Неврозоподобный синдром у детей — VseOpsyhologii

Проявление ситуационного невроза

Симптомы патологии во многом зависят от характера ребенка, его воспитания, модели поведения взрослых, которые он имеет перед глазами, а также от типа нарушения психики.

Как проявляется невроз, и на что стоит обратить внимание родителям:

  • наличие выраженные детских страхов;
  • заикание;
  • ступор;
  • слезливость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • раздражительность;
  • различные нарушения сна;
  • ребенок желает находиться в одиночестве, нет коммуникабельности;
  • чрезмерная утомляемость;
  • высокая внушаемость;
  • повышенная чувствительность;
  • головные боли;
  • нерешительность;
  • припадки истерического характера;
  • мнительность;
  • недержание мочи или кала.

Родителям нужно обращать внимание на такие симптомы:

  1. Гиперактивность с синдромом двигательной расторможенности, дефицитом внимания.
  2. Ночные кошмары, страхи, фобии.
  3. Депрессия, плаксивость, агрессия.
  4. Тревожность, беспокойность, учащение пульса и сердцебиения.
  5. Тошнота и рвота при приеме пищи (нервная анорексия).
  6. Проблемы со стулом (частые диареи или запоры).
  7. Недержание мочи (энурез), после того как малыш уже был приучен к горшку, заикание, нервные тики.
  8. Повышенная потливость или сухость кожи.
  9. Ребенок быстро устает, жалуется на отсутствие сил, низкий тонус мышц.

Гиперактивность случается у 20-35 % детей после органического поражения головного мозга до или во время родов. У таких детей повышенная двигательная активность, плохая концентрация внимания, неуклюжесть, рассеянность, они очень возбудимы.

Ответной реакцией на любые замечания будет плач, истерики, крик. Общее развитие первого года жизни протекает хорошо, они активны, быстро всему учатся, любознательны.

При неврозе ребенок плохо спит, боится один оставаться в комнате, боится темноты, сам придумывает страшные истории. Он не интересуется ничем конкретным, не может себя занять, ноет, пытаясь любым методом привлечь внимание. Иногда проявляет необоснованную агрессию к окружающим.

Под нервными тиками подразумевают бессознательное подергивание руками, моргание, поднимание бровей, вздрагивание, пожимание плеч как реакцию на какую-нибудь тревожную, неприятную для ребенка ситуацию.

Тики зачастую монотонны и однотипны, а если обратить на них внимание, то ребенок может их остановить. Если у ребенка продолжительное время проявляется несколько из этих симптомов, нужно обратиться за консультацией к невропатологу, так как причина может быть более серьезной, чем кажется на первый взгляд.

Клиническая картина этого заболевания отличается разнообразием. У взрослых людей отмечаются перепады настроения (эмоциональная лабильность), злость и раздражительность. Пациент с трудом контролирует свои чувства и агрессию.

Отмечаются жалобы на быструю утомляемость и снижение концентрации внимания. У больных возникают нарушения сна, запоры и жидкий стул, рвота. Наблюдается отсутствие аппетита, которое приводит в некоторых случаях к анорексии.

У детей при этом состоянии отмечаются плаксивость и высокий уровень агрессии. Наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который проявляется в виде неусидчивости и нарушения концентрации. Возникают тошнота, рвота и отказ от приема пищи.

Вид Характеристика
Астенический Отмечаются повышенная усталость и раздражительность. Настроение характеризуется неустойчивостью (эмоциональная лабильность).
блюдаются нарушения сна, трудности с засыпанием. Симптомы развиваются в течение дня и достигают своей яркой выраженности в вечернее время суток. Возникают учащенное сердцебиение (тахикардия), неритмичность пульса, перепады артериального давления. Наблюдаются рассеянность, снижение концентрации внимания, заторможенность, высокий уровень тревожности и беспокойство. Пациенты предъявляют жалобы на непереносимость громких звуков и яркого света. Отмечаются снижение аппетита, болевые ощущения в области кишечника и запоры. Иногда возникают головные боли
Обсессивный (синдром навязчивых состояний) Наблюдаются навязчивые мысли (непроизвольно возникающие идеи, представления, страхи). Перед появлением этой патологии у пациента отмечаются пониженное настроение, астенические признаки и вегетативные расстройства. Наблюдаются побледнение/покраснение кожных покровов, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха. Иногда развиваются головокружения
Истерический Возникает у эгоцентричных и незрелых личностей. Для этого синдрома характерна демонстративность поведения, неустойчивость эмоциональной сферы. Мимика и движения пациентов выразительны и театральны. Наблюдаются вегетативные расстройства, такие как: тахикардия (учащенное сердцебиение), перепады артериального давления, одышка, рвота, покраснение/побледнение кожи. Возникают тремор (дрожание) конечностей, частичная или полная потеря речи и заикание. Иногда встречаются истерическая слепота, повышение кожной чувствительности и ее отсутствие
Ипохондрический Пациент беспокоится за свое здоровье и боится появления тяжелых смертельных заболеваний. Он постоянно ходит к врачам, проводит обследования с целью найти симптомы какой-то патологии и требует вылечить ее
Вид Характеристика
Астенический Отмечаются повышенная усталость и раздражительность. Настроение характеризуется неустойчивостью (эмоциональная лабильность). Наблюдаются нарушения сна, трудности с засыпанием. Симптомы развиваются в течение дня и достигают своей яркой выраженности в вечернее время суток. Возникают учащенное сердцебиение (тахикардия), неритмичность пульса, перепады артериального давления. Наблюдаются рассеянность, снижение концентрации внимания, заторможенность, высокий уровень тревожности и беспокойство. Пациенты предъявляют жалобы на непереносимость громких звуков и яркого света. Отмечаются снижение аппетита, болевые ощущения в области кишечника и запоры. Иногда возникают головные боли
Обсессивный (синдром навязчивых состояний) Наблюдаются навязчивые мысли (непроизвольно возникающие идеи, представления, страхи). Перед появлением этой патологии у пациента отмечаются пониженное настроение, астенические признаки и вегетативные расстройства. Наблюдаются побледнение/покраснение кожных покровов, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха. Иногда развиваются головокружения
Истерический Возникает у эгоцентричных и незрелых личностей. Для этого синдрома характерна демонстративность поведения, неустойчивость эмоциональной сферы. Мимика и движения пациентов выразительны и театральны. Наблюдаются вегетативные расстройства, такие как: тахикардия (учащенное сердцебиение), перепады артериального давления, одышка, рвота, покраснение/побледнение кожи. Возникают тремор (дрожание) конечностей, частичная или полная потеря речи и заикание. Иногда встречаются истерическая слепота, повышение кожной чувствительности и ее отсутствие
Ипохондрический Пациент беспокоится за свое здоровье и боится появления тяжелых смертельных заболеваний. Он постоянно ходит к врачам, проводит обследования с целью найти симптомы какой-то патологии и требует вылечить ее

Психические расстройства у мужчин и женщин: разновидности, описание проявлений, методы лечения

В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.

Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.

Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.

Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.

Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.

Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.

Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.

Рекомендуем

Симптомы заболевания отличаются многообразием клинических проявлений. Среди них следует выделить:

  1. Нарушение поведения человека с выраженной вспыльчивостью, перепадом настроения за короткий промежуток.
  2. Изменение характера. При изначально доброжелательном и спокойном нраве больной становится легковозбудимым, проявляет недовольство и агрессию.
  3. Нарушения сна с постоянным недосыпанием, частыми пробуждениями.
  4. Рвоту, возникающую на фоне перенесенного стрессового воздействия.
  5. Расстройства работы желудочно-кишечного тракта с диареей или запорами.
  6. Снижение или полное отсутствие аппетита до развития анорексичного состояния.
  7. Клинику вегетососудистых нарушений с головными болями, колебаниями артериального давления, а также спазмами сосудов мозга. Симптомы могут проявляться по отдельности.

Неврозоподобный синдром является сборным понятием, который включает в себя несколько видов психического расстройства. Каждое из нарушений имеет свою клиническую симптоматику и особенности. Среди основных синдромов выделяют:

  1. Астенический. В начальных стадиях его течения пациент отмечает раздражительность ко всему происходящему. В дальнейшем подобное состояние будет сменяться повышенной утомляемостью, общим недомоганием, постоянной сонливостью, снижением памяти и непереносимости физических нагрузок. Человек становится безразличным ко всему, что происходит в обществе и близком окружении. Также появляются головные боли и повышенное потоотделение.
  2. Обсессивно-компульсивный. Пациент отмечает развитие склонности к проведению определенных ритуалов. Возникают навязчивые движения, которыми человек не может управлять.
  3. Ипохондрический. В данном случае человек ищет у себя заболевания. Он обращается к специалистам с различными жалобами, но методы диагностики не выявляют нарушений. Кроме того, невротик самостоятельно пытается лечиться, что может вызвать проблемы со здоровьем. В некоторых случаях пациенты придумывают себе заболевания, объясняя это порчей или сглазом.
  4. Истерический. Развитие синдрома характеризуется демонстративным поведением с яркой жестикуляцией и комментированием происходящего. Люди с подобным расстройством могут падать на пол, биться головой, вырывать у себя клочья волос.
  5. Неврозоподобный гиперкинетический синдром. Родители обращаются к специалистам с жалобами на плохую усидчивость детей, трудность восприятия информации, а также расстройства эмоциональной сферы в виде агрессивности, вспыльчивости или чрезмерной плаксивости. Что такое неврозоподобный гиперкинетический синдром у детей, можно понять достаточно легко. Поэтому данная форма не вызывает трудностей в постановке диагноза.

Диагностика неврозоподобного синдрома

Крайне важно диагностировать невроз и начать его лечение в раннем возрасте. Диагностические мероприятия проходят в несколько этапов:

  • анализ жизни ребенка с психологической точки зрения;
  • анализ семейного климата и оценка отношений между ребенком и другими детьми и взрослыми;
  • беседа с ребенком в игровой форме, в ходе которой специалист будет задавать специально разработанные вопросы;
  • наблюдение за ребенком в процессе игры;
  • оценка и анализ рисунка ребенка, по которому можно понять его желания и переживания;
  • сбор семейного анамнеза.

Рекомендованными мерами лечения становятся следующие:

  1. Полноценное питание. Ребенок должен употреблять много свежих фруктов, овощей и мяса.
  2. Физические нагрузки (умеренные). Полезно плаванье и прогулки на воздухе.
  3. Настои из лекарственных сборов, несущих успокаивающее воздействие. Эффективно применение травы пустырника, настоя корня валерианы, сушеницы болотной.
  4. Лечебные ванны. Помогают снять раздражение погружение в воду с отрубями или аиром. Полезны хвойные ванны.

В первую очередь следует найти причину невротического и неврозоподобного синдрома, чтобы определить тактику лечения. Врач-невролог исходя из симптомов назначает комплексное обследование, в которое входит ЭЭГ и МРТ мозга. При отсутствии органических поражений можно заключить, что это простой невроз. В таких случаях больному следует пройти консультацию у психиатра или психотерапевта.

Диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые включают в себя выявление причины развития недуга и жалоб пациента. Нужно уметь дифференцировать невроз от неврозоподобного состояния. В зависимости от жалоб необходимо пройти обследование, которое включает в себя МРТ (магнитно-резонансная томографию) и ЭЭГ (электроэнцефалографию).

Если по результатам этих инструментальных методов исследования не обнаружено поражений головного мозга, то выставляется предположительный диагноз — невроз, пациента направляют на дальнейшую диагностику у психолога и психиатра. При неврозоподобных состояниях у больного будут выявлены нарушения в работе головного мозга. В этом случае пациента отправляют на обследование к врачу-неврологу.

Неврозы у детей: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Так какой же врач поможет вылечить невроз? Этим занимается либо психолог, либо психотерапевт. Соответственно, основным инструментом лечения является психотерапия (и гипнотерапия), чаще всего комплексная.

Диагностировать невроз – нелегкая задача, которая по силу только опытному специалисту. Как уже оговаривалось выше, симптомы невроза проявляются по-разному как у женщин, так и мужчин. Также необходимо учитывать, что у каждого человека есть свой характер, свои черты личности, которые могут быть спутаны с признаками другими расстройствами. Именно поэтому постановкой диагноза должен заниматься только врач.

Заболевание диагностируется при помощи цветовой методики:

  • В методике берут участие все цвета, а неврозоподобный синдром проявляется при выборе и повторении фиолетового, серого, чёрного и коричневых цветов.
  • Истерический невроз характеризуется выбором только двух цветов: красного и фиолетового, что на 99% говорит о заниженной самооценке пациента.

Для выявления признаков психопатического характера проводят специальный тест – он позволяет выявить наличие хронической усталости, тревожности, нерешительности, неуверенности в собственных силах. Люди с неврозами редко ставят перед собой долгосрочные цели, не верят в успех, у них часто бывают комплексы по поводу собственной внешности, им сложно общаться с людьми.

Читайте также:  Истощение организма симптомы и лечение

Чтобы поставить диагноз невроза, необходимо начать обследование с беседы врача и пациента. Специалисту надо выявить наличие предрасполагающих факторов исходя из анамнеза и сопутствующих заболеваний.

Из инструментальных методов диагностическую ценность представляет рентгенография, компьютерная томография и электроэнцефалография. Необходимо исключить органические патологии и провести дифференциальную диагностику невротических и неврозоподобных синдромов.

Лабораторные исследования необходимы для подтверждения соматической патологии, которая может выступать в качестве причины неврозоподобного синдрома. Обязательным моментом является консультация смежных специалистов.

При подозрении на патологию первое, что необходимо сделать? — определить ее причину. Именно от нее впоследствии будет зависеть тактика проводимой терапии. Например, основным методом лечения невроза является работа с психологом. При неврозоподобном расстройстве она малоэффективна.

Затем, исходя из имеющихся симптомов, потребуется пройти комплексное обследование. На начальном этапе этим вопросом занимается врач-невролог. Основными методами диагностики служат МРТ мозга и ЭЭГ. Если по результатам исследований органических поражений выявлено не будет, вероятнее всего, имеет место быть обычный невроз. В таком случае пациента направляют к психотерапевту или психиатру.

Неврозоподобный синдром МКБ-10 не выделяет в отдельную категорию заболеваний. При этом он обладает рядом признаков, которые можно выявить во время диагностики. Для этого расстройства характерны отклонения в работе мозга и систем внутренних органов. Поэтому консультацией только у врача-невропатолога не обойтись.

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

  • Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
  • Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
  • Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.

Астено-невротический синдром – разновидность невроза, которая может возникнуть как у взрослых, так и у детей. Астеноневроз приводит к тому, что люди становятся нервными и при этом постоянно испытывают повышенную утомляемость. Болезнь часто называют астенией, нервно-психической слабостью, синдромом хронической усталости, астеноневрозом или астеническим синдромом.

Возникает и развивается заболевание обычно из-за отклонений в деятельности всей вегетативной нервной системы. Человеку с астеническим синдромом постоянно необходима поддержка и защита.

Число больных астенией с каждым годом увеличивается в несколько раз. Резкий скачок роста заболевших связывают с ускоренным темпом жизни, плохой экологией, регулярными стрессами и депрессиями. Астено-невротический синдром часто беспокоит ранимых детей, которые все принимают «близко к сердцу», активно реагируют на любые раздражители и расстраиваются даже из-за маленьких неудач.

Астеноневроз можно перепутать с усталостью, которая возникает при повышенной умственной или физической нагрузке. По МКБ 10 заболевшим ставят диагноз под кодом F48.0, который расшифровывается как другие невротические расстройства.

Неврозоподобный синдром — заболевание достаточно распространенное не только у взрослых, но и у детей. Оно может быть обусловлено как соматическими расстройствами, так и стрессом, который оказывает провоцирующее влияние на неблагоприятный органический фон.

Этиология патологического процесса

Чаще всего неврозоподобные состояния зарождаются в детском возрасте, а также на фоне перенесенных травм или внутриутробных нарушений. Однако не исключается и более поздний старт болезни. Он может быть обусловлен следующими причинами:

  1. Психические расстройства (шизофрения, эпилепсия).
  2. Органические поражения головного мозга.
  3. Эндокринные и гормональные нарушения (диабет, гипертиреоз).
  4. Соматические заболевания, затрагивающие сердечно-сосудистую систему, печень и желчный пузырь, ЖКТ.
  5. Патологии, имеющие аллергическую природу.

Возникновение неврозоподобного синдрома нельзя считать следствием перечисленных выше болезней. С другой стороны, зарождаясь и развиваясь, они приводят к нарушениям в работе определенных структур мозга. В результате происходят сбои в нейродинамике корковых оболочек.

Симптомы невроза у взрослых

Этот синдром действительно имеет симптомы, очень похожие на невроз:

  • чрезмерная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания;
  • страхи, фобии, ночные кошмары;
  • депрессия, плаксивость, иногда – агрессия;
  • тревожность, беспокойство;
  • общая слабость, сниженный тонус;
  • энурез, логоневроз (заикание), тики;
  • нарушения стула (запор или диарея);
  • тошнота или рвота, нервная анорексия;
  • чрезмерная потливость, или наоборот – сухость кожи.

Чтобы отличить неврозоподобный синдром от невроза, нужна квалифицированная врачебная диагностика. Поскольку психологической причины для возникновения этого состояния нет, то методы психотерапии оказываются менее результативны, чем при неврозах. Пока не найдена органическая причина заболевания – симптомы никуда не денутся.

Заподозрить неврозоподобное состояние у детей можно при наличии таких симптомов:

  • гиперактивности, дефиците внимания, повышенной эмоциональной возбудимости;
  • ночных кошмаров, страхов, фобий;
  • приступов агрессии, плаксивости;
  • пониженного тонуса, слабости;
  • тиков, заикания, энуреза;
  • запора или диареи;
  • тошноты, рвоты;
  • повышенной потливости, либо сухости кожи.

У взрослых синдром имеет следующие симптомы:

  • быстрые перемены настроения, повышенная тревожность и раздражительность, преобладание негативных эмоций;
  • появление сложностей с контролем поведения, агрессии, вспыльчивости;
  • рвота и тошнота во время стресса;
  • диарея и запоры;
  • повышенная утомляемость;
  • сонливость, бессонница, кошмары;
  • отсутствие аппетита;
  • резкое повышение и понижение показателей пульса и артериального давления;
  • мнительность, тревожность, необоснованные страхи;
  • потливость и слезливость;
  • энурез.

У пациента не обязательно должны присутствовать все симптомы из списка. В каждом конкретном случае отличается количество и интенсивность проявления симптомов.

Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров;

депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза.

Неврозоподобные состояния необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связи   неврозоподобные состояния с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного).

Моносимптомные неврозоподобные состояния, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике.

статистика неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:

  • пищевые расстройства (потеря аппетита, рвота, тошнота);
  • активное потоотделение;
  • чувство апатии;
  • повышенная нервозность, возбудимость;
  • головные боли;
  • разнообразные тики (частое моргание, заикание и так далее).

    головные боли

    пищевые расстройства

Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Отклонения, которые относятся к нарушению дыхания даже просто на нервной почве, ведут к судорожной нехватке воздуха, а это является характерным знаком злополучного дыхательного невроза. В момент проявления нервного приступа симптоматика стандартная.

Человек лишается возможности дышать равномерно, каждый вдох будет судорожным и коротким, а скорость дыхания больного становится нарастающей. В итоге пациент дышит слишком поверхностно, очень часто, с минимальными паузами для выдоха. Это ведет к возникновению панической атаки, когда у людей проявляется неожиданный, неконтролируемый уровень страха собственной смерти.

Дыхательный невроз может быть: острым и хроническим. Рассмотрим эти виды более подробно:

  1. Острый дыхательный невроз – люди теряют контроль над скоростью дыхания, начинается паника, возможна потеря сознания.
  2. Хронический невроз дыхания – все симптомы размыты, характеризуется нервной одышкой в моменты стрессовых ситуаций в жизни. С развитием болезни обостряются и симптомы.

Наличие респираторного невроза может проявляться с самой различной симптоматикой:

  • гастроэнтерологические признаки (происходят неприятные расстройства органов пищеварения, отмечается повышенное газообразование в кишечнике, запор или, наоборот, диарея, и даже боли в желудке);
  • кардиальные (тахикардия, острая боль в районе лопатки);
  • мышечные (появляется слабость в мышцах, тремор);
  • неврологические (приступы удушья, головокружение, обмороки, онемение пальцев);
  • психоэмоциональные (эмоциональная тревожность, бессонница, раздражительность);
  • респираторные (кашель, учащенное дыхание, частая зевота или ком в горле).

Дыхательный невроз с течением времени усиливается, количество признаков тоже увеличивается, и болезнь обостряется. Если удушье началось на нервной почве и проявило себя, оно обязательно вернется снова. Главное в борьбе с жутким заболеванием: своевременная диагностика и квалифицированное медицинское лечение.

Если больному тяжело дышать только в определенных условиях (проявляется стресс-фактор), то причина дыхательного невроза связана с работой психики. Симптоматика без четкого запускного механизма говорит о нарушениях в головном мозге или о неправильной работе мышц диафрагмы. Полный анамнез и сопутствующие симптомы помогают поставить точный диагноз и назначить эффективное лечение.

Основные симптомы невроза:

  • удушье;
  • частое дыхание;
  • паника (доходит до истерии);
  • отдышка;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение сердцебиения;
  • слабость мышц;
  • головокружение;
  • повышенная тревожность.

Симптомы заболевания зависят от острой или хронической формы, в которой оно находится. Ярко выраженные симптомы дыхательного невроза встречаются только в острой форме, когда больной чувствует сильный приступ паники, задыхается и не может успокоиться.

В таком случае ему нужна срочная медицинская помощь. При дыхательном неврозе хронической формы больного мучает постоянная одышка, во время которой ему сложно передвигаться.

Дыхательные неврозы могут проявляются нетипично, когда больной мучается от проблем с ЖКТ (газообразование, диарея, метеоризм). У взрослых и детей наблюдается нарушение в работе сердца (проявляется тахикардия или боли в грудной клетке). Кроме того, у больных с сопутствующими расстройствами нервной системы встречается боль в мышцах.

Дыхательный невроз (или гипервентиляционный синдром) характеризуется частыми нарушениями дыхания. Развитие заболевания напрямую зависит от состояния человека, от его иммунной системы и сопутствующих хронических болезней. Чем дольше развивается невроз, тем тяжелее его последствия. Период определения точного диагноза влияет на скорость выздоровления пациента.

Первостепенная задача при определении диагноза — психологическое обследование взрослого или маленького пациента. Подпитывают невроз другие психологические травмы, которые развиваются долгое время. У пациентов с нарушением работы нервной системы нехватка воздуха, как симптом невроза, диагностируется в 4 раза чаще. Проблемы дыхания ухудшают психоэмоциональное состояние больного, что приводит к усилению фобий и внутреннего напряжения.

Психологические признаки:

  • Дети ведут себя иначе,
  • Высокая эмоциональность, плаксивость без причин,
  • Агрессивные реакции на неглубокие стрессовые расстройства,
  • Развиваются новые черты характера,
  • Ранимость, высокая тревога.
  • пищевые расстройства (потеря аппетита, рвота, тошнота);
  • активное потоотделение;
  • чувство апатии;
  • повышенная нервозность, возбудимость;
  • головные боли;
  • разнообразные тики (частое моргание, заикание и так далее).

Причины возникновения

Неврозы и невротические состояния считаются полифакторной патологией. К их возникновению приводит большое количество причин, которые действуют совместно и запускают большой комплекс патогенетических реакций, приводящих к патологии центральной и периферической нервной системы.

Причиной неврозов является действие психотравмирующего фактора или психотравмирующей ситуации.

  1. В первом случае речь идет о кратковременном, но сильном отрицательном воздействии на человека, например, смерть близкого.
  2. Во втором случае говорится о длительном, хроническом воздействии отрицательного фактора, например, семейно-бытовая конфликтная ситуация. Говоря о причинах невроза, большую значимость имеют именно психотравмирующие ситуации и прежде всего семейные конфликты.

На сегодняшний день выделяют:

  • психологические факторы развития неврозов, под которыми понимаются особенности и условия развития личности, а также воспитания, уровень притязаний и взаимоотношения с социумом;
  • биологические факторы, под которыми понимается функциональная недостаточность определенных нейрофизиологических, а также нейромедиаторных систем, делающих заболевших восприимчивыми к психогенным воздействиям

Одинаково часто у всех категорий больных, вне зависимости от их места проживания, возникает психоневроз из-за таких трагических событий, как:

  • смерть или потеря близкого человека;
  • тяжелая болезнь у близких или у самого пациента;
  • развод или расставание с любимым человеком;
  • увольнение с работы, банкротство, крах бизнеса и так далее.

Не совсем правильно говорить о наследственности в данной ситуации. На развитие невроза влияет среда в которой человек рос и воспитывался.  Ребенок, глядя на родителей, склонных к истериям, перенимает их поведение и сам подвергает свою нервную систему травмам.

Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.

Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.

В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.

Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.

Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.

Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.

В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).

У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.

Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:

  • патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
  • изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
  • проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
  • неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
  • страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
  • биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).

Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.

Неврозоподобные состояния у детей могут быть вызваны разными факторами, но нервные приступы являются не самой болезнью, а только ее проявлением. Причины такого синдрома следующие:

  1. Нарушение внутриутробного развития: были осложнения во время беременности, прием запрещенных медицинских препаратов, курение и алкоголизм родителей, будущая мать переживала стрессы в период беременности, тяжелые, долгие роды, родовые травмы ребенка. Все это может плохо сказаться на здоровье и нервной системе малыша.
  2. Перенесенные уже после рождения заболевания нервной системы ребенка. Эти заболевания бывают инфекционного, травматического или соматического характера. В первом случае разного рода вирусы поражают слабую нервную систему малыша и наносят вред общему состоянию здоровья. Поскольку маленький ребенок часто падает, то даже небольшая травма головы, сотрясение могут спровоцировать нарушение работы головного мозга и гипоталамуса. Под соматическими причинами имеются в виду хронические инфекции, аллергические реакции, болезни желудочно-кишечного тракта, легких, сердечно-сосудистой системы.
  3. Наследственные болезни и неполноценное функционирование головного мозга.

Врачи разделяют неврозоподобные состояния на две группы: расстройства при нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения, эпилепсия и т. д., и непроцессуальные неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях и органической патологии головного мозга.

Именно второй вид заболевания чаще всего диагностируют у детей.

Больные неврозоподобным синдромом наблюдаются и лечатся у невропатолога, тогда как расстройства нервно-психического характера лечит психиатр.

Работа дыхательной системы регулируется отдельными частями мозга. Дыхательный невроз является последствием нарушения какой-либо его части.

Существуют другие причины возникновения респираторного невроза у взрослых и детей:

  • нарушение в работе нервной системы;
  • стрессовая ситуация (затяжной или хронический стресс);
  • истерия (постоянное истерическое состояние).

Из-за нарушений в работе дыхательный центр посылает частые сигналы, которые вызывают один из симптомов невроза (учащенное дыхание или его задержка). Нехватка воздуха, когда человек не может вздохнуть, проявляется из-за проблем с мышцами диафрагмы (чем чаще они сокращаются, тем быстрее происходит процесс вдыхания воздуха).

Расстройству подвержены люди любого возраста и пола:

  1. Женщины чаще подвергаются реактивной форме патологии, являющейся следствием перенесения в прошлом трагического происшествия или заболевания, общего отравления, повлиявшего на работу обменных процессов и нервной системы. Это вполне объяснимо: слабая половина человечества отличается эмоциональностью и природной склонностью к драматизации происходящего в своей жизни, поэтому зачастую неоправданно бурно реагирует на относительно важные события.
  2. Неврастения истощения часто развивается из-за умственного перенапряжения на фоне неблагоприятной эмоциональной атмосферы в быту, на работе или во время учебы.

    Поэтому она частый гость среди программистов, учителей, людей, занимающих ответственные посты.

  3. Эта же патология грозит при длительных физических перегрузках, поэтому ее нередко диагностируют у спортсменов, мужчин, занятых на работах, где необходимо систематически тяжело трудиться.

Сопутствующие факторы, усиливающие риски развития неврастении:

  • нездоровая наследственность, сказавшаяся на деятельности, например, эндокринной системы;
  • проблемы в интимной жизни из-за длительного отсутствия партнера или несовпадения темпераментов, взглядов на границы позволительного в таких отношениях (половая неврастения);
  • злоупотребление веществами для расслабления: алкоголем, никотином, наркотиками;
  • паталогическая увлеченность азартными играми, лотереями.

Описание

  • аллергические заболевания (бронхиальная астма, кожная или пищевая аллергия);
  • эндокринные патологии (диабет);
  • гормональные нарушения в организме (гипертириоз);
  • поражения головного мозга;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
  • сердечно-сосудистые болезни;
  • психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз).

Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) – группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как “органоиды”.

Истерический синдром

Расстройство проявляется в виде демонстративного поведения. Поступки, мимика и жестикуляция человека могут сопровождаться бурными эмоциями (криком, смехом, слезами). При очередном приступе истерики он начинает рвать на себе волосы или падать в обморок. Такое поведение существенно отличается от настоящего истерического припадка. Больной может демонстративно сползать на пол и изображать обморок. Вся сцена обычно сопровождается громкими возгласами, судорогами и стонами.

Детский невроз: лечение, симптомы невроза у детей, распространенные виды – навязчивые состояния, энурез, фобии и пр

Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое. Без адекватного лечения любые нарушения в работе центральной нервной системы у малышей прогрессируют. В результате психогенные проблемы никуда не исчезают, оставаясь и в подростковом, и во взрослом возрасте.

Неврозы у детей дошкольного возраста часто списывают на появление капризов и различных возрастных особенностей из-за становления личности. Неврозы у старших детей и подростков также могут восприниматься родителями в качестве определенного этапа развития и буйства гормонов.

Чтобы понять суть данного заболевания перейдем к рассмотрению вопроса «Невроз у детей симптомы».

Такой диагноз часто ставится взрослым пациентам, что неудивительно в современных условиях суеты, суматохи, проблем и неурядиц.

Но врачей тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» — все чаще к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей.

Классификация неврозов в детском возрасте Тревоги (неврозы страхов) Детский невроз навязчивых состояний Психоз депрессивного характера Невроз истерического характера Неврастения Невроз ипохондрического характера Заикание невротической этиологии Невротические тики Нарушения сна невротической этиологии Энурез и энкопрез Патологические действия привычного характера Причины детских неврозов Как помочь ребенку

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:

  • наследственность;
  • нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
  • перенесенные патологии в раннем возрасте.Роль наследственности

Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Причины развития детских неврозов кроются ранимости детской нервной системы. Психика ребенка еще недостаточно сформирована, дети не имеют опыта реакции на стрессы, и не могут четко сформулировать и выразить свое эмоциональное состояние.

Большим значением в развитии детских неврозов является рост случаев патологического течения беременности и родов, особенно тогда, когда наблюдается внутриутробная гипоксия плода.

неврозоподобное состояние у взрослых симптомы и лечение

Толчком для невроза может стать:

  • унаследованная от родителей предрасположенность к нервным заболеваниям;
  • стрессы;
  • ситуации, которые могут травмировать незрелую детскую психику.

Также запустить механизм развития патологии могут:

  • тяжелые заболевания;
  • недосып;
  • нездоровый семейный климат;
  • чрезмерное физическое или психоэмоциональное напряжение.

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность.

Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.

Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.

Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.

Неврологические отклонения чаще всего проявляются у детей с определенными особенностями психической деятельности и типом характера.

Таким образом, неврозы чаще всего появляются у детей, которые:

  • Склонны к яркому выражению своих эмоций и чувств. Такие дети очень нуждаются в любви и внимании со стороны близкого окружения. Если потребность в заботе не удовлетворяется, детей начинают терзать сомнения и страхи, что их не любят, что они никому не нужны;
  • Часто болеют. Родители относятся к часто болеющим детям очень бережно, чрезмерно опекают, осуществляют лечение и оберегают. У детей в такой ситуации формируется чувство беспомощности, переходящее в неврозоподобный синдром;
  • Воспитываются в неблагополучной семье. Неврозам подвержены дети, воспитываемые в асоциальных семьях, в приютах и детских домах.

Даже если вашего ребенка нельзя соотнести с представленными категориями, это не дает гарантии, что он не заболеет неврозом. Выявить психическое расстройство и начать лечение поможет внимательное наблюдение за изменениями в поведении ребенка.

Невроз и его место в МКБ-10

С самого начала следует сказать, что термин «невроз» вообще изъят из новой классификации. Теперь подобные патологии называются «невротическим расстройством». Прежде всего, очень важным является тот факт, что данный вид заболевания находится именно в разделе, посвященном психологическим заболеваниям.

В этом смысле МКБ-10 является для медиков чем-то похожим на периодическую систему химических элементов, созданную Дмитрием Ивановичем Менделеевым. В ней каждый элемент находится на своем месте вследствие своего атомного строения и свойств, которые являются его результатом. В какой-то степени это справедливо и для классификации болезней: некоторые заболевания меняют свое месторасположение в разделах по мере того, как ученые больше узнают об их природе и причинах которые их вызывают.

Как уже было сказано, в МКБ-10 термин «невроз» заменен на «невротическое расстройство». В этом отношении МКБ-10 больше напоминает американскую классификацию DSM. Хотя, определение этого заболевания в новой классификации практически не изменилось. Подобные расстройства в МКБ-10 находятся с F40 по F48. В этом разделе расположены следующие рубрики:

  • F40. Фобические тревожные расстройства: к ним относятся агорафобия, социальные фобии, другие аналогичные расстройства.
  • F41. Панические расстройства.
  • F42. Навязчивые мысли: к этой группе относятся навязчивые ритуалы и действия, обсессивно-компульсивные расстройства.
  • F43. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.
  • F44. Диссоциативные расстройства.
  • F45. Соматофорные расстройства.
  • F48. Другие невротические расстройства.

Ипохондрический синдром

Это состояние определяется постоянными переживаниями человека за состояние собственного здоровья. Он боится тяжело заболеть. Страх преследует его днем и ночью, не позволяет сосредоточиться на работе и домашних делах. Неприятные ощущения во внутренних органах, беспричинная болезненность в конечностях, покалывания и сдавливания — с такими жалобами обычно обращаются к врачу.

Если медицинское обследование не выявляет серьезных патологий, такой человек начинает обвинять врачей в их некомпетентности. Иногда можно услышать рассказы о наведенной порче или колдовском проклятии.

Психотравмирующие факторы

Причины возникновения невроза тесно связаны с формой выраженности заболевания. По словам специалистов, провоцирующие факторы можно разделить на три условных группы:

  1. Биологические причины – различные нарушения в период внутриутробного развития, проблемы со сном, чрезмерная физическая активность, эмоциональное перенапряжение, генетическая предрасположенность и осложнения перенесенных болезней.
  2. Психологические факторы – особенности темперамента и личности ребенка, а также психотравмирующие обстоятельства, с которыми ребенок столкнулся в возрасте от нескольких месяцев до пяти лет.
  3. Социальная группа факторов: частые конфликты и ссоры между родителями, жесткий подход к процессу воспитания.

Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного леченияПо мнению психологов, именно психотравмирующие обстоятельства являются основной почвой для развития невротических расстройств. Важно отметить, что однократное влияние подобных негативных событий в жизни ребенка редко приводит к формированию невротической реакции.

Также следует отметить, что далеко не всегда психотравмирующие обстоятельства должны обладать масштабностью. Наличие склонности к тревожным расстройствам может способствовать возникновению невроза даже при самых незначительных конфликтных ситуациях.

Несправедливое отношение педагога, испуг, вызванный лаем уличной собаки или сигналом автомобиля — могут способствовать развитию болезни. По мнению психологов, склонность к невротическим расстройствам имеет взаимосвязь с возрастом ребенка. В возрасте от нескольких месяцев до двух лет, даже короткая разлука с родителями может вызвать невротическую реакцию.

Психологические травмы, что получены в детском возрасте, оставляют четкий отпечаток на сознании ребенка. Всего одного эпизода достаточно для того, чтобы в голове ребенка закрепилась четкая установка. Невротические расстройства, возникшие в детском возрасте, являются следствием сложных внутрисемейных отношений, неправильного подхода к воспитанию и несостоятельности ЦНС.

Неврозы появляются в основном под действием определенных личностных установок, приобретенных в процессе жизни, и сформированных еще в детстве поведенческих реакций. Например, человек расстраивается, когда не достигает определенного результата или не получает желаемого. Восприятие этого факта закладывается в детстве.

Адекватная реакция на неудачу предполагает установку: «Сегодня не поучилось, я недостаточно постарался. Завтра исправлю свои ошибки и достигну нужного результата». При неадекватной реакции человек начинает заниматься самобичеванием, винит себя во всем и не может сконцентрироваться на продолжении деятельности. Возникают навязчивые мысли, от которых сложно избавиться усилием воли.

Толчком к развитию невроза может стать гормональная перестройка организма в пубертатном периоде. Этот момент сопряжен с активным формированием у детей личностной структуры. Подросток начинает осознавать и «создавать» себя как полноценного члена общества. Также добавляется стресс от получения большого потока информации в процессе обучения.

1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).2. Психологические.3. Социальные.4. Генетическая предрасположенность.

Чем логоневроз отличается от заикания?

Диагноз «Логоневроз» обычно ставят в детском или подростковом возрасте. Если у вашего ребенка возник логоневроз, лечение необходимо начинать незамедлительно.Обнаружив у ребенка речевые дефекты, родители должны показать его грамотным специалистам. При заикании врачи в основном назначают применение медицинских препаратов.

Специалисты центра «Эмбер» корректируют логоневроз у детей без назначения медицинских препаратов. Применяются специально разработанные методики, помогающие детям и взрослым навсегда избавиться от заикания.Мероприятия, проводимые специалистами перед началом занятий:

  1. Обследование клиента и выяснение причины речевого дефекта.
  2. Определение необходимой программы коррекции.
  3. Назначение регулярных занятий с постепенным усложнением.

Немаловажную роль в коррекции логоневроза у детей играют родители. Их задача:

  • Организовать режим дня ребенка с дневным и полноценным ночным сном.
  • Ограничить просмотр мультфильмов и доступ к компьютеру. Ограничение снижает перенапряжение мозговой деятельности.
  • Организовать правильное, медленное и спокойное общение, четко проговаривать слова при беседе с ребенком. Тяжелые слова проговаривать неоднократно вместе с ним.
  • Охранять речь ребенка. Читать знакомые книжки, не заучивать наизусть стихи, не просить пересказывать сказки, пока заикание полностью не пройдет.
  • Выбирать спокойные игры: лепка, конструктор, рисование. В процессе игры ребенку нужно проговаривать выполняемые действия.

Взрослого человека лечить сложнее, чем ребенка, так как психика и речь ребенка более пластичны, дети имеют более высокий потенциал к компенсации дефектов. Со взрослыми коррекция логоневроза происходит тяжелей и дольше по времени. Но при желании клиента и регулярности занятий логоневроз у взрослых также устраняется.

Мальчик скривился

Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:

  • невротическое – логоневроз;
  • неврозоподобное или органическое.

При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.

Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.

В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.

Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.

Можно ли получать права при логоневрозе?Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.

Особенности симптоматики

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Острая форма приступа

Выделяют несколько форм логоневрозов:

  • клонический. Для этой формы свойственно повторение звуков или слов несколько раз;
  • тонический. Отличается затяжными паузами в речи или удлинённым произношением звуков и слогов;
  • смешанный. Такой вид логоневроза является сочетанием тонического и клонического неврозов.

Астенический невроз

В любом случае, причина нервного расстройства – регулярный стресс, возникающий от одной конкретной ситуации или в процессе нескольких. Если человек к ней адаптирован, возникает проблема, с которой не всегда получается бороться самостоятельно. Это и спасает больного от истощения без того слабой нервной системы, ведь если бы он смирился с подобным состоянием, желания лечится и выхода из этого порочного круга не возникло бы. А такое развитие событий влечет за собой проблемы серьезнее.

Комплекс причин

Неврозоподобный синдром зачастую появляется в детском возрасте. Причиной могут быть дородовые нарушения развития, перенесенные в раннем возрасте заболевания и травмы. Когда болезнь появляется в более позднем возрасте, то причины могут быть различны.

Наиболее распространены следующие:

  • наличие психических и неврологических заболеваний (шизофрении, эпилепсии и пр.), при этом больной регулярно наблюдается и получает лечение у участкового психиатра;
  • наличие органической патологии головного мозга (относительно незначительных нарушений в строении и работе некоторых отделов мозга);
  • присутствие хронических инфекций;
  • присутствие соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта);
  • наличие хронических заболеваний аллергической природы.

Эти состояния появляются в результате отклонений в работе гипоталамо-лимбических структур мозга (вызванного вышеуказанными заболеваниями), и как следствие развивается расстройство нейродинамики коры головного мозга.

Прогноз

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Прогноз заболевания благоприятный при своевременно начатом лечении. При первом появлении симптомов следует обратиться за помощью к врачу. В качестве профилактики важно, чтобы у будущей матери не было вредных привычек и недолеченных гинекологических заболеваний. Эти меры способствуют сохранению здоровья ребенка.

Неврозы — функциональные нарушения высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы.

Неврозы относятся к группе заболеваний, имеющих затяжную картину протекания. Этому заболеванию подвергаются люди, которым характерны постоянные переутомления, недосыпания, переживания, огорчения и т. п.

Прогноз невроза зависит от его вида, этапа развития и длительности течения, своевременности и адекватности оказываемой психологической и медикаментозной помощи. В большинстве случаев вовремя начатая терапия приводит, если не к излечению, то к значительному улучшению состояния пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *