ОНР (общее недоразвитие речи) в логопедии – что это такое?

Общее описание

Известно, что в норме ребенок к пяти годам уже может свободно говорить и строить довольно сложные предложения. У малыша формируется хороший словарный запас, он может склонять слова, правильно ставить окончания в своей устной речи, формируется нормальное звукопроизношение.

Однако подобная картина бывает не всегда. У некоторых детей наблюдается та или иная степень недоразвития речи, при этом интеллектуально они ничем не отличаются от своих сверстников. Такое нарушение всех составляющих частей речи называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Проявления ОНР зависят от того, насколько сформирована речевая система у пациента. Ребенок может совсем не говорить, а может говорить довольно связно и логично, но с элементами небольшого фонетического или грамматического недоразвития.

Диагноз ставят на основании результатов специального логопедического обследования. Коррекция ОНР включает в себя мероприятия, направленные на повышение словарного запаса, развитие понимания чужой речи, формирование полноценного произношения букв, звуков, слов, предложений и ряд других.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами (“коко – петушок” , “дада- дай”).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

       2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (” ку – кукла” , “гу- игрушка”).

       3.Характерна многозначность слов – полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( ” биби- машина, самолёт, руль” ).
  • Названия признаков предметов и действий (” кока- кукарекает, клюёт” ,” око- открыть окно, закрыть окно”).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого – это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

      4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( ” карандаши- удас, адши” , ” дверь- веть ,пиф” , ” кухня – куня ,куста”)

       5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (” пака ди -собака сидит” ,” ато -молоток”, тя мако -чай с молоком”). В

    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (” дять- дать, взять”).

     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (” босё- большой”).

     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Общее недоразвитие речи − сложное речевое расстройство

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( “Матики датики каках – мальчики катаются на санках”, ” Исёк Усик иит асапи – Щенок Урзик сидит на цепи”).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

  1. Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
  2. Нарушение порядка слов в предложение – инверсия.
  3. Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
  4. Отсутствуют навыки словообразования.
  5. В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных. Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
  6. Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов (“Положить похлёбку , вместо “Налить похлёбку”; “длинный кувшин, вместо” высокий кувшин”).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже (“мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку”);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо “гребень” у петуха говорится” грива”).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо” вырезать” бумагу -” рвёт”).

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (” две ягода”, ” две стула” и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (” красненький флажки”);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное использование звуков (” телепаха-черепаха”, “конвета-конфета”);

          -опускание слогов и перестановка звуков(” кобалса-колбаса”, “сетка-беседка”);

          -добавление  слогов(” тырава- трава”).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Дети с ОНР нуждаются в логопедической помощи

Обычно все пациенты с общим недоразвитием речи всегда имеют сбой в артикуляционной и слуховой системе. Также в их лексическом арсенале насчитывается небольшое количество слов.

Формы ОНР

Выделяют следующие формы неразвитости речи:

  1. ОНР 1 уровня. У ребенка полностью отсутствует связная речь. В медицинской сфере характеристика ОНР данного уровня звучит как «безречевые дети». Ребенок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощенной речи.
  2. ОНР 2 уровня. У больного развита начальная речь, но словарный запас у детей с ОНР крайне беден. Ребенок неправильно произносит большинство слов, допуская ошибки. Максимум, что может пациент с данной стадией заболевания — составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.
  3. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Пациент неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.
  4. ОНР 4 уровня. Пациент разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребенка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.
Формы общего недоразвития речи
Формы ОНР

Помимо этого, в медицине принята классификация, согласно которой выделяют следующие виды заболевания:

  • неосложненное ОНР — наблюдается при незначительном нарушении мозговой деятельности;
  • осложненное ОНР — диагностируется на фоне того или иного психиатрического или неврологического нарушения;
  • общее недоразвитие речи у детей, связанное с патологиями речевых центров мозга.

Симптомы ОНР

При ОНР наблюдается нарушение всех речевых навыков. Связная речь у детей с ОНР отсутствует. При разговоре ребенок допускает элементарные ошибки, которых уже не должно быть в его возрасте.

Динамика речи у таких детей отстает от развития их психики. При этом в общем развитии дошкольники с ОНР практически не уступают своим ровесникам. Они активно осваивают окружающий мир, адекватно реагируют на различные ситуации, играют с родителями и другими детьми, понимают, что им говорят окружающие.

Читайте также:  Проводящий отросток нервной клетки, 5 букв

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

1. В психологическом развитии:

  • рассеянное внимание, пониженная концентрация;
  • плохо развитая память, не запоминание чужой речи;
  • нарушение необходимого алгоритма действий, неспособность запомнить довольно простые инструкции;
  • затруднение при попытке анализа признаков и свойств предметов, их сравнения друг с другом.

2. В речи:

  • непонятная, неразборчивая речь или ее полное отсутствие;
  • ребенок поздно начинает говорить (в 3-5 лет);
  • небольшой для его возраста словарный запас;
  • неправильное построение фраз и предложений.

3. В развитии моторики (мелкой и крупной):

  • потеря ориентации во времени и пространстве при выполнении специальных заданий на движение;
  • неточное выполнение необходимых движений;
  • отсутствие чувства ритма;
  • нарушение координации;
  • частое застывание в одном положении, заторможенные действия.

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

    Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
    Общее недоразвитие речи. Симптомы

  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

У таких детей отмечается развитие речи с опозданием. Первые самостоятельные фразы появляются у ребенка к 3 или 4 годам или позднее. Малыш произносит только короткие и простые предложения, состоящие из 2 или 3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Такие малыши при построении предложения очень редко используют союзы, предлоги и прилагательные.

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Вместе с фразами ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Они обладают более расширенным словарем, чем при ОНР 1 уровня, но он по-прежнему является более скудным чем у их сверстников. Такие дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий.

У таких малышей нарушен слоговой образ слова, они предрасположены к перестановке и сокращению слогов, элизии согласных при их стечении. Некорректное фонематическое восприятие проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи выявляется многочисленные звукопроизносительные дефекты. Иногда малыши правильно могут произносить изолированные звуки.

Очень часто у детей с речевым недоразвитием, выявляются отклонения в моторной и психической сферах. У них часто обнаруживается несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, нарушение координации.

Нормы развития речи ребенка

Общее недоразвитие речи может отмечаться у ребенка, начиная с рождения.

Возрастной параметр Речевые навыки ребенка
До 2 месяцев Новорожденный реагирует на речь: на тихую с приятной интонацией он улыбается, на крик — начинает плакать.
С 2 до 3 месяцев Ребенок начинает произносить отдельные звуки. Например, звуки букв – «а», «м» или «о».
С 3 до 6 месяцев Дети начинают произносить сочетания звуков. Самые частые — это «агу», «ба», «па» и так далее.
После 6 и до 9 месяцев Ребенок может произносить слова из простых слогов. Например, «па-па», «ма-ма», «ба-ба». Также может повторять простые звуки за животными («мяу», «гав», «му»). С данного возраста необходимо начинать развивать речь ребенка.
С 9 до 12 месяцев В словарный запас детей входит от 5 до 20 простых слов. Ребенок может построить простые предложения – «мама дай», «папа на».
С 1 до 3 лет В данный период словарный запас детей может увеличиться до 500 слов. При этом они одним словом и мимикой могут выражать целое предложение. Например, слово «биби» может означать, что проехала или просигналила машина. Ближе к 3 годам ребенок может произносить предложения из 3-5 слов, но при этом могут быть исковерканы некоторые звуки. Самыми частыми являются шипящие, а также звук от букв «Л» и «Р».
С 3 до 7 лет В словарный запас ребенка входит около 3000 слов. Он может логически мыслить и практически правильно строить предложения. Могут возникать трудности со склонением слов («мама спать», вместо «мама спит») и родовой принадлежности предмета («папа уснула»). Проблемы с произношением труднопроизносимых звуков к 7 годам проходят.
После 7 лет Словарный запас ребенка достаточно обширный, он должен уметь выговаривать все звуки и сочетания слогов.

Небольшие отклонения в развитии речи допустимы, но, чтобы точно определить, не является ли это патологией, нужно пройти обследование у специалиста.

Диагностика

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

На начальном этапе обследования детей с ОНР логопед проводит сбор анамнеза, в ходе которого он изучает медицинскую карту ребенка, а также проводит опрос матери. Специалиста интересует, не было ли каких-либо проблем со здоровьем во время беременности, как проходили роды, чем болел ребенок в первые годы жизни и так далее.

После этого специалист приступает к анализу устной речи ребенка. Во время этого обследования выявляют:

  • каков словарный запас у ребенка и соответствует ли он его возрасту;
  • способен ли малыш складывать слова в предложения, пересказывать чужую речь, сочинять маленькие рассказы на основе показанных ему картинок;
  • способность правильно связывать слова друг с другом, склонять их, изменять окончания.

После этого логопед приступает к изучению строения речевого аппарата пациента для выявления возможных органических нарушений, которые мешают ребенку нормально говорить.

После завершения всех обследований специалист ставит окончательный диагноз, определяет степень заболевания и назначает необходимые терапевтические мероприятия.

При подозрении на ОНР 2 уровня специалист тщательно изучает анамнез ребенка и выясняет у родителей особенности протекания его раннего речевого развития.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы, проводится изучение состояния связной речи, исследуется уровень развития грамматических процессов и обследование словарного запаса. Помимо этого, проводится изучение звуковой стороны речи.

Классификация речевых нарушений (таблица)

Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.

Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:

  • неправильное голосообразование;
  • сбои в плавности речи и скорости произношения;
  • нарушения в произношении звуков;
  • несоблюдение интонации.
Устная речь Письменная речь
Внешнее недоразвитие речь Внутреннее недоразвитие речи
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков. Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь. Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов.
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов.
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов.
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении. Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний. Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно.
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук.
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость).
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь.
Читайте также:  Бешенство: 8 основных симптомов у человека и о возможности излечения

Общее недоразвитие речи (ОНР)

При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Прогноз и профилактика речевых нарушений

Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.

Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.

При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.

Симптомы ОНР

Для профилактики родители должны:

  • избегать ссор в присутствии детей;
  • уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
  • не «сюсюкаться» с детьми;
  • читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
  • если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
  • обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
  • своевременно лечить инфекционные патологии;
  • если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
  • в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.

Что значит ОНР?

Если логопед пишет в заключении общее недоразвитие речи – это значит, что ребенок будет направлен в логопедическую группу детского сада для коррекции симптомов выявленной проблемы. В заключении после аббревиатуры «ОНР 1 (2, 3 или 4) степени» обязательно дается расшифровка, какой диагноз послужил причиной общей недоразвитости речевого аппарата.

Заместитель декана кафедры дошкольной дефектологии МПГУ М. Лынская отмечает, что постановка диагноза ОНР без указания причин речевой незрелости является неправильной и свидетельствует о безграмотности специалиста, проводившего обследование. Это аналогично записи невролога в карте пациента, перенесшего инсульт, «головные боли в анамнезе».

Также, по мнению Лынской, ставить диагноз ОНР при органических поражениях органов слуха, синдроме Дауна и ЗПР (задержке психического развития) некорректно. Поскольку эти патологии не относятся к логопедии, требуют консультации профильных врачей и назначения медикаментозного лечения.

Проблемы с артикуляцией и фонетическим пониманием произносимого провоцируют нарушения формирования письменной речи (дислексия, дисграфия).

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

  • неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
  • осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
  • грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

Коррекция общего недоразвития речи

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

Читайте также:  Причины бессонницы у мужчин : профилактические рекомендации

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Этиологические факторы ОНР

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.
Методы коррекции речи Суть метода Примеры
Логопедические упражнения Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массаж Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания. Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный метод Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психолога Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Что делать родителям?

Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.

Для этого требуется:

  • показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
  • проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
  • исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
  • не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
  • проводить занятия по возможности в виде игры;
  • общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
  • обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
  • читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
  • ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.

Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *