Когнитивные нарушения: симптомы и лечение

Причины легкого когнитивного расстройства

Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание. Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Легкое когнитивное расстройство – незначительное снижение познавательных функций пациента по сравнению с более высоким преморбидным уровнем. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные жалуются на забывчивость, трудности концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе.

Диагностика предполагает патопсихологическое и нейропсихологическое исследование интеллектуальной сферы, беседу с врачом-психиатром, осмотр невролога. Лечение направлено на устранение причины когнитивного расстройства, включает психокоррекционные занятия, медикаментозную терапию, соблюдение диеты и режима дня.

Слово «когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный, ознакомительный». Таким образом, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) – незначительное снижение умственных способностей: умения запоминать и воспроизводить информацию, концентрировать внимание, решать абстрактно-логические задачи.

ЛКР не достигает уровня умственной отсталости, деменции или органического амнестического синдрома. Предшествует, сопровождает или наступает после инфекционного либо органического заболевания. Расстройству более подвержены пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет 10%.

Из этой группы у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. ЛКР чаще диагностируется у людей с низким уровнем образования.

Многие знают, что нарушение кровообращения в сосудах шеи и головы является одним из главных факторов риска развития острого инсульта, имеющего серьезные последствия для здоровья и жизни больных.

Между тем, гораздо чаще дисциркуляторные проблемы вызывают изменения, которые неочевидны на первый взгляд: прогрессирующее снижение памяти и способности концентрировать внимание, а также прочие расстройства познавательной функции.

Почему развиваются когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга, как они проявляются, диагностируются и лечатся: разберём в нашем обзоре и видео в этой статье.

Мозг стал хуже справляться со своей работой — возможно, это признак болезни

Когнитивные нарушения часто диагностируются у людей, потому как они считаются распространённым неврологическим симптомом. Появление таких расстройств говорит о том, что у человека имеются проблемы с головным мозгом. Возможно, к болезни привели серьёзные патологии органа, такие как атеросклероз, киста, опухоль.

Именно поэтому, даже если возникают легкие когнитивные расстройства, следует обратиться к врачу для проведения диагностики. Важно понять, что именно спровоцировало нарушения, потому как от этого будет зависеть дальнейшее лечение.

Не каждый человек знает, что такое когнитивные функции. Их достаточно много, и они представляют собой способности, которые позволяют человеку рационально воспринимать мир, оценивать окружающую обстановку, запоминать и анализировать информацию, а также выполнять иные естественные задачи.

Нарушения нередко затрагивают следующие функции головного мозга:

  • Память. Человеку становится значительно сложнее запоминать информацию, также из головы могут вылетать те моменты, которые уже произошли в прошлом. В первую очередь стираются недавние события, а потом уже затрагиваются остальные воспоминания.
  • Интеллектуальные способности. При их расстройстве человеку становится значительно тяжелее мыслить логически, анализировать получаемую информацию, а также делать выводы. Он утрачивает возможность справляться даже с обычными задачами.
  • Внимание. У пациента возникают проблемы с концентрацией. Он не может выделить важную информацию и обратить своё внимание именно на нужный предмет. Повышенная рассеянность способна мешать в жизни, поэтому не стоит ждать, пока самочувствие усугубится.
  • Речь. Нередко человек не может полноценно выражаться, подбирать правильные слова или в целом разговаривать. В такой ситуации пациент может даже не понимать то, что говорят ему другие люди.
  • Ориентация в пространстве. Человек способен легко заблудиться в незнакомом месте. При этом он может не находить дорогу даже в привычной обстановке. В такой ситуации пациента нельзя будет выпускать из дома, так как он может легко потеряться.

Это лишь часть когнитивных функций, которые могут быть нарушены при появлении заболевания. Человек нередко начинает нуждаться в посторонней помощи, так как самостоятельно не может себя обслуживать. Часто утрачивается работоспособность из-за ухудшения состояния здоровья и непосредственно интеллектуальных способностей. В любом случае нужно будет обратиться к врачу, если человек хочет достичь положительных результатов в терапии.

Можно выделить ряд факторов, которые приводят к появлению лёгких когнитивных расстройств. Человек должен рассмотреть конкретные причины, чтобы понимать, с чем приходится иметь дело. Конечно, в домашних условиях будет сложно поставить диагноз, при этом можно будет примерно предположить, с чем именно приходится иметь дело.

Всего медицинские специалисты делят причины на две группы: органические и функциональные. Во второй ситуации появление расстройств напрямую связано с продолжительными стрессами, эмоциональными нагрузками, а также значительным перенапряжением. Всё это может привести к когнитивным расстройствам людей разного возраста. При этом в большинстве случаев не отмечается тяжёлых проявлений заболевания.

Могут возникнуть органические нарушения активности головного мозга. Они появляются из-за разных болезней, которые имеются у человека. Достаточно часто проблема затрагивает именно пожилых людей, при этом существует вероятность, что с ней столкнётся молодой гражданин.

При органическом типе расстройств человеку не обойтись без врачебной помощи. Объясняется это тем, что потребуется срочно выявить конкретное заболевание. Уже после этого человек может начать лечение основной патологии. Также потребуется заняться восстановлением когнитивной функции, конкретные меры порекомендует врач.

Существует немало причин, которые провоцируют легкое когнитивное расстройство. Это может быть сердечно-сосудистая патология, которая находится в запущенной форме. Также к негативным симптомам может привести инсульт и гипертония. Нередко провоцирующим фактором выступает атеросклероз и сахарный диабет.

Чтобы исправить ситуацию, человеку потребуется справиться с основным недугом. В частности может потребоваться улучшить кровообращение, нормализовать уровень сахара в крови и холестерина. Обязательно нужно держать показатель давления под контролем.

К отклонению могут привести и болезнь Альцгеймера, а также Паркинсона. Они свойственны пожилым людям, и при них происходит яркая деменция. Болезнь будет развиваться в течение длительного времени, при этом у человека не будет возможности полностью излечиться. В лучшем случае удастся снизить выраженность заболевания.

Есть и другие причины, которые приводят к легким когнитивным нарушениям. Среди них можно выделить злоупотребление спиртными напитками, проблемы с метаболизмом, сердечную и сосудистую недостаточность, значительное отравление токсическими веществами. Во всех случаях нужно обязательно обращаться к врачу, потому как важно держать своё состояние под контролем. Если человек не хочет ухудшить самочувствие, тогда ему стоит как можно раньше начать терапию.

У каждого человека легкое когнитивное расстройство может по-разному проявляться. Однозначно сложно будет сказать, какие проявления будут в конкретной ситуации. Многое зависит от того, насколько тяжело болеет человек, а также какие мозговые структуры были затронуты. По этой причине каждый случай считается индивидуальным, но при этом можно выполнить общие симптомы, которые наблюдаются у многих людей. Признаки:

  • Бред. Человек начинает излагать нелогичные мысли, которые являются ложными и нерациональными. При этом человек от них не собирается отказываться.
  • Проблемы с мыслительным процессом. Становится значительно сложнее справляться с привычными задачами, которые раньше не казались трудными.
  • Ухудшение памяти. Сначала человек не запоминает то, что было совсем недавно. Постепенно могут утратиться даже воспоминания из далекого прошлого.
  • Галлюцинации. Они могут быть как зрительными, так и слуховыми. Подобные признаки обязательно должны насторожить людей, потому как они не считаются нормальными.
  • Двигательная активность, имеющая навязчивый характер. При этом все движения не имеют конкретной цели.
  • Проблемы с концентрацией. Человек становится крайне невнимательным, и со временем ситуация только ухудшается.
  • Сонливость. Гражданин постоянно хочет спать днём, при этом ночью он наоборот проявляет активность.
  • Апатия. Можно заметить, что пациент испытывает безразличие к происходящим событиям и к людям. Помимо этого, может возникать повышенная раздражительность и агрессивность.
  • Медикаментозная терапия (ноотропы, препараты мелатонина).
  • Индивидуальная психокоррекция.
  • Стимуляция мыслительной деятельности.
Читайте также:  Таламус: функции и строение. Роль таламуса и гипоталамуса в организме

Диагностика расстройства личности

Патология характеризуется поведенческой тенденцией человека, которая существенно отличается от принятых культурных норм в социуме. У пациента, страдающего этой психической болезнью, наблюдается социальная дезинтеграция и сильный дискомфорт при общении с другими людьми. Как показывает практика, специфические признаки расстройства личности возникают в подростковом возрасте, поэтому поставить точный диагноз можно только в 15-16 лет. До этого психические отклонения связаны с физиологическими изменениями в организме человека.

Распространённость заболевания достигает до 23% ото всех психических расстройств человеческой популяции. Патология личности имеет несколько видов, которые различно по причинам и симптомам проявления болезни, способу интенсивности и классификации. Разные формы расстройства требуют в лечении индивидуального подхода, поэтому к постановке диагноза следует отнестись с особой внимательностью, чтобы избежать опасных последствий.

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни. Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений. Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

В зависимости от атрибуции, коморбидности и степени тяжести заболевания, назначается лечение. Медикаментозная терапия включает в себя прием серотониновых антидепрессантов (Пароксетин), атипичных антипсихотиков, (Оланзапин) и солей лития. Психотерапия проводится в попытках изменить поведение, наверстывании пробелов воспитания, поиске мотиваций.

Диагностика расстройства личности

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Прежде чем начинать лечение, человеку обязательно потребуется пройти диагностику заболевания. Это необходимо для того, чтобы можно было поставить точный диагноз. Для начала врач соберёт данные о пациенте, запишет его жалобы, а также узнает, были ли в семье люди с легкими когнитивными расстройствами.

Специалист обязательно проведёт специальные тестирования, которые позволят определить неврологический статус человека. Также обязательно выполняются аппаратные исследования, в частности проводится диагностика головного мозга. В этом случае удастся выявить наличие или отсутствие патологий. Обязательно нужно пройти неврологический осмотр. Он нужен для того, чтобы выявить конкретные причины, которые привели к когнитивным расстройствам.

Вполне возможно, что у человека выявят глазодвигательную недостаточность, анизорефлексию, дискоординаторные явления. При этом каких-либо отчётливых синдромов врач не находит.

Специалисты используют специальную методику Гамильтона для того, чтобы вывить у человека депрессию. Обязательно выполняются клинические исследования мочи и крови, с их помощью можно оценить общее состояние организма человека. По результатам всех анализов можно сделать вывод о том, есть ли у человека когнитивные нарушения. При их наличии потребуется незамедлительно начать терапию заболеваний, потому как в этом случае удастся значительно улучшить состояние человека.

Исследование ЛКР выполняется врачом-неврологом, психиатром, клиническим психологом. Для диагностики используются критерии, определенные с учетом акцента на снижении памяти, нормальном или пограничном общем состоянии познавательной сферы, отсутствии деменции, олигофрении и психоорганического синдрома. Дифференциация ЛКР и данных заболеваний основана на данных клинического и психодиагностического обследования. Применяются следующие методы:

  • Беседа. Психиатр и невролог опрашивают пациента, выясняя анамнез и имеющуюся симптоматику. Характерны жалобы на повышенную утомляемость, трудности запоминания и концентрации, общую растерянность. Больные, чья профессиональная деятельность связана с высокими интеллектуальными нагрузками, могут отмечать сложности при формулировке абстрактных идей, логических выводов.
  • Психологическое тестирование. В зависимости от данных анамнеза психолог проводит патопсихологическое либо нейропсихологическое обследование. Выявляется легкая степень снижения кратковременной памяти, колебания динамики психической деятельности, легкая неустойчивость внимания. Снижение абстрактно-логической функции возможно, но не обязательно. Результаты проб интерпретируются с учетом возраста, уровня образования и сферы профессиональной деятельности больного.
  • Неврологический осмотр. Обследование невролога назначается с целью дифференциальной диагностики и установления причин ЛКР. Нередко определяются легкие, но стойкие неврологические расстройства: анизорефлексия, дискоординаторные явления, глазодвигательная недостаточность, симптомы орального автоматизма. Отчетливых синдромов не обнаруживается.
  • Проведение общеклинических лабораторных анализов крови и мочи, инструментальных методов исследования для исключения соматической патологии.
  • Нейропсихологическое тестирование.
  • Консультации терапевта, невролога.

Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса. Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография. Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

Классификация

Чтобы поставить диагноз личное расстройство по одному из МКБ-10, надо, чтобы патология удовлетворяла трем или более из перечисленных критерий:

  • расстройство сопровождается ухудшением профессиональной продуктивности;
  • психические состояния приводят к личностному дистрессу;
  • аномальное поведение является всеобъемлющим;
  • хронический характер стресса не ограничивается эпизодами;
  • заметная дисгармония в поведении и личностных позициях.

Болезнь классифицируют еще по DSM-IV и DSM-5, группирующие все расстройство на 3 кластера:

  1. Кластер А (эксцентричные или необычные расстройства). Их подразделяют на шизотипическое (301.22), шизоидное (301.20), параноидное (301,0).
  2. Кластер В (колеблющиеся, эмоциональные или театральные расстройства). Они делятся на антисоциальные (301.7), нарциссические (301.81), истерические (201,50), пограничные (301.83), неуточненные (60,9), расторможенные (60,5).
  3. Кластер С (панические и тревожные расстройства). Они бывают зависимыми (301,6), обсессивно-компульсивными (301.4), избегающими (301. 82).

В России до принятия классификации по МКБ существовала своя ориентация личностных психопатий по П. Б. Ганнушкину. Использовалась система известного российского психиатра, разработанная доктором еще в начале 20 века. Классификация включает в себя несколько типов патологий:

  • неустойчивый (безвольный);
  • аффективный;
  • истерический;
  • возбудимый;
  • параноидный;
  • шизоидный;
  • психастенический;
  • астенический.

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы. При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой.

Симптомы легкого когнитивного расстройства

Когнитивные нарушения — это «системные ошибки» мозга, которые возникают в результате шаблонного мышления и мешают мыслить рационально. С одной стороны они исполняют защитную функцию: предотвращают перегрузки мозга, помогают выделить главное и ускорить принятие решений. Но с другой – приводят к тому, что мы воспринимаем действительность в искаженном виде, неверно интерпретируем события, игнорируем здравый смысл, поддаемся иррациональным страхам. И даже не догадываемся об этом. Потому что мозг виртуозно нас обманывает, убеждая в том, что мы все сделали правильно.

Все когнитивные расстройства делят на три группы: тяжелые, умеренные и легкие. К первым двум относят отклонения, при которых человек лишается самостоятельности или нескольких когнитивных способностей. К этим группам относятся больные с деменцией разной степени, клиническими проявлениями болезни Альцгеймера.

В среде психологов нет однозначного определения когнитивным нарушениям. Сам термин возник относительно недавно – в 1972 году израильский психолог Даниэль Канеман исследовал сбой в мышлении и назвал его «ошибка конъюнкции». Вместе со своим коллегой Амосом Тверски он доказал, что человеческими поступками руководит не столько логика, сколько иррациональность. А также то, что склонность ошибаться не зависит от уровня интеллекта.

Читайте также:  Истерическое расстройство личности - симптомы у мужчин, у женщин, у детей

Конечно, одновременно все когнитивные нарушения одному человеку не свойственны, но в разной степени характерны для каждого. Это данность, обусловленная спецификой нашего мышления, выработанной в процессе эволюции. Мы регулярно сталкиваемся с ограничениями своего тела (не умеем летать) или с ограничениями органов восприятия (не слышим ультразвук).

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта.

Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия.

Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки.

Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание.

Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

Важно разобраться с тем, что это такое – когнитивный дефицит, когнитивные нарушения. Последнее происходит за счет некоторых расстройств. К ним относят:

  • физические травмы;
  • психические заболевания;
  • диабет;
  • инсульт;
  • старческий возраст;
  • онкологию;
  • инфекционные заболевания (например, менингит).

В зависимости от расстройства, наблюдаются различные симптомы, вызывающие когнитивный (нейросенсорный) дефицит – состояние, при котором происходит нарушение работы головного мозга (например, снижение памяти).

Ухудшение работоспособности головного мозга вызывают не только травмы и менингит. Инсульт вызывает проблемы с когнитивным состоянием, что может стать причиной деменции. Риск пережить инсульт обусловлен наличием следующих недугов:

  • Гипертония (особенно, если ее продолжительность свыше 5 лет);
  • Атеросклеротические болезни;
  • Сердечные заболевания;
  • Диабет (в силу поражения нервных клеток);
  • Бессимптомный микроинсульт.
Люди привыкли поправлять здоровье дома

Люди привыкли поправлять здоровье дома

Обратите внимание! Микроинсульт – это тромб, попавший в небольшой кровеносный сосуд в мозгу. Он не вызывает резких приступов, человек не утратит двигательную или речевую способность. Может, онемеет щека, но индивид не придаст этому значения.

Современные люди редко обращаются к врачам, предпочитая воспользоваться интернет поиском, назначив себе самолечение. Позже и вовсе «привыкают» к различным симптомам, на которые следовало бы обратить внимание. В итоге риск появления когнитивных расстройств увеличивается в разы, проявляясь в виде депрессии, астении, хронической усталости.

  • болезнь Альцгеймера;
  • сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
  • болезнь Паркинсона;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
  • переутомление, негативные эмоции и депрессия;
  • дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).

Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.

Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.

К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:

  • изучение иностранных языков;
  • освоение новых маршрутов и территорий;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • развитие позитивного мышления;
  • занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.

Только врач должен решать, какие меры терапии использовать для улучшения самочувствия пациента. Как правило, применяется комплексное лечение, потому как в этом случае удастся значительно быстрее достичь положительных результатов.

Обязательно назначаются медикаменты, потому как с их помощью можно нормализовать состояние человека. Прописывают ноотропные средства (например, Пирацетам или Энцефабол), а также препараты против деменции, такие как Мематин и Донепезил.

Прописываются витаминно-минеральные комплексы, например, хорошо себя зарекомендовал Глицин. Человеку рекомендуются средства с нейропротекторными свойствами: Милдронат и Церебролизин. Нередко пациентам рекомендуется использовать средства против гиперхолестеринемии. Из популярных препаратов назначают Торвакард и Симвастатин.

Для поддержки организма могут назначить психотерапевтические процедуры. На них врач отправляет в индивидуальном порядке. Помимо этого, человеку рекомендуется соблюдать безхолестериновую диету.

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта. Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия. Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Познавательное развитие человека

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

  • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, деменции с тельцами Леви, прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
  • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга, мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией, геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии, дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
  • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза, прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
  • Нейроинфекции. Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба. При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
  • Черепно-мозговые травмы. Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
  • Опухоли мозга. Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.
  • Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
  • Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
  • Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.

Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга: симптомы патологий

– восприятие информации – гнозис;

– обработка и анализ информации –мышление, включая способность
обобщать, выявлять сходства и различия,
формально-логические операции,
установление ассоциативных связей,
вынесение умозаключений;

  • запоминание и хранение информации –
    память;

  • обмен информацией – речь

  • целенаправленная двигательная активность
    (праксис).

Расстройства КФ существенно снижают
качество жизни больных и их родственников,
являются причиной серьёзных
социально-экономических потерь, которые
несёт всё общество в целом. По статистике,
недовольство своей памятью выражают
до одной трети лиц среднего возраста,
а в возрасте старше 65 лет – не менее 50 %
[7, 10, 20, 21].

Когнитивные нарушения – это субъективное
и/или объективное ухудшение высших
мозговых функций по сравнению с исходным
более высоким уровнем вследствие
органической патологии головного мозга,
влияющее на эффективность обучения,
профессиональной, бытовой и социальной
деятельности [20, 21, 31]. Когнитивные
нарушения, наряду с другими неврологическими
нарушениями (двигательными, чувствительными,
вегетативными) являются важными и
нередко ведущими (а, в ряде случаев,
единственными) проявлениями органической
патологии головного мозга. По существу,
любое повреждение головного мозга
способно вызвать разные по тяжести
когнитивные нарушения.

Читайте также:  Глицин для сна при бессоннице: инструкция по применению, отзывы пациентов, сравнение цен в аптеках, дозировка детям, взрослым, пожилым, беременным

При оценке когнитивных расстройств,
как и при анализе других неврологических
нарушений, важно определить их тяжесть
и качественные характеристики, зависящие
в первую очередь от локализации поражения
головного мозга, остроту развития,
динамику, связь с состоянием других
мозговых функций [31]. Большое значение
для нозологического диагноза, прогноза
и терапевтической тактики является
оценка тяжести когнитивных нарушений.
По классификации, предлагаемой Н.Н.Яхно,
выделяют тяжелые, умеренные и лёгкие
когнитивные нарушения [13,31].

Под тяжелыми когнитивными нарушениямипонимаются стойкие или преходящие
нарушения КФ различной этиологии,
которые выражены настолько, что приводят
к затруднениям в обычной для больного
бытовой, профессиональной и социальной
деятельности. К тяжелым когнитивным
нарушениям относятся деменция, делирий,
выраженная афазия, апраксия или агнозия,
энцефалопатия Вернике – Корсакова и
др. Наиболее распространённым видом
тяжёлых когнитивных нарушений является
деменция.

Деменция (слабоумие) – это приобретенное
стойкое нарушение КФ в результате
органического заболевания головного
мозга, проявляющееся расстройствами в
двух и более когнитивных сферах (память,
внимание, речь и др.) при нормальном
сознании и уровне бодрствования,
приводящее к затруднениям бытовой,
социальной или профессиональной
деятельности пациента.

На этапе деменции пациент полностью
или частично утрачивает свою независимость
и самостоятельность, а при умеренной и
тяжёлой деменции – нередко нуждается в
постороннем уходе [5, 7, 14, 30, 58].

Для диагностики деменции наиболее часто
используют критерии международной
классификации болезней 10 пересмотра
(МКБ-10) [24] (таблица 1) и DSM-IV (Diagnostic and
Statistical Manual of Mental Disorders – Руководство по
диагностике и статистике психических
заболеваний, 4-ое издание) [5, 36, 58] (таблица
2).

Таблица 1. Диагностические критерии
деменции по международной классификации
болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

  • Нарушения памяти, как вербальной, так
    и невербальной, которые проявляются
    в нарушении способности к запоминанию
    нового материала, а в более тяжелых
    случаях – также в затруднении
    припоминания ранее усвоенной
    информации. Нарушения должны быть
    объективизированы с помощью
    нейропсихологических тестов.

  • Нарушения других когнитивных функций
    – способности к выработке суждений,
    мышлению (планированию, организации
    своих действий) и переработке
    информации. Эти нарушения должны быть
    объективизированы с помощью
    соответствующих нейропсихологических
    тестов. Необходимым условием диагноза
    является снижение когнитивных функций
    по сравнению с их исходным более
    высоким уровнем.

  • Нарушение когнитивных функций
    определяется на фоне сохранного
    сознания.

  • Наличие, по меньшей мере, одного из
    следующих признаков: эмоциональной
    лабильности, раздражительности,
    апатии, асоциального поведения.

Для достоверного диагноза перечисленные
признаки должны наблюдаться в течение,
по меньшей мере, 6 месяцев; при более
коротком наблюдении диагноз может
быть предположительным.

Таблица
2. Диагностические критерии деменции
по DSM-IV (Руководство по диагностике и
статистике психических заболеваний,
4-ое издание):

А. Нарушения памяти (кратковременной
и долговременной).

В. Нарушение, по крайней мере, ещё одной
из следующих когнитивных функций:

  • Праксиса

  • Гнозиса

  • Речи

  • Регуляции произвольной деятельности
    (планирование, программирование,
    абстрагирование, суждения и др.).

С. Как А, так и В, выражены настолько,
что оказывают клинически значимое
негативное влияние на повседневную
жизнь.

D. Сохранность сознания.

Е. Наличие
органического заболевания головного
мозга, которое обуславливает А и В.

Деменция
представляет собой полиэтиологический
синдром, который развивается при
различных заболеваниях головного мозга.
Существуют более 100 заболеваний, которые
на том или ином этапе патологического
процесса сопровождаются деменцией
(Рисунок 1). Однако безусловными лидерами
в списке причин деменции у пожилых
являютсяболезнь Альцгеймера (БА),сосудистая мозговая недостаточность,
смешанная деменция (БА сосудистая
мозговая недостаточность) и деменция
с тельцами Леви.Указанные заболевания
лежат в основе 75-80 % деменций в пожилом
возрасте [10, 12, 13, 30, 33, 41].

Рисунок
1. Наиболее частые причины деменции

Деменция является результатом длительного
прогрессирования дегенеративных или
сосудистых заболеваний головного мозга.
При этом в большинстве случаев клинически
очерченная симптоматика формируется
еще до возникновения нарушений
повседневной деятельности, т. е. до
возникновения деменции. В последние
годы в мировой литературе все большее
внимание уделяется проблеме недементных
форм когнитивных нарушений в пожилом
возрасте, к которым относятся лёгкие и
умеренные когнитивные нарушения [10, 19,
31, 33].

Умеренные когнитивные нарушения (УКН)
– приобретенные нарушения в одной или
нескольких когнитивных сферах по
сравнению с предшествующим более высоким
уровнем в результате органического
заболевания головного мозга, выходящие
за рамки возрастной нормы, но не приводящие
к утрате независимости и самостоятельности
в повседневной жизни.

При синдроме УКН отсутствует бытовая,
социальная и профессиональная
дезадаптация. Однако могут отмечаться
затруднения при осуществлении наиболее
сложных и необычных видов деятельности
[10, 13, 19, 31, 39, 40, 64-66, 70-72].

Распространённость УКН в старших
возрастных группах весьма велика и
достигает 11-17% среди лиц старше 65 лет. В
значительном проценте случаев УКН носят
прогрессирующий характер и со временем
трансформируются в деменцию. Заболеваемость
лишь одной формой деменции – БА – среди
пожилых лиц с УКН достигает 10-15% в год,
что значительно выше среднестатистической
(1-2%) [47, 72, 77].

Стадии когнитивного развития ребенка

Выделяют три основных клинических
варианта синдрома УКН [14, 19, 67, 71, 86]:

  • амнестический вариант (монофункциональный
    вариант УКН с нарушениями памяти).В
    клинической картине преобладают
    нарушения памяти на текущие события,
    которые носят постепенно прогрессирующий
    характер. Этот тип УКН, как правило, со
    временем трансформируется в БА.

  • УКН с множественной когнитивной
    недостаточностью
    (полифункциональный
    вариант УКН).Характеризуется
    наличием сочетанного поражения
    нескольких КФ: памяти, пространственной
    ориентировки, интеллекта, праксиса и
    др. Данный тип УКН может отмечаться на
    начальных стадиях различных заболеваний
    головного мозга, например, сосудистой
    мозговой недостаточности, болезни
    Паркинсона, фронтотемпоральной деменции
    и др.

  • УКН с нарушениями одной из когнитивных
    функций при сохранности памяти
    (монофункциональный вариант УКН без
    нарушений памяти). Возможны варианты
    данного синдрома с преобладанием
    нарушений речи или праксиса. Этот тип
    синдрома УКН может отмечатьсяна
    ранних стадияхтаких нейродегенеративных
    заболеваний, как первичная прогрессирующая
    афазия, кортико-базальная дегенерация,
    деменция с тельцами Леви и др.

Современные диагностические критерии
синдрома УКН приведены в Таблице 3 [73].

Таблица 3.
Модифицированные диагностические
критерии синдрома УКН

(MCI-revised). J.
Touchon, R. Petersen, 2004.

  • Когнитивные нарушения, по словам
    пациента и/или его ближайшего окружения.

  • Свидетельства снижения когнитивных
    способностей по сравнению с исходным
    более высоким уровнем, полученные от
    пациента и/или его ближайшего окружения.

  • Объективные свидетельства нарушений
    памяти и/или других когнитивных
    функций, полученные при помощи
    нейропсихологических тестов.

  • Отсутствие нарушений обычных форм
    повседневной активности. Однако могут
    отмечаться нарушения сложных и
    необычных видов деятельности.

  • Отсутствие
    деменции.

Наряду с синдромом УКН, по нашему мнению,
целесообразно выделять ещё более лёгкие
когнитивные нарушения, которые отмечаются
на самых ранних стадиях неврологических
заболеваний [12, 19, 29]. Легкие когнитивные
нарушения (ЛКН)носят преимущественно
нейродинамический характер: страдают
такие характеристики когнитивных
процессов, как скорость обработки
информации, способность быстро
переключаться с одного вида деятельности
на другой, оперативная память.

Осложнения

Легкое когнитивное расстройство с прогрессирующим течением при отсутствии лечения быстро приводит к развитию деменции. Пациенты утрачивают способность решать бытовые задачи, нуждаются в помощи при самообслуживании. Нарушается социализация – сужается круг общения, больные не могут выполнять профессиональные обязанности, посещать общественные мероприятия.

Прогноз и профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть. Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии). Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге.

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье. Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *