Мнестические процессы – это… Особенности и типы

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Элементарные и специфические мнестические процессы

В нейронауках принято разделять элементарные и специфические мнестические процессы. Элементарные (сенситизация, условный рефлекс) имеются в наличии даже у примитивных животных. Специфические присущи уже более совершенным, многослойным типам памяти.

Модально-специфические мнестические процессы — это те, что сопряжены с функционированием различных сенсорных систем. На основе этого выделяются соответствующие типы памяти: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, двигательная. Модально-специфический тип памяти часто становится необходимым в профессиональной деятельности (аудиальная память людей, занимающихся музыкой).

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Классификация по характеру психической активности

Индивидуальные особенности мнестических процессов характеризуются тем, какой материал лучшее усваивается: образный, вербальный или в равной степени тот и другой:

  1. Образная память. Это способность воспринимать и удерживать в памяти определенные зрительные образы (представления, картины из жизни) и в последующем их воспроизводить, тип памяти обусловлен совокупностью модально-специфических ощущений. Эта память пластична, может быть долгосрочной и проявляться неожиданно. Считается, что ее структуру составляют сложные соединения нейрональных звеньев из разных мозговых отделов.
  2. Эмоциональная память. Этот тип памяти является результатом фиксаций и нового проявления эмоциональных переживаний, проще говоря, это память на чувства. Впечатление, в котором присутствует эмоциональная окраска, запоминается моментально и без волевых усилий, пополняя таким образом структуры человеческого подсознания. Это очень устойчивый мнестический тип, материал которого может воспроизводиться совершенно непроизвольно. В его биологическом основании предположительно находятся соединения, сочетающие подкорковые нейрональные звенья со звеньями разных отделов коры мозга.
  3. Семантическая память. Этот мнестический процесс соотносится с запечатлением вербальных знаков, символизирующих происходящие в реальности и внутренние переживания. Схематически он представляет последовательно соединенные линейные звенья. Если пострадает одно из звений, то это чревато обрывом всей цепочки, сбоем правильного чередования сохраненных реалий и стиранием из памяти определенных фрагментов.

Традиционно мнестическая сфера подразделяется на 3 классических временных типа памяти:

  • Иконическую.
  • Кратковременную (оперативную).
  • Долговременную (декларативную).

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с интеллектуальной деятельностью. И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на – “плохо” и “хорошо”, “выгодно” – “невыгодно”. Они воспринимают абсолютно все .

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Читайте также:  Нарушения восприятия — Студопедия

Мнестическая деятельность – это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Механизмы регуляции и запечатления

Фиксирование новых сведений проходит три этапа во времени: первоначально на основе работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов формируется энграмма, то есть особый след в иконической памяти. На последующей стадии имеющиеся данные отправляются в высшие инстанции головного мозга. В определенных корковых структурах и частях лимбической системы поступивший материал анализируется и сортируется.

Известно, что гиппокамп выступает в роли своеобразного фильтра, классифицирующего все это и отбрасывающего лишнее, а задача височной области заключается в налаживании взаимосвязей с участками хранения энграмм из других частей мозга. На последнем этапе все это переводится в четкую схему долговременной памяти.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Причины нарушений

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Бывают разные причины, по которым в сильной степени страдают мнестические процессы. В психологии это является значимой темой для исследований, так как расстройства памяти лежат в основе многих психических недугов. Например, у больных с маниакально-депрессивным синдромом часто нарушена функция запоминания.

Модально-специфическая регуляция памяти зависима от работы первичных полей и функциональных зон коры головного мозга. Если их функционирование нарушается, нарушаются также и процессы памяти. Наиболее тяжелые нарушения мнестических процессов — те, которые обусловлены органическими изменениями мозга.

Модально-неспецифические нарушения образуются при патологиях подкорковых мозговых структур: нейронной сети ствола, лимбической системы, гиппокампа. Если вдруг деятельность гиппокампа будет нарушена может возникнуть “корсаковский синдром”, при котором пострадавший, сохранив долговременную память, теряет способность запомнить недавние события.

Методы исследования памяти

Канис-терапия
проводимая в пансионатах и социальных
домах для взрослых пациентов с депрессиями
и легкими
деменциями
, проводится на основе метода групповой
психотерапии. Групповая
психотерапия
– направление, родившееся из требований
самой жизни: медсестры одной из частных
больниц в США заметили, что беседы с
больными, проводящиеся в группе пациентов
оказывают гораздо большее влияние на
их самочувствие, взаимодействие между
собой, улучшение настроения, нежели
проводимые индивидуально.

А в 1905 году
американский врач Пратт начал использовать
психотерапевтические группы, как способ
и удобный, и экономически выгодный для
информирования больных, при этом,
первоначально не выясняя их
психотерапевтических возможностей.
Впоследствии он заметил, что в
психотерапевтической группе эффективность
помощи складывается из влияния одного
человека на другого, из складывающихся
отношений понимания и групповой
солидарности, а также из снижения
пессимизма и ощущений изолированности.

Самым
главным же фактором эффективности при
групповой психотерапии является то,
что группа становится “моделью мира”,
в которой каждый участник начинает
проявляться свойственным для него
способом, а значит, у него появляется
возможность заметить, проанализировать
и пережить то, как и каким он проявляется
в отношениях с другими людьми, как они
реагируют на него (через “обратную
связь”), какие мысли и чувства возникают
в ситуациях взаимодействия с различными
людьми.

Групповая
психотерапия проводится в форме 1,5-2-х
часовых занятий в группе людей, которые
сидят в кругу и обсуждают темы, либо
возникающие из опыта участников, либо
предложенные психотерапевтом. Также
используются разнообразнейшие
дополнительные методы, органично
связанные как с личностью и образованием
ведущего группы, так и с групповым
запросом.

Могут использоваться методы,
способствующие развитию невербальных
способов взаимодействия (например,
психогимнастика), усилению и прояснению
чувств , ролевые игры. Как правило, само
по себе появление собаки в такой группе
вызывает поток положительно окрашенных
воспоминаний, если же стимулировать
пациентов вопросами, какие у них были
животные, то общение делается еще более
активным.

В начале работы нужно познакомить
группу с собаками, из расчета 2-3 собаки
на 10-15 человек, рассказать пациентам о
животных как можно более подробно.
Рассказать о том, где собаки живут, как
их тренируют, почему вожатый выбрал ту
или иную породу. После этого можно начать
коллективное обсуждение достоинств
разных пород и видов дрессировки собак.

Читайте также:  Базальные ядра головного мозга: функции, симптомы нарушений и вероятные последствия

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

После
установления контакта самый лучший
вариант работы в группе пациентов с
легкой деменцией – предложить им помочь
в подготовке собак для работы с больными
детьми, для выступлений, для работы с
тяжелыми больными, для другого полезного
применения. Этот прием позволяет пациенту
почувствовать себя востребованным и
полезным для общества, завязать новые
рабочие отношения в группе и с вожатыми
собак.

К тому же, это придает осознаваемый
положительный смысл посещений пациентов
группой канис-терапевтов. Также это
разнообразит занятия, стимулирует
мотивацию, сенсорную и двигательную
активность пациентов, позволяет сменять
собак и вожатых. Занятия строятся по
следующей схеме – приветствие, рассказ
о том, чем занимались собаки и вожатые
между визитами, обсуждение, постановка
задачи по тренировке собак, «тренировка»,
обсуждение результата.

При работе с
пациентами необходимо избегать интонаций
разговора « с детьми» или « с больными»,
необходимо эмоционально окрашивать
рассказы о жизни и работе собак,
поддерживать желание пациентов поделиться
своими переживаниями и воспоминаниями.
Полезное подспорье в работе фотографии
с выступлений или испытаний собак,
показывающие реальный вклад пациентов
в подготовку собак к работе.

Для
увеличения сенсорного разнообразия
необходимо периодически вводить новые
элементы «тренировки» и заменять собак
и вожатых. Заменять собак нужно не ранее
чем через 4-6 занятий, предварительно
предупредив пациентов о том, что у них
скоро появится «новый ученик, а старый
уйдет в отпуск и т.п».

После перерыва
знакомые собаки возвращаются к группе.
Следует учесть, что хаотическая смена
собак и вожатых без предупреждения или
постоянное появление новых собак,
вызовет негативные последствия –
поверхностность интереса, отсутствие
запоминания, сопереживания, установления
социальных связей.

Также необходимо
строить занятия так, чтобы пациенты в
конце каждого занятия видели положительные
результаты своей работы с собаками,
например- четкое выполнение какого-то
навыка, который в начале занятия
выполнялся хуже или не выполнялся.
Также, полезно ставить долгосрочные
задачи – на 2-4 занятия и, соответственно,
показывать достижение поставленных
задач.

Например, объяснить пациентам
что – «собаку нужно научить кувыркаться,
но за одно занятие это не получится».
Занятия, построенные таким образом,
укрепляют мотивацию пациентов к
запоминанию, достижению поставленных
целей, приносят удовлетворение от
выполнения задачи, дают ощущение
завершенности дела.

Некоторые задания
должны объединять участников группы
вокруг собаки, например, два человека
держат обручи, два подсказывают траекторию
прыжка собаки, один держит лакомство,
один поводок и т.п. Заканчивать каждое
занятие, нужно добившись эмоционально
ровного и доброжелательного состояния
пациентов.

При планировании курса
посещений методист группы должен
поставить перед группой четкую задачу
на достижение определенного результата.
Например, улучшить коммуникативные
способности пациентов, улучшить
способность к запоминанию и логическое
мышление, добиться устойчивого улучшения
настроения пациентов.

При
работе с пациентами
с умеренной или средней деменцией,
следует учитывать, что они склонны к
тревожности, часто бывают категоричны,
требовательны, иногда агрессивны и
упрямы. Они некритично относятся к
своему состоянию, не могут трезво оценить
свои возможности, в т.ч. физические. С
учетом этих особенностей, вожатый должен
особенно внимательно контролировать
общение пациента с собакой, защищая ее
от возможных травм.

С такими пациентами
эффективнее работать в группах по 5-12
человек, используя их повышенную
соревновательность и стремление
самоутверждаться. Индивидуальная работа
с этими пациентами гораздо менее
эффективна. Количество собак на группу
2-3 с возможностью замены не ранее, чем
через 3 занятия. При такой группе
обязательно должен находиться
представитель учреждения, хорошо знающий
специфику пациентов.

Участие
в историческом исследовании. Попросить
пациентов вспомнить и описать все, что
в их жизни было связано с собаками, в
форме автобиографии.

Участие
в медицинском исследовании. Попросить
пациентов завести дневники и описывать
свои впечатления от общения с собаками
и то, что им кажется важным. Перед каждым
занятием фотографировать дневник. В
конце занятия обсудить планы на будущее
занятие. Это укрепляет память, стимулирует
логическое мышление, возвращает интерес
к жизни.


продолжительность занятий не более 60
минут


интенсивность нагрузки повышается
медленно, следует избегать излишней
насыщенности занятий новыми упражнениями,
темами обсуждений, собаками и вожатыми


необходимо тщательно избегать
переутомления пациентов, выражающихся
общим возбуждением, повышением
конфликтности или нарастающей сонливостью


активные упражнения с собаками следует
чередовать с обсуждениями, для успокоения
пациентов


в случае возникновения разногласий
между пациентами, повышения агрессивности-
ее нужно снижать переключая пациента
и сопровождать комментариями типа «
собачка испугалась, давайте не будем
ссориться и поговорим( поможем другой
собаке и т.п)».


долгосрочные задачи ставятся на 2 занятия

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin


объединяющие группу задания вводятся
постепенно, сначала составляются группы
из двух человек. При условии удачного
выполнения упражнения и отсутствия
конфликтов между участниками, численность
группы увеличивают.

Читайте также:  Периферическая нейропатия симптомы и лечение

При
каждой возможности нужно стимулировать
желание пациентов вспоминать и обсуждать
то что было на прошлом занятии или в
начале занятия и планировать будущее
занятие.

При
планировании курса занятий ставятся
определенные достижимые для канис-терапевтов
задачи. Например, понизить тревожность
и улучшить настроение пациентов. Улучшить
способность к запоминанию и логическому
мышлению.

У
пациентов с тяжелыми формами деменции,
чаще всего нарушены функции речи. При
этом пациенты достаточно часто хотят
общаться, но испытывают стеснение от
невозможности выразить свои ощущения
словами. Такие пациенты с большим
удовольствием общаются с собакой не
вызывающей у них стеснения, чем с
персоналом учреждения.

Со временем,
внимание переносится с собаки на
вожатого. Основная задача канис-терапевта
при работе с такими пациентами- поддержать
интерес к жизни, мягко стимулировать
желание общаться. Работа с такими
пациентами проводится индивидуально
или группами по 3-4 человека по 15-30 минут
на одно занятие, так как пациенты быстро
утомляются, у них переключается внимание,
пропадает интерес.

С учетом того, что
избыток сенсорных впечатлений или
информации, может вызвать у таких
пациентов срыв и ухудшение состояния,
необходимо тщательно дозировать
нагрузку, повышая ее очень медленно. Не
нужно громко и эмоционально общаться
с пациентом, не нужно перегружать его
длинными, сложными для понимания фразами.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Расстройства мнестических процессов довольно часто поддаются медикаментозной терапии, а также другим способам лечения. Варианты их применения зависят от конкретного диагноза, в особо тяжелых случаях возможно хотя бы облегчение симптомов. Основная терапевтическая схема выстраивается на следующих принципах:

  • снятие острого состояния (при психозах, травмах);
  • употребление витаминов;
  • лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, нейролептики);
  • коррекция мозгового кровообращения (ноотропы: “фенибут”, “фенотропил”, “мексидол” и другие).

Изображение мозга

Дополнительно к основному лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • лекарственные травы (валериана, имбирь, пустырник);
  • когнитивное развитие памяти (различные хобби, заучивание стихов, освоение новых языков, развивающие игры);
  • индивидуальная работа с психотерапевтом.

В детском возрасте коррекция мнестических процессов — это прежде всего упражнения, основанные на межмодальном синтезе, то есть на переведении информации с уровня одной модальности на уровень другой:

  1. Переведение из тактильной модальности в зрительную. Нужно взять объемные предметы различной формации и потом в случайном порядке изобразить их на бумаге. Далее попросить ребенка закрыть глаза и ощупать предметы, а после попросить его открыть глаза и выбрать правильный предмет из нарисованных.
  2. Переведение из тактильной модальности в аудиальную и речевую. Ребенок также закрывает глаза и ощупывает объемный предмет, затем при включенных аудиозаписях нужно попросить его выбрать соответствующий данному предмету звук.
  3. Переведение из визуальной модальности в тактильную. Ребенку предлагается с закрытыми глазами наощупь найти показанные ему до этого фигуры.
  4. Переведение из аудиальной модальности в визуальную. Необходимо включить ребенку аудиозапись с определенным речевым звуком, либо звуком какого-нибудь механизма или транспорта, после чего предложить ему отыскать соответствующее изображение на бумаге или нарисовать его самостоятельно. Независимо от того, какой мнестический тип подвергается коррекции, нужно соблюдать определенную очередность. Сначала формируются мнестические процессы узнавания. Затем — воспроизведения, и в конце — избирательности.

Это очень важно: начать своевременное развитие гностических и мнестических процессов (то есть познания и памяти) в раннем детстве. Чтобы избежать проблем в будущем.

Итак, мнестические процессы — это сложная и тонкая деятельность. Которая протекает в человеческом мозге на нейрофизиологическом, биологическом и психическом уровнях. Эти процессы, составляющие подвижную структуру нашей памяти, могут подвергаться расстройствам разного спектра в зависимости от характера поражения нервной системы. Если причиной нарушений являются не глубокие органические поражения мозга, то при современном подходе они вполне подвергаются коррекции.

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и “перегрузиться”.
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

https://www.youtube.com/watch?v=cosamomglavnom

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *