Нейропсихологическая диагностика детей опытным нейропсихологом к.п.н.

Компоненты методики

Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

  1. Двигательная коррекция;
  2. Когнитивная, или познавательная коррекция.

Первый компонент, уже описанный выше, служит для стимуляции тех зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшения межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений детей. 

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Второй же компонент, когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление его учебных трудностей. 

Для создания у ребенка устойчивой и позитивной мотивации занятия по нейрокоррекции проводятся в игровой форме. В курс двигательной коррекции входят не менее 20 занятий. Одно занятие длится от 40 до 80 минут, в зависимости от возраста. 

Показания

Нейропсихологическое обследование позволяет соотнести нарушение психического процесса с определенной областью мозга, качественно и количественно описать состояние высших функций психики (ВПФ). Результаты обнаруживают различные симптомы нарушений: первичные (выпадение функции), вторичные (влияние первичного дефекта на психику) и третичные (компенсаторные механизмы). Поэтому нейропсихологическая диагностика информативна при следующих патологиях:

  • Органические поражения ЦНС. Исследование показано пациентам, перенесшим инсульт, черепно-мозговую травму, страдающим эпилепсией, сосудистыми и опухолевыми заболеваниями мозга. По качеству выполнения проб определяется степень морфо-функциональных нарушений, локализация патологических очагов, пути компенсации дефекта.
  • Психические заболевания. Нейропсихологическое обследование назначается больным депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством, аутизмом. Результаты позволяют определить структуру когнитивного дефицита, эмоционально-волевых нарушений и личностных изменений, выявить или опровергнуть наличие физиологической основы ведущих симптомов.
  • Особенности развития ЦНС. В последнее время нейропсихологический метод широко применяется с целью обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В эти возрастные периоды происходит активное созревание структур мозга, ответственных за формирование произвольности и специальных учебных навыков. Диагностика выявляет неравномерность этих процессов, позволяет составить программу коррекции и повысить учебную успеваемость.

Нейропсихологическое обследование традиционно проводится с детьми старше 5 лет и взрослыми. Адаптированные варианты диагностических батарей разработаны для трех-четырехлетнего возраста, но их информативность ограничена. Диагностика не показана детям младше 3 лет, а также имеющим глубокое снижение интеллекта, грубые эмоционально-волевые расстройства, препятствующие установлению контакта со специалистом.

Относительным противопоказанием для взрослых и детей является наличие выраженных нарушений зрения и двигательных функций (тремор, паралич). В таких случаях применение ряда проб оказывается невозможным, что искажает общую картину синдрома. Абсолютные противопоказания к диагностике: выраженная психопатологическая симптоматика, состояния помраченного сознания, алкогольное или наркотическое опьянение.

Что такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?

Нейропсихологическое обследование требует концентрации внимания и оптимальной работоспособности. Чтобы результаты диагностики были объективными, необходимо исключить влияние таких временных факторов как усталость, сонливость, состояние эмоционального напряжения, вызванное страхом или неуверенностью в своих силах. Исследование необходимо проводить после периода отдыха или сна, детям до 7-8 лет – в первой половине дня.

Перед тестированием не рекомендуется выполнять тяжелую физическую или умственную работу, детям стоит отменить занятия с высокой эмоциональной вовлеченностью – подвижные игры, соревнования, просмотр телевизора. Пациентам, которые принимают препараты, влияющие на психические функции, за несколько дней до исследования нужно обсудить с лечащим врачом возможность их временной отмены.

Один коррекционный курс (услуги нейропсихолога) состоит из 25 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитии ребенка, исходя из результатов нейропсихологической диагностики.

Читайте также:  Зонегран цена в Томске от 584 руб., купить Зонегран, отзывы и инструкция по применению

В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций ведущего специалиста.

В целом диагностика и коррекция не только позволяет эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности:

  • стабилизирует эмоциональный фон,
  • повышает самооценку и уверенность в себе,
  • раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Нейропсихологическая коррекция является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.

Форма проведения нейропсихологической коррекции определяется специалистом нейропсихологом. Занятия могут проходить индивидуально либо в диаде (совместное занятие двух детей). Диады обычно рекомендуются детям дошкольного и школьного возраста со схожим нейропсихологическим статусом.

Проведение занятий в диадах уникально, так как сочетает плюсы групповых занятий (игровой, соревновательный моменты, возможность общения и повышения мотивации к обучению) и индивидуальной работы (возможность уделить больше внимания каждому ребенку в отдельности).

Продолжительность каждого занятия составляет 40-60 минут. Время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

Услуга Стоимость
Занятие у специалиста Центра (1 час) 2 300 руб.
Занятие у специалиста Центра, кандидат психол. наук/ведущий специалист (1 час) 2 500 руб.
Занятия в диаде у специалиста Центра 2 000 руб.
Занятия в диаде у специалиста Центра, кандидат психол. наук/ведущий специалист 2 200 руб.

Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:

  • выявление у ребенка функциональных нарушений мозга;
  • выявление особенностей психических процессов, которые определяют уровень физического, умственного и эмоционального развития ребенка;
  • определение психофизиологических характеристик деятельности мозга и выявление патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга, которые обеспечивают психическую деятельность человека (т.е. определение преимущественной латерализации патологического процесса);
  • выявление поврежденных и сохраненных звеньев психических функций.

Комплексная нейродиагностика включает:

  • исследование двигательных функций ребенка,
  • диагностику зрительного и зрительно-пространственного гнозиса (способности узнавать предметы с помощью органов чувств),
  • исследование речевых функций,
  • исследование памяти,
  • уровня интеллекта,
  • чтения и письма.

С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).

Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.

В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.

Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме.

Читайте также:  МРТ с контрастом гипофиза, томография с контрастированием гипофиза

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:

  • анамнез (общая характеристика пациента);
  • динамику развития отдельных психологических симптомов (как дополнение к анамнезу);
  • результаты экспериментального психологического исследования высших психологических функций ребенка, которые проводились с помощью методик нейропсихологической диагностики;
  • характеристика внимания;
  • состояние и особенности гностических процессов;
  • состояние праксиса (наличие или отсутствие его нарушений), в том числе праксиса позы пальцев, праскиса пространственного, орального и динамического;
  • характеристика памяти;
  • характеристика интеллектуальной деятельности;
  • характеристика счета;
  • особенности и характеристики речевых процессов (чтения, письма);
  • характеристика эмоциональных реакций;
  • оценку полученных данных специалистом по детской нейропсихологии.;
  • характеристику синдрома и указание локализации этого синдрома;
  • итоговую оценку особенностей развития ребенка или выявленных нарушений мозговой деятельности, а также вывод о локализации поражения мозга, если оно было выявлено в процессе обследования.

Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения, похожие на тестирование), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для соответствующего возраста.

  1. Диагностическое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития своего ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно детям дошкольного и школьного возраста (от 5 до 10 лет).
  2. Диагностика особенно необходима детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременное обследование и коррекция в нейропсихологии помогут преодолеть эти трудности.

Данная услуга включает в себя нейропсихологическое исследование, при помощи которого определяется уровень актуального развития ВПФ (высших психических функций). Анализ выявленных особенностей позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению.

По результатам исследования детский нейропсихолог дает родителям рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), выдает прогноз возможных трудностей в обучении. В случае необходимости ребенку будут предложены развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе, которые помогут ему успешно учиться.

Данный вид исследования условно состоит из двух частей:

  • диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы подростка;
  • непосредственно профдиагностика.

При проведении обследования психолог использует различные проективные методы тестирования, известные опросники, профориентационные техники и беседу. Профдиагностика направлена на выявление определенных склонностей личности к той или иной профессиональной деятельности.

По итогам встречи подростку и родителям даются устные рекомендации по выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка.

Прием длится 1 — 1,5 часа.

Услуга Стоимость
Комплексная профдиагностика 3 500 руб.

Записаться на приемАдреса и телефоны отделений в Москве
Задать вопрос
Отзывы

Отзывы наших клиентов

06.04.2017

Ульяна

Обратились в ваш центр офис “Черемушки” по поводу быстрой утомляемости, трудностями с концентрацией внимания, с самоконтролем, отзеркаливанием, дислексией. Диагн…

11.09.2015

Ольга Владимировна

Обратились в центр с такими проблемами: у ребенка отставание в речевом развитии, в движениях, в умственных знаниях по возрасту.
Прошли диагностику пос…

Все отзывы

Читайте также:  Опухоль гипофиза симптомы у женщин и у мужчин: только скальпель?

Как проходит обследование

Нейродиагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает объективный вывод об актуальном уровне развития высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения в школе.

По итогам обследования проводится консультация детского нейропсихолога с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка дошкольного или школьного возраста.

  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 18 лет успешной помощи детям

Продолжительность диагностического обследования и консультации составляет от 1 часа до 1 часа 20 минут.

Методика проведения

1. Клиническая беседа. Нейропсихолог оценивает возможность установления и поддержания контакта с больным, определяет ясность/помрачение сознания, параметры психической активности (заторможенность, истощаемость), уточняет жалобы. Стандартизированный опрос позволяет исследовать ориентировку в пространстве, времени и собственной личности. Состояние эмоциональной сферы описывается по характеру общения пациента в течение всего обследования.

2. Выполнение нейропсихологических проб. Непосредственно нейропсихологическое обследование включает несколько блоков:

  • Латеральная организация функций. Пациенты выполняет задания, позволяющие установить наличие и характер мануальной, зрительной и слухоречевой асимметрии психических функций (ведущая рука, нога, глаз, ухо).
  • Двигательные функции. Оценка развития/сохранности движений выполняется с помощью исследования реципрокной координации, праксиса позы и пальцев рук, динамического праксиса, пробы на пространственную организацию движений.
  • Гнозис. Функция опознания стимулов разной модальности определяется пробами на предметный, акустический, соматосенсорный и зрительнопространственный гнозис, на слухомоторную координацию.
  • Речь. Исследуется спонтанная речь в диалоге и во время описания картинок. Проводятся проба называния изображений предметов, озвучивания числовых рядов (автоматизированная речь), тест на понимание логико-грамматической структуры предложения.
  • Память. Мнестические функции исследуются заданиями на запоминание слов, рассказа, зрительных объектов. Анализируется непосредственное и отсроченное запоминание.
  • Интеллект. Используются тесты на интерпретацию смысла рассказа и сюжетной картины, установление аналогий, решение арифметических задач, понимание смысла пословиц. Оценивается функция письма, чтения и счета.

3. Анализ результатов. Нейропсихологическое обследование завершается выделением синдромов нарушения ВПФ, составлением заключения. Количество, характер ошибок фиксируются в протоколе. Проводится синдромальный анализ. В заключении формулируется синдром, указывается локализация мозгового поражения, описываются особенности мозговой организации ВПФ.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Нейропсихологическое обследование необходимо для составления программы нейропсихологической коррекции, а в отдельных случаях для решения вопроса о целесообразности хирургического вмешательства. Пациенту назначается консультация нейропсихолога, в ходе которой специалист рассказывает о полученных результатах и формирует мотивацию к дальнейшему лечению. Нейропсихологическая коррекция проводится курсами с периодическим контролем динамики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *