Негативизм у ребенка и взрослого: симптомы, что это в психологии, возраст проявления у детей, что делать, кризис трех лет

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

негативизм в психологии это
Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление.

Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира.

что такое нонконформизм определение
Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта

Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.
Читайте также:  Музыка от головной боли: лечебный эффект звука

В более зрелом возрасте человек встречается лишь с двумя видами кризисных периодов. К таким периодам относятся достижение среднего возраста, и психологический стресс, вызванный выходом на пенсию.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

девушка у окна

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам».

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

конформизм и нонконформизм
Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

негативизм у детей
Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

Читайте также:  Параноидальный психоз - ОРЗ нет!

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Рекомендуем: Оптимизм — это

нонконформизм это

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.

Читайте также:  Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.

Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше.

Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.

Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость.

Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *