Как развить воображение и фантазию

Обязанности левого полушария

Оно в ответе за логическое мышление,образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции,а также чтение и письмо плюс запоминает факты,имена,даты и их написание(и способно связать их,произведя анализ).

Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации,то оно выполняет эту задачу последовательно,по этапам. Числа и символы также распознаются им,оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

Во-первых,оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во‑вторых,за обработку невербальной информации(выражаемой не в словах,а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария(которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные.

Также правое полушарие распознает лица,и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию,дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы,вопрос«а что если?» — задает именно оно.

Отдельно отметим творческие способности(музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции,и религиозность,и веру во что-то.

А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

Если сравнить все кусочки информации,хранимые в нашем мозге,с элементами конструктора,то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур,чем тот,кто воображения лишен.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.

Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.

Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.

Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние  еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.

Каждый человек, ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Реально ли воспринять другого человека полностью, вне своей личности и своих представлений о нем? Как развить фантазию и воображение именно в театральном творчестве?

Только ли фантазию нужно развивать, чтобы стать хорошим актером? Советский психолог Б. М. Теплов, основатель школы дифференциальной психологии, говорил: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение».

Еще одна особенность, которая важна для любого артиста, – это интуиция, «чувство правды». Именно она позволяют актеру импровизировать на репетиции или во время спектакля.

Способов развить воображение у взрослых и детей очень много. Для каждого возраста необходимы разные задания. Родитель может сам выбирать понравившееся упражнение для детей.

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.
Простые упражнения помогут полету фантазии

Простые упражнения помогут полету фантазии

Игры для дошкольников

Эти упражнения потребуют от тебя больше времени и усилий,чем предыдущие. Но результат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания,расширению объема восприятия,улучшению памяти и,конечно же,стимулируют воображение!

В играх на развитие воображения у детей дошкольного возраста используется методика учебных процессов, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения:

  1. Оживление предметов. Например, представить себя «санками, которые оставили стоять на улице», блузкой – измятой или выглаженной и аккуратно сложенной.
  2. Визуализация впечатлений от музыки. Слушаем музыку и рисуем красками, карандашами на бумаге фигуры и линии.
  3. Рисунки вместе. Один ребенок ставит точку на листе, другой продолжает рисунок.
  4. «Загадочка». Один ребенок загадывает какую-то вещь и показывает ее мимикой и пантомимой другим игрокам.
Читайте также:  Лозап плюс − инструкция по применению, отзывы, аналоги, цена таблеток

Все это помогает в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Ну что,приступим к упражнениям на развитие воображения? В этом нам поможет авторская методика психолога Андрея Родионова(www.rodionov.by). Не пугайся,все задания просты в исполнении. Кстати,можешь подключить к «тренировкам» подругу или любимого — и повеселитесь,и время проведете с пользой.

Игры для дошкольников

Для этой возрастной категории используются более сложные приемы, нацеленные на креативность детского воображения и интуиции:

  1. «Волшебная палочка». В какое животное ребенок хотел бы превратиться и почему, если у него была волшебная палочка?
  2. «Мини-визуализация». Закрываем глаза и представляем осенний лес, журчащий ручеек, что-то еще, что вызовет приятные образы.
  3. История жизни предмета. Предлагаем рассказать от лица вещи историю ее жизни, например, герани на подоконнике или веника в коридоре.
  4. Три слова. Придумываем три слова и просим ребенка составить фразу, в которой эти слова связаны.
  5. Вкусно – невкусно. Слова могут быть вкусными или не очень, попробуйте слово «конфетка» или «лимон»; старший школьник говорит преподавателю о своих чувствах и впечатлениях, воспоминаниях об этом слове.

Запечатление

Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может,ты упустила какие-то детали?

Повторяй эти действия несколько раз,пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

Кино без звука

Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало,а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно,захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь,что многое понятно.

Простые упражнения для тренировки фантазии

Хоть покидая страну детства, мы оставляем позади и наиболее благоприятное время для развития воображения, но еще не все потеряно. Улучшить свои способности к фантазии можно в любом возрасте, ведь необходимое для этого образное мышление не исчезает под давлением скучной логики, оно просто ждет, когда вы его разбудите.

Читайте также:  Эпилепсия алкогольная симптомы, причины, лечение в домашних условиях

А как можно разбудить фантазию? Способов много, как и специальных тренингов. Но самое главное, нужно преодолеть стереотипность мышления, перешагнуть через внутренний скепсис, которым мы прикрываемся от всего необычного, яркого, фантастического. Чтобы пробудить в себе способность к фантазированию, нужно вернуться в детство, научиться с детским восторгом воспринимать мир, каждый раз открывая в нем что-то новое, необычное.

Вот вы идете или едете на работу привычной дорогой. Присмотритесь, неужели нет ничего удивительного или странного? Вон прошла дама в смешной шляпке, словно она только что из Хогвартса. А вон кот, виляя толстым задом, караулит синичку на ветке – все равно же не поймает. А вон куст, похожий на унылого верблюда – как вы раньше его не замечали.

Здесь важную роль играют упражнения, нацеленные на креативность.

Подростки способны дольше концентрировать внимание и осознанно заниматься созидательной деятельностью. Можно предложить им следующие упражнения:

  1. «Облако – образ». Придумать образ облакам, деревьям, додумать их контур.
  2. Детектив. Быть внимательным к людям, которые проходят мимо на улице. Обращать внимание на какие-то мелочи, детали. Попробовать додумать, понаблюдав за ними, куда они спешат, что любят, о чем сейчас говорят по телефону. Можно рассказать или написать о своих впечатлениях, потом превратив их в целый рассказ.
  3. Коллаж. Нужно вырезать разных персонажей из журналов, разместить их на листе бумаги, создавая сценки, и написать, кто и о чем думает, кто кому говорит в виде комиксов.

Необходима ли фантазия только творческим людям? Вовсе нет, развить пространственное воображение полезно всем. Планирование, управление – это тоже представление некого будущего, которое есть только в нашем видении.

Методы и средства развития фантазии для взрослых людей могут сильно разниться, в зависимости от разных факторов (социальный статус, должность, память, наконец), но даже профессиональные художники иногда специально прибегают к таким способам фантазировать.

Вот некоторые рекомендации и упражнения для развития воображения у взрослых:

  1. «Кто я по профессии?». Пишем разные профессии в любых сферах на листочках, складываем их в какую-то емкость. Каждый из игроков вытаскивает свою профессию. Через некоторое время каждый игрок рассказывает о себе (в этом образе) как можно больше. Каверзные вопросы приветствуются. Побеждает тот, кто убедительнее всего расскажет о себе и даст ответ наиболее полно.
  2. «Режиссер видеоклипа». Выбираем любимую мелодию. Воображаем, что мы можем снять клип на эту мелодию. Рисуем кадры или пишем сценарий клипа. Представляем, кто будет участвовать в съемках, какая атмосфера будет, где происходит действие клипа, как и что будет снимать камера.
  3. «Режиссер». Нужно придумать собственную историю или переделать до неузнаваемости какой-нибудь готовый рассказ. Цель – создать собственное авторское произведение.

Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:

  • читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);
  • посещать выставки, музеи;
  • ходить на театральные постановки, в кино;
  • путешествовать;
  • общаться с разными людьми;
  • осваивать новые навыки.
Читайте также:  Что такое вегетативный невроз: симптомы и лечение

Нереальные вещи

Попробуй вообразить вещи,которых нет(и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером с самолет,книгу,в которой 50 тысяч страниц,жителя далекой планеты,говорящего муравья…

Советы актеров по развитию воображения

Развитие воображения – это не самоцель для актера и художника. Все упражнения и прокачивания направлены на развитие творческого мышления. Общее широкое развитие воображения театрализованными играми может приравниваться к получению многостороннего жизненного опыта и служить тренировкой ассоциативной памяти.

Подобных техник существует целое множество, среди них есть и системы для профессиональных актеров. Но будь то развитие воображения для сцены или обычной жизни, давайте помнить о том, что лучшие фантазии – позитивные и светлые. И именно вы можете сделать мир вокруг вас чуточку добрее и лучше уже сегодня и сейчас!

Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит

детская театральная школа в Москве

. Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит

Фрукты-овощи

Используя все органы чувств,нарисуй в воображении апельсин,банан,виноград,грушу,дыню,ежевику,капусту,лимон,морковь,перец,помидор,редис,сливу,финик,яблоко. Старайся представить их себе четко и реалистично,чтобы можно было рассмотреть(и разнюхать!) все нюансы.

Думаю и вижу

Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга,ручка,папка. Закрой глаза и представь белое,пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем,смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет,поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

Упражнение нужно проделать 5 раз,выполняй его спокойно,без усилий.

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат,зафиксируй его в воображении. Теперь представь,что квадрат увеличивается в размерах,расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство,созерцай его.

На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым,зеленым,голубым,синим и фиолетовым. Научившись этому,перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет,плавно переходящий в оранжевый,оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей,идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой,желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

Эх,яблочко!

Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно«вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы,посмотри на него. Осторожно мысленно войди в него,почувствуй себя внутри фрукта(не забудь про его форму и размеры!).

Затем представь,что часть тебя остается в яблоке,подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты,мебель,близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали,что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару,то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям,работам по психоанализу и психологии,тренингам по развитию креативности уже можно говорить,что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы.

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ!

Наверняка скоро у кого-то из твоих близких будет праздник. Не ограничивайся на этот раз стандартной поздравительной открыткой,с пропечатанным шаблонным стихотворением внутри,а сама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) и напиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей,укрась) поздравительную открытку. Получатель,поверь,оценит твои старания!

ЧИТАЕМ САМИ

  • Мэрили Зденек«Развитие правого полушария»
  • Андрей Родионов«Развитие интеллекта»
  • Анна Вайз«Вдохновение по заказу»
  • И.А.Бескова«Как возможно творческое мышление?»
  • Клег Брайан«Интенсивный курс по развитию творческого мышления»
  • И.Ю.Матюгин«Методы развития памяти,образного мышления,воображения»
  • Алексей Турчин«Учебник по активному воображению»

Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *