить за своей речью. Что же касается профилактических методов брадилалии, то в данном случае врачи рекомендуют:

  • предупреждать внутриутробные, родовые и послеродовые поражения ЦНС;
  • избегать травм головы, нейроинфекций;
  • проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома, а именно соблюдать режим дня и полноценно питаться;
  • следить за развитием речи ребенка;
  • полноценно общаться;
  • выбирать правильные образцы для подражания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *