Апраксия : синдром чужой руки, апраксия ходьбы, оральная апраксия

Причины подобных нарушений

Нарушения праксиса возникают при повреждении различных участков головного мозга: коры, подкорковых образований, нервных путей, обеспечивающих их взаимодействие. Наиболее часто апраксия сопровождает поражение лобно-теменных корковых областей. Повреждающими этиофакторами выступают:

  • Опухоли головного мозга. Внутримозговые новообразования (глиома, астроцитома, ганглионейробластома), прорастающие в кору, подкорковые центры, оказывают повреждающее действие на участвующие в обеспечении праксиса зоны.
  • Инсульты.Геморрагический инсульт (кровоизлияние в головной мозг) возникает при разрыве в стенке церебрального сосуда, ишемический — при тромбоэмболии, спазме мозговых артерий.
  • Черепно-мозговые травмы. Апраксию вызывает непосредственное повреждение ответственных за праксис церебральных участков, их вторичное поражение вследствие образования посттравматической гематомы, отёка, ишемии, воспалительной реакции.
  • Инфекционные поражения. Энцефалиты, менингоэнцефалиты различной этиологии, абсцессы головного мозга с локализацией воспалительных очагов в коре, подкорковых ганглиях.
  • Дегенеративные процессы. Заболевания, сопровождающиеся прогрессирующей корковой атрофией: деменция, болезнь Пика, Альцгеймера, алкогольная энцефалопатия, кортикобазальная дегенерация. Обусловлены хронической церебральной ишемией, токсическим поражением (алкоголизм), дисметаболическими нарушениями (сахарный диабет), генетическими факторами.

К факторам риска, повышающим вероятность развития расстройств праксиса, относят возраст старше 60 лет, наследственную предрасположенность, гипертоническую болезнь, инсульт в анамнезе, сердечно-сосудистые заболевания, хронический алкоголизм.

  • Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • Сосудистая патология в лобных долях головного мозга;
  • Инсульт в анамнезе больного;
  • Различные травмы головного мозга;
  • Последствия нейроинфекций;
  • Инволюционные изменения головного мозга (болезнь Альцгеймера)

Выделяют следующие виды апраксии: лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию.

Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.

Также влияют дегенеративные явления, которые зачастую локализуются в теменных сегментах. Информацию о жизненно важных стратегиях действия сохраняет именно этот участок, помогает понять, как реагировать в той или иной ситуации.

Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.

Реже такое заболевание возникает вследствие разрушения мозолистого тела, поражения лобных и премоторных участков коры. Именно эти структуры отвечают за координацию движений, что важно при выполнении достаточно сложных движений и манипуляций. Причиной повреждения определенных структур или участков мозга могут быть различные инфекционные заболевания, опухолевые образования, дегенеративные процессы или травмы головы.

Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии. Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.

К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.

Формы апраксии бывают очень разнообразные с нарушением ориентации и двигательной активности различных мышечных групп. Но для всех видов расстройства характерным является то, что причина кроется в локальном поражении мозолистого тела либо коры головного мозга. Что может вызвать развитие патологического очага в мозговых структурах?

Этому могут способствовать механические повреждения и травмы мозга различного характера, а также новообразования, причем, не только злокачественные. Иногда дефект движений, действий и ориентации появляется после тяжелых нейроинфекций или как последствие перенесенного инсульта. В качестве причины апраксии нередко выступает болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные изменения мозга, наблюдаемые в инволюционном периоде.

  • лобную;
  • двустороннюю;
  • кортикальную,;
  • динамическую (премоторную);
  • моторную.

Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.

Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.

Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.

К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.

Причины появления апраксии кроются в нарушениях работы мозга. Если быть точным, то при различных видах этого заболевания поражаются определённые участки коры больших полушарий; кроме того, может быть нарушена работа мозолистого тела – органа, связывающего два полушария головного мозга. В последнем случае апраксия чаще всего поражает левую половину тела.

К появлению болезни могут привести и определённые заболевания головного мозга. Это может быть инсульт, деменция, злокачественные и доброкачественные опухоли в мозге, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговая травма, болезнь Паркинсона, нарушение мозгового кровообращения и некоторые другие недуги.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте – хоть во взрослом, хоть в детском. Детей можно причислить к группе риска, поскольку они нередко подвергаются ударам по голове, черепно-мозговым травмам, имеют аутизм, ДЦП, энцефалит, опухоли головного мозга – все эти болезни могут спровоцировать развитие апраксии.

Апраксия является результатом поражения коры больших полушарий мозга. К этому могут приводить инфекции, инсульты, травмы, опухоли, дегенеративные процессы в мозге. Именно кора больших полушарий, а точнее, теменные ее доли, отвечает за выполнение программы сложных действий.

Иногда апраксия может развиваться при повреждении проводящих путей мозолистого тела, премоторной коры, лобной доли.

Симптомы апраксии

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ. Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей.

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Читайте также:  Вред антидепрессантов на организм человека, чем вредны антидепрессанты и опасны

Существует множество классификаций апраксии, которые во многом перекликаются друг с другом. В них выделяются следующие формы апраксии:

  • идеаторная. Характеризуется недостаточным уровнем произвольного планирования движений и нарушением контроля за выполнением двигательной программы. При данной форме расстройства нарушается последовательность действий, наблюдаются импульсивные сбои на деятельность, которая не соответствует поставленной цели. Эти ошибки могут отмечаться и при выполнении действий по команде, и при копировании действий другого человека. Пациент теряет инструментальные и профессиональные навыки, испытывает трудности в самообслуживании, нарушается процесс воспроизведения символических движений, утрачиваются конструктивные способности.

Развитие идеаторной апраксии связано с поражением лобных долей коры по причине опухолей, сосудистой патологии или дегенеративных поражений этого участка мозга;

  • конструктивная апраксия. При данной форме расстройства пациент испытывает трудности при составлении целого предмета из его элементов. Конструктивная апраксия является наиболее распространенной формой данного заболевания. Она связана с поражением теменных долей обоих полушарий. Симптомы конструктивной апраксии проявляются при рисовании и конструировании фигур. Больные затрудняются выполнить задания, связанные со срисовыванием простых и сложных фигур, предметов, человека, животных по памяти или с листа. При данной форме апраксии пациент не может выбрать место для рисования на листе, затрудняется с выполнением заданий на конструирование фигур из кубиков или палочек;
  • моторная апраксия – пациент способен к составлению плана последовательных действий, но не может его выполнить. В случае моторной апраксии у пациента есть понимание задания, но нет способности осуществить его, даже, если ему его продемонстрируют. Моторная апраксия может ограничиваться лишь одной половиной тела или одной конечностью или мышцами лица;
  • премоторная апраксия – обусловлена дезавтоматизацией движений и их инертностью; для нее характерно нарушение навыков превращения простых движений в более сложные двигательные акты; развивается в случае поражения премоторной области коры;
  • кинестетическая или идеамоторная или афферентная апраксия. В этом случае происходит нарушение произвольности движений при сохраненной пространственной их организации. Для афферентной апраксии характерны недифференцированные, плохо поддающиеся управлению движения. Пациенты с афферентной апраксией не могут правильно воспроизвести различные позы рук, не могут совершить действия без предметов, к примеру, не могут изобразить движение, с помощью которого они наливают воду в чашку. Афферентная апраксия компенсируется за счет усиления зрительного контроля над выполняемыми движениями;
  • кинетическая апраксия. При данном нарушении пациент может планировать, а затем контролировать свои движения, но утрачивает способность к автоматизированным двигательным навыкам. По этой причине движения его становятся неловкими и медленными. Человек сознательно пытается контролировать свои движения, даже выполняя хорошо заученные привычные действия. Кинетическая апраксия развивается вследствие поражения заднелобных премоторных участков лобных долей коры;
  • динамическая апраксия развивается в случае поражения неспецифических глубинных структур мозга, что ведет к нарушениям непроизвольного внимания. У больного затрудняется автоматизация и усвоение новых двигательных программ. Могут возникать ошибки и при выполнении заученных программ;
  • регуляторная апраксия – нарушение программирования и контроля произвольных движений. Больной не может программировать и подчинять движения заданной программе. Происходит отключение сознательного контроля за выполнением действий. Сложные программы пациент заменяет более простыми или инертными стереотипами;
  • артикуляционная апраксия – самая сложная форма расстройства, характеризующаяся нарушением управление мышцами лица. При артикуляционной апраксии нарушаются сложные движения языка, губ, что в свою очередь, ведет к нарушению речи. Пациенты с артикуляционной апраксией не могут воспроизвести простые артикуляторные позы по заданию, не могут найти нужные для произнесения звуков позиции речевого аппарата;
  • апраксия туловища связана с нарушением способности правильно располагать конечности и туловище в пространстве, чтобы ходить, стоять или сидеть;
  • апраксия одевания связана с неспособностью пациента выполнить действия, чтобы одеть себя;
  • апраксия ходьбы связана с нарушением ходьбы при отсутствии проприоцептивных, двигательных, вестибулярных расстройств, атаксии; возникает в случае поражения лобных долей коры.

Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.

О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются когда:

  • человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
  • пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
  • шаги небольшие, движения скованные;
  • пациенты не могут одеться;
  • наблюдается персеверация определенного движения;
  • сложно открыть глаза.
  • конструктивная апраксия. При данной форме расстройства пациент испытывает трудности при составлении целого предмета из его элементов. Конструктивная апраксия является наиболее распространенной формой данного заболевания. Она связана с поражением теменных долей обоих полушарий. Симптомы конструктивной апраксии проявляются при рисовании и конструировании фигур. Больные затрудняются выполнить задания, связанные со срисовыванием простых и сложных фигур, предметов, человека, животных по памяти или с листа. При данной форме апраксии пациент не может выбрать место для рисования на листе, затрудняется с выполнением заданий на конструирование фигур из кубиков или палочек;
  • моторная апраксия – пациент способен к составлению плана последовательных действий, но не может его выполнить. В случае моторной апраксии у пациента есть понимание задания, но нет способности осуществить его, даже, если ему его продемонстрируют. Моторная апраксия может ограничиваться лишь одной половиной тела или одной конечностью или мышцами лица;
  • премоторная апраксия — обусловлена дезавтоматизацией движений и их инертностью; для нее характерно нарушение навыков превращения простых движений в более сложные двигательные акты; развивается в случае поражения премоторной области коры;
  • кинестетическая или идеамоторная или афферентная апраксия. В этом случае происходит нарушение произвольности движений при сохраненной пространственной их организации. Для афферентной апраксии характерны недифференцированные, плохо поддающиеся управлению движения. Пациенты с афферентной апраксией не могут правильно воспроизвести различные позы рук, не могут совершить действия без предметов, к примеру, не могут изобразить движение, с помощью которого они наливают воду в чашку. Афферентная апраксия компенсируется за счет усиления зрительного контроля над выполняемыми движениями;
  • кинетическая апраксия. При данном нарушении пациент может планировать, а затем контролировать свои движения, но утрачивает способность к автоматизированным двигательным навыкам. По этой причине движения его становятся неловкими и медленными. Человек сознательно пытается контролировать свои движения, даже выполняя хорошо заученные привычные действия. Кинетическая апраксия развивается вследствие поражения заднелобных премоторных участков лобных долей коры;
  • динамическая апраксия развивается в случае поражения неспецифических глубинных структур мозга, что ведет к нарушениям непроизвольного внимания. У больного затрудняется автоматизация и усвоение новых двигательных программ. Могут возникать ошибки и при выполнении заученных программ;
  • регуляторная апраксия – нарушение программирования и контроля произвольных движений. Больной не может программировать и подчинять движения заданной программе. Происходит отключение сознательного контроля за выполнением действий. Сложные программы пациент заменяет более простыми или инертными стереотипами;
  • артикуляционная апраксия – самая сложная форма расстройства, характеризующаяся нарушением управление мышцами лица. При артикуляционной апраксии нарушаются сложные движения языка, губ, что в свою очередь, ведет к нарушению речи. Пациенты с артикуляционной апраксией не могут воспроизвести простые артикуляторные позы по заданию, не могут найти нужные для произнесения звуков позиции речевого аппарата;
  • апраксия туловища связана с нарушением способности правильно располагать конечности и туловище в пространстве, чтобы ходить, стоять или сидеть;
  • апраксия одевания связана с неспособностью пациента выполнить действия, чтобы одеть себя;
  • апраксия ходьбы связана с нарушением ходьбы при отсутствии проприоцептивных, двигательных, вестибулярных расстройств, атаксии; возникает в случае поражения лобных долей коры.

Единым клиническим симптомом выступает расстройство выполнения действий при сохранности необходимого объёма сенсомоторной функции. У больных отсутствуют нарушения чувствительности, парезы, выраженные изменения мышечного тонуса. Их конечности способны выполнять движения на уровне здорового человека. Действие не реализуется из-за утраты последовательности движений. Апраксия может протекать на фоне других расстройств высшей нервной деятельности (агнозии, амнезии), снижения когнитивной сферы.

Читайте также:  Дофамин гормон: функции, за что отвечает у женщин, почему повышен, это гормон радости или нейромедиатор

Кинетическая апраксия характеризуется нарушением плавности перехода между последовательными элементами действия, «застреванием» пациента на выполнении отдельного двигательного элемента. Типичны грубые неловкие движения. Расстройство касается и новых, и привычных действий. При кинестетической форме пациент неспособен выполнять тонкие движения пальцами (застёгивать/расстёгивать пуговицы, шить, завязывать узлы), придать рукам показанную врачом позу, в процессе действия не может подобрать необходимое положение пальцев. Отсутствие зрительного контроля усугубляет ситуацию. Больной утрачивает способность демонстрировать действие без предмета (не имея чашки, показать движения, необходимые для наливания воды в чашку).

Пространственная апраксия проявляется расстройством представлений «право/лево», «верх/низ», сочетается с пространственной агнозией. Пациент не может самостоятельно одеться, собрать предмет из частей, при поражении доминантного полушария затрудняется написание букв. Регуляторная апраксия отличается сохранностью простых, привычных действий на фоне нарушенного выполнения новых. Двигательные акты характеризуются шаблонностью. Реализация новой программы действий (задания разжечь свечу при помощи спички) сопровождается соскальзыванием на простые автоматизированные операции (у курящих — попыткой раскурить свечу подобно сигарете), выполнением отдельного фрагмента (зажиганием и гашением спички).

Стойкая апраксия приводит к инвалидизации, степень которой зависит от формы патологии. Пациент оказывается профессионально несостоятельным, зачастую неспособным к самообслуживанию. Осознание собственного дефекта вызывает тяжёлый психологический дискомфорт, способствует социальной дезадаптации.

Классификация по Лурию

Александр Лурия, советский нейропсихолог, проводя исследования характерных синдромов, разделил апраксию на виды:

  1. Регулярная. Этот вид апраксии отличается сохранением тонуса и функциональностью мышц, отклонения происходят на уровне контроля движений. Пациент с легкостью выполняет шаблонные телодвижения, копирует врача. Но ему тяжело дается переключение с одной задачи на другую.
  2. Кинетическая. Поражаются премоторные участки. У больного возникают проблемы с автоматизированными движениями, они стают медленными, ему тяжело организоваться во временном пространстве. Такой человек непоследовательно и долго может выполнять автоматизированные и элементарные двигательные операции, появляется нездоровая инертность.
  3. Пространственная. Больной полностью дезориентируется в пространстве, он не может показать «лево-право» и «верх-низ». Поражения происходят в затылочно-теменной зоне.
  4. Афферентная. Человек совершает достаточно грубые и тяжело управляемые двигательные операции. Больному легче показать определенные движения, контролируя их зрительно.
  1. Регулярная. Этот вид апраксии отличается сохранением тонуса и функциональностью мышц, отклонения происходят на уровне контроля движений. Пациент с легкостью выполняет шаблонные телодвижения, копирует врача. Но ему тяжело дается переключение с одной задачи на другую.
  2. Кинетическая. Поражаются премоторные участки. У больного возникают проблемы с автоматизированными движениями, они стают медленными, ему тяжело организоваться во временном пространстве. Такой человек непоследовательно и долго может выполнять автоматизированные и элементарные двигательные операции, появляется нездоровая инертность.
  3. Пространственная. Больной полностью дезориентируется в пространстве, он не может показать «лево-право» и «верх-низ». Поражения происходят в затылочно-теменной зоне.
  4. Афферентная. Человек совершает достаточно грубые и тяжело управляемые двигательные операции. Больному легче показать определенные движения, контролируя их зрительно.

Терапия

Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.

При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.

Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

Классификация Липмана

Единой классификации двигательных расстройств не существует. Одну из наиболее известных классификаций предложил немецкий психолог Липман еще в начале прошлого века.

Он выделил три группы апраксии:

  1. Идеаторная. Больной теряется в последовательности выполнения движений, поэтому он не может самостоятельно совершать сложные манипуляции. С простыми движениями легче, он может даже повторить элементы сложных двигательных актов, но проблема возникает на этапе их соединения.
  2. Моторная. Человек ясно понимает задачу, но ему тяжело ее выполнить. Проблема в двигательных центрах, которые не способны воспринять идею человека. Он осознает то, что ему нужно сделать, но не может это воспроизвести, легко и быстро повторяет движения исключительно в произвольном порядке.
  3. Идеокинетическая. Проблема возникает на уровне воли, пациент не способен «заставить» тело выполнять любые движения. Возникает полная инертность движений, все попытки совершить манипуляцию выглядят неловко и размыто. Больной теряет способность даже к элементарным бытовым задачам, часто у таких людей возникают проблемы с речью или способностью писать.

Единой классификации двигательных расстройств не существует. Одну из наиболее известных классификаций предложил немецкий психолог Липман еще в начале прошлого века.

  1. Идеаторная. Больной теряется в последовательности выполнения движений, поэтому он не может самостоятельно совершать сложные манипуляции. С простыми движениями легче, он может даже повторить элементы сложных двигательных актов, но проблема возникает на этапе их соединения.
  2. Моторная. Человек ясно понимает задачу, но ему тяжело ее выполнить. Проблема в двигательных центрах, которые не способны воспринять идею человека. Он осознает то, что ему нужно сделать, но не может это воспроизвести, легко и быстро повторяет движения исключительно в произвольном порядке.
  3. Идеокинетическая. Проблема возникает на уровне воли, пациент не способен «заставить» тело выполнять любые движения. Возникает полная инертность движений, все попытки совершить манипуляцию выглядят неловко и размыто. Больной теряет способность даже к элементарным бытовым задачам, часто у таких людей возникают проблемы с речью или способностью писать.

Виды апраксических расстройств

Апраксические случаи можно разделить на несколько типов по расстройству определенных навыков:

  1. Синдром чужой руки. Характеризуется нарушением работы одной или обеих конечностей. Руки буквально не слушаются своего владельца, становятся неуправляемыми. Во времена, когда эпилепсию лечили хирургическим путем, рассекали два полушария мозга, в результате у больного появлялся данный синдром. Поэтому этот метод перестали использовать.
  2. Конструктивная апраксия, которую выделил еще Липман. Данную форму двигательных нарушений Лурия отмечал как апрактоангозия. Имея данную форму расстройства, больному трудно изобразить или построить геометрические фигуры или объемные модели.
  3. Апраксия левой руки, как отдельное расстройство, причиной которого является поражение мозолистого тела. При этом правая рука всегда полноценно функционирует.
  4. Оральная форма. Нарушается функциональность мышц лица. В результате развивается дизартрия (нарушение произношения), сложные движения губами и языком становятся проблематичными. Нарушается артикуляция, это свидетельствует о поражении лобной доли, может возникнуть расстройство сформированной речи – афазия.
  5. Окуломоторные расстройства.Основными проявлениями является нарушения в неспособности больного двигать глазами, ему тяжело зафиксировать взгляд на одном объекте, не смотря на это человек способен следить за движущимися предметами. Может возникнуть нарушение в способности моргать, больной часто не может открыть глаза.
  1. Синдром чужой руки. Характеризуется нарушением работы одной или обеих конечностей. Руки буквально не слушаются своего владельца, становятся неуправляемыми. Во времена, когда эпилепсию лечили хирургическим путем, рассекали два полушария мозга, в результате у больного появлялся данный синдром. Поэтому этот метод перестали использовать.
  2. Конструктивная апраксия, которую выделил еще Липман. Данную форму двигательных нарушений Лурия отмечал как апрактоангозия. Имея данную форму расстройства, больному трудно изобразить или построить геометрические фигуры или объемные модели.
  3. Апраксия левой руки, как отдельное расстройство, причиной которого является поражение мозолистого тела. При этом правая рука всегда полноценно функционирует.
  4. Оральная форма. Нарушается функциональность мышц лица. В результате развивается дизартрия (нарушение произношения), сложные движения губами и языком становятся проблематичными. Нарушается артикуляция, это свидетельствует о поражении лобной доли, может возникнуть расстройство сформированной речи – афазия.
  5. Окуломоторные расстройства.Основными проявлениями является нарушения в неспособности больного двигать глазами, ему тяжело зафиксировать взгляд на одном объекте, не смотря на это человек способен следить за движущимися предметами. Может возникнуть нарушение в способности моргать, больной часто не может открыть глаза.
Читайте также:  Войта-терапия, что это такое? Терапия методом Войта

Информация о компонентах артикуляторной апраксии

Принято различать следующие компоненты апраксии речи:

  • Распад артикуляторного кода (специальная память, в которой хранятся комплексы движений, необходимые для произнесения фонем.
  • Нарушение способности оценивать и фонологически квалифицировать произносимые звуки, в одних случаях больше всего страдает воспроизведение отдельных звуков, в других — выделение данного звука из комплекса.

Клинически это можно охарактеризовать, как грубые искажения и деформации артикулем, а также нестойкость артикуляций во всех видах выразительной речи (ситуативная, диалогическая, автоматизированная, отраженная, номинативная).

  • Наличие затруднений при использовании уже восстановленных речевых навыков. Данный компонент проявляется как различие выраженности таких нарушений:
  • намеренная и ненамеренная речи;
  • зависимость устной речи;
  • чтение и письмо от контекста;
  • трудности в согласовании речи и действий.

Впервые апраксия была описана Липманном, он определял ее, как заболевание, при котором человек не способен выполнять целесообразные движения при отсутствии нарушений мышечного тонуса, атаксии и отсутствии парезов.

Липманн разделил это заболевание на такие виды:

  • Моторная (акрокинетическая), при которой больной чётко понимает движения, которые необходимо выполнить, но не может их воспроизвести;
  • Идеаторная, больной не представляет, какое движение необходимо выполнить;
  • Идеокинетическая, которая занимает промежуточное место.

Он связывал это заболевание с поражением головного мозга, а именно, теменной и нижнетеменной областей.

Апраксия возникает в тех случаях, когда нарушается один из компонентов, необходимых для выполнения тех или других, сложных произвольных движений. Она резко отличается от атаксии, парезов и дистонии.

Патофизиология апраксий

Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:

  • Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
  • Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
  • Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.

Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.

Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.

Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.

В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:

  • острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • последствия перинатальной патологии нервной системы.

Лечение и восстановление.

Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Автор статьи: врач-субординатор Белявская Алина Александровна.

Прогноз и профилактика

Апраксия имеет различный прогноз, напрямую зависящий от характера причинной патологии. После инсульта, ЧМТ, энцефалита степень восстановления зависит от тяжести поражения, возраста пациента, своевременности оказания квалифицированной медицинской помощи. Неблагоприятный прогноз имеют неоперабельные опухолевые процессы, прогрессирующие дегенеративные заболевания.

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Прогноз специалистов и вероятные последствия

В зависимости от характера патологии, которая стала возбудителем апраксии, выстраиваются прогнозы. Поэтому специалисты проводят мероприятия по устранению причин заболевания и совершенствованию движений, выполняемых произвольно.

В связи с тем, что как такового лечения заболевания нет, а есть лишь поддерживающие методы, наблюдается ряд последствий:

  • качество жизни пациента резко снижается, ввиду невозможности испытания неких тактильных ощущений и телодвижений;
  • самообслуживание для людей, страдающих от заболевания, невозможно, поэтому требуется постоянный уход;
  • и конечно о занятии каким-либо видом работ речи быть не может.

Апраксия – это тот тип заболеваний, которые развивают инвалидность пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *