Госпитализм это (в психологии)

Врожденный сифилис

Сифилис – это инфекция, которая передается чаще всего половым путем, но возможно и заражение в быту, а также передача инфекции через плаценту от больной матери еще не рожденному ребенку. Именно такая форма инфекции и называется врожденной.

Врожденный сифилис у детей обязательно означает, что они рождены от больной матери.

Врожденный сифилис у детей бывает ранним и поздним:

  • К раннему врожденному заболеванию специалисты относят болезнь собственно плода, сифилис грудного возраста и заболевание раннего детского возраста.
  • К позднему врожденному сифилису относят все проявления врожденного заболевания, которые впервые проявляются после третьего года жизни, чаще симптомы заболевания в этом случае возникают в возрасте полового созревания, после 14-16 лет.

В большинстве случаев сифилис приводит к выкидышу или рождению ребенка с тяжелыми пороками развития, которые видны невооруженным глазом

Однако если в целом ребенок здоров, то бояться материнского сифилиса в анамнезе не стоит. Современные методики лечения позволяют вылечить ребенка от всех проявлений врожденного сифилиса: как от тех, которые есть в данный конкретный период, так и от тех, которые могут развиться в дальнейшем, пока в организме не возникают необратимые изменения.

Если у Вашего ребенка в анамнезе врожденный сифилис, то он уже получил необходимую терапию, для элиминации (т.е. избавлению) от бледной трепонемы (микроб, вызывающий данную болезнь). Бледная трепонема чувствительна к антибиотикам и процесс лечения непродолжителен.

Общие сведения

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Госпитализм у детей

Госпитализм у детей

Проявления у взрослых

Госпитализм у взрослых (хронически больных, особенно пожилого возраста) возникает при пребывании — повторном и в течение длительных периодов — в больничной среде. Вследствие этих факторов пациент вживается в роль хронически больного, его пребывание в стационаре становится «стилем жизни». Отвыкая от жизни за пределами больницы, человек порой прилагает значительные усилия для того, чтобы вновь вернуться в стационар[2].

девочки

По некоторым данным, после госпитализации у пожилых людей более интенсивно ухудшается память и нарушается мышление, чем до этого события[5].

  • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
  • недостаток внимания со стороны родственников.
  • У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.
  • У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

    Современной науке известно, что у взрослых тоже может быть госпитализм. Тому есть масса примеров, а причины возникновения синдрома у взрослых приблизительно такие же, как и у детей. Это прежде всего изолированность от общения с широким кругом людей из-за длительного пребывания в условиях госпиталя, а также недостаток внимания со стороны детей или других близких родственников. Госпитализм часто наблюдается у одиноких пожилых людей.

    Рекомендуем: Умственная отсталость — это

    Госпитализм у взрослых (хронически больных, особенно пожилого возраста) возникает при пребывании, повторном и в течение длительных периодов, в больничной среде. Вследствие этих факторов пациент вживается в роль хронически больного, его пребывание в стационаре становится «стилем жизни». Отвыкая от жизни за пределами больницы, человек порой прикладывает значительные усилия для того, чтобы вновь вернуться в стационар[2].

    По некоторым данным, после госпитализации у пожилых людей более интенсивно ухудшается память и нарушается мышление, чем до этого события[5].

    У взрослых людей чаще всего синдром встречается после долгого лечения в стационаре или в старческом возрасте, при проживании в своем доме или в специализированных учреждениях.

    Больного госпитализмом преследуют такие симптомы:

    • плохой аппетит;
    • апатия;
    • деградация личности;
    • ухудшения памяти;
    • эмоциональная бедность;
    Апатия может быть синдромом госпитаизма

    Один из симптомов у взрослых — это апатия

    • невозможность адекватно мыслить;
    • потеря интереса к работе и социуму.

    При тяжелой форме синдрома пациенту необходимо принимать психотропные препараты. Самая главная проблема в быстром привыкании к медикаментам. Человек не видит смысла в жизни вне больницы. Он теряет интерес к общению, трудовой деятельности. После снижения концентрации психотропных веществ есть вероятность частичного восстановления заинтересованности к окружающему миру.

    Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция

    Этот синдром не появляется сам по себе. Основные причины госпитализма:

    • госпитализация в медицинском учреждении, которая длится долгое время;
    • разлука новорожденного с матерью;
    • отсутствие внимания со стороны близких людей;
    • проживание в специализированных учреждениях – приюты, интернаты, дома для престарелых, оздоровительные центры.

    В группу риска входят дети и взрослые с ограниченными социальными контактами и эмоциональной бедностью.

    Разлука новорожденного с матерью

    Одна из причин заболевания — это разлука новорожденного с матерью

    Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

    • Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
    • Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.

    Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

    Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

    Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

    Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

    Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

    Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

    Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

    Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

    Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

    Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

    Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).
  • Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

    Читайте также:  Гипермнезия дар или опасное проявление психических расстройств?

    Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

    Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

    У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.
  • Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.
  • Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

    Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.

    Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.

    Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.

    Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

    Госпитализм: причины, признаки, симптомы и лечение

    У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

    Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

    При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

    Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

    Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

    Австро-американский психоаналитик и ученый Рене Спитс изучал госпитализм в психологии. В самом начале исследований Спитс считал, что госпитализм у детей, выросших в интернате, появляется из-за гипо- и авитаминозов, малочисленности персонала. Однако после психолог пришел к выводу, что даже при соблюдении санитарно-гигиенических норм в помещении, где ребенок проживает, рациональном питании и употреблении комплекса витаминов может развиваться данный синдром.

    Главная причина появления госпитализма у детишек – отсутствие общения с родителями. Ребенок, лишенный контакта со своими самыми близкими людьми, значительно отстает в развитии, у него замедляются механизмы мышления, он начинает позже говорить.

    Современные ученные выдвинули теорию, что причиной синдрома может быть не только разлука с родителями, но и их безразличное отношение к ребенку. Для маленьких детей госпитализм опасен, ведь он приводит к психическим и физическим отклонениям, которые будут сопровождать человека всю жизнь.

    Патогенез

    В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

    Эти условия выполняются в больницах для новорожденных?

    Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

    1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
    2. Разлука ребенка с матерью.
    3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
    4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
    5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

    К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

    Изучение госпитализма и странная тенденция, проявляемая младенцами, приводит к формированию условий, необходимых для успешного воспитания детей.

    Здоровый младенец, когда бодрствует, находится в постоянном движении. Качание на руках, ласки, которые младенец получает от разумной матери или медсестры, явно приносит пользу. Несомненно, природа никогда не планировала, чтобы кто-то лежал спокойно в кроватке с утра до вечера.

    Если младенец требует чего-то большего, то это воздух — много свежего, чистого воздуха. Поскольку человек маленький, считается, что требуется лишь небольшое воздушное пространство. Одежда, гигиена, пища могут быть идеальными, но, если ограничен в маленькой, плохо вентилируемой комнате, не будет хорошо развиваться.

    На этот вопрос нельзя ответить одним предложением. Однако личная забота часто неадекватна из-за недостаточного количества медсестер.

    Личная забота включает много; это не ограничивается ванной с утра, сменой подгузников и кормлением с установленными интервалами. Каждый младенец должен быть взят на руки, его следует держать до завершения кормления. Все дети должны получать адекватную возможность для упражнений на конечности. Все это требует постоянного внимания.

    Неправильный уход за новорожденными гораздо менее распространен в больницах, чем неадекватный уход. Отсутствие эффективной сестринской помощи является одной из важных причин госпитализма. Когда медсестры некомпетентны или безразличны.

    Вентиляция пространства является еще одним фактором при больничном уходе за больными детьми. Гигиена и уход могут быть идеальными, кормление лучшим, но, если детей в палате слишком много, госпитализм почти наверняка появится.

    Однако большого пространства недостаточно; оно бесполезно, если нет вентиляции. Дети в больницах будут продолжать погибать, пока не получат щедрое количество каждого из трех великих условий развития — ухода, контакта и воздуха.

    Всякий раз, когда люди говорят, что дорога в Ад проложена добрыми намерениями, напомните им, что, даже если это правда, именно те, у кого есть злые намерения, путешествуют точно по этой дороге. Поговорка служит лишь одной полезной цели, как предупреждение излишнего энтузиазма.

    Когда был изобретен микроскоп, Джонас Сальк обнаружил пенициллин, врачи знали, что истинной причиной большинства болезней являются микробы, но у них не было эффективных лекарств. Лучшее, что могли сделать, это изолировать людей, которые болели. Чтобы микробы не распространялись, изолировали пациентов, хорошо кормили и надеялись, что естественная иммунная система спасет их. Но был неожиданный побочный эффект.

    Детей держали в палате на протяжении нескольких дней. Их единственным человеческим контактом были медсестры, которые приносили еду. Детям даже не разрешалось иметь игрушки, опасаясь, что те содержат скрытые микробы. Через несколько дней многие дети перестали есть и медленно угасли. Врачи не имели понятия, что с этим делать, так как это произошло в больницах, назвали причину смертей «госпитализмом».

    Сегодня трудно поверить, что специалисты могут пропустить что-то настолько очевидное. Люди не просто хотят внимания. Это настоящие биологическая потребность, чем моложе человек, тем больше урона госпитальный синдром причиняет мозгу, когда потребность не удовлетворена.

    Психолог Гарри Харлоу на примере приматов, убедил многих — людям нужна любовь, чтобы жить. Ожидание того, что дети будут успешно развиваться, когда лишены человеческого контакта, имеют трагически фатальные последствия. Так же вредно для взрослых игнорирование эмоций из-за страха выглядеть «слабыми».

    У современных людей был миф о «суровом индивидуализме», который, возможно, стал косвенной причиной госпитализма. В те дни «эксперты» по воспитанию детей советовали родителям никогда не забирать детей из сада раньше, никогда не позволять им спать в одной комнате, или они вырастут слабыми, заикающимися, зависимыми.

    Сегодня это отношение, влияет на нынешний кризис психического здоровья. 20% всех взрослых должны быть госпитализированы и получать лекарства от стрессовых расстройств настроения. Людям нужен человеческий контакт

    Синдром госпитализма в новом тысячелетии так же связан с пребыванием в больницах, но чаще со сложностью социальных проблем, внутрисемейными отношениями, недостатком прикосновений, общения и любви матери.

    Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение

    Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

    Читайте также:  Что такое алекситимия в психологии

    https://www.youtube.com/watch?v=mKcCH61maOM

    Детский госпитализм характеризуется:

    • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
    • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
    • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
    • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
    • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
    • задержкой речи;
    • недоразвитием интеллекта;
    • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

    Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

    В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

    В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

    Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

    Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

    Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

    Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

    Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения.

    Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

    Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами.

    Ошибки при чтении – это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной речевой деятельности и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

    • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
    • замена сходных графически букв;
    • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
    • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в технике чтения;
    • аграмматизмы, зеркальное чтение.

    Осложнения

    https://www.youtube.com/watch?v=H3p-VZ9B9ls

    Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

    Феномен госпитализма в психиатрии

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.
  • Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

    У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

    Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

    У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

    Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

    izolyatsiya-ot-mira

    Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

    Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

    После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

    Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.
  • Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.
  • Диагностика

    Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

    • Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
    • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
    • Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

    Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

    Признаки синдрома госпитализма являются основанием для проведения исследования человека на предмет наличия данного расстройства. Методы диагностики подбираются с учетом возраста больного. Патологическое явление определяется путем наблюдения за состоянием и поведением пациента. Также требуется опрос людей, которые находятся в его окружении.

    Госпитализм у детей или взрослых удается распознать во время осмотра у нескольких узкопрофильных специалистов:

    • Психиатр. Он определяет способность человека обслуживать самого себя, проверяет его коммуникативные навыки и эмоциональное состояние.
    • Невролог. В процессе диагностики врач проверяет реакцию пациента на свет, звуки, а также изучает его мышечный тонус. Если проводится осмотр ребенка, то дополнительно оценивается соответствие возраста малыша и уровня развития.
    • Психолог. С помощью диагностических мероприятий специалист оценивает адекватность реагирования больного на различные процессы. Также проверяется его способность контактировать с другим человеком и концентрировать свое внимание. Дополнительно исследуются речь и мышление больного.

    Сложнее всего правильно поставить диагноз больному, у которого отсутствуют родственники и друзья, постоянно с ним контактирующие. Из-за этого врачам требуется наблюдать за пациентом в течение более длительного времени.

    Лечение

    Для лечения детей и взрослых есть два разных механизма. Детский госпитализм – более опасная патология, поэтому требует большего внимания. Ребенку необходимо такое лечение:

    • педагогическая коррекция;
    • работа с психологами;
    • активная социализация.

    Для успешного лечения ребенку нужно предоставить возможность общения со своими сверстниками и корректировать его. Дети должны понимать, как им завести друзей и что для этого нужно делать, ведь навыки социализации у них нулевые. Если госпитализм был обнаружен в то время, когда ребенок находился в стационаре, то его нужно скорее выписать и вернуть домой.

    Читайте также:  Вальпарин ХР цена в Москве от 210 руб., купить Вальпарин ХР, отзывы и инструкция по применению

    Для успешного лечения взрослого человека необходимо в первую очередь узнать причину и устранить симптомы. Реабилитация с профессиональным психотерапевтом и забота со стороны близких людей улучшит состояние пациента и даст возможность ему быстрее вылечиться.

    Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

    Чаще специалисты предпочитают вначале поработать с такими пациентами индивидуально, это обусловлено тем, что их навыки общения не развиты и применить их в группе достаточно сложно.

    Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

    Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

    Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

    Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.

    Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

    В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

    Профилактика возникновения синдрома

    Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода.

    Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

    Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

    Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

    Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

    Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

    В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

    Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

    Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

    В наши дни, продолжая исследования этого расстройства, специалисты выяснили, что болезнь может быть последствием не только сиротства, но и эмоционального игнорирования ребенка в условиях полной семьи, где с малых лет для детей становится актуальной проблема одиночества. Малыши, конечно, не могут полностью понять поведение родителей, но они очень тонко чувствуют их отношение и сильно страдают от отсутствия доверительных, тактильных и теплых эмоциональных контактов.

    Профилактика госпитализма у детей

    Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником

    Устранить синдром госпитализма у взрослых и детей можно путем проведения ряда действий, рекомендованных лечащим врачом. Лечение детей и взрослых имеет существенные отличия. Поэтому в ходе составления курса терапии врач обращает внимание на возраст пациента.

    Младенцы должны начинать лечение госпитализма с первых признаков его развития. Заболевание, которое проявляется в раннем возрасте, представляет большую опасность для здоровья ребенка. Поэтому важно не медлить с лечением.

    Вернуть ребенка к привычной жизни помогает создание здоровой обстановки в доме. Родители должны всячески окружать малыша заботой, интересоваться его развитием и желаниями. Также требуется психологическая поддержка со стороны специалиста.

    Медики рекомендуют маленьким пациентам с госпитализмом постепенно расширять круг общения, находить новых друзей. Этот вариант терапии идеален для детей, которые находятся в приютах.

    Если ребенок вынужден находиться в стационаре, то следует обеспечить ему возможность регулярно видеться с близкими людьми. Посещения должны быть частыми и продолжительными, если не имеется серьезных противопоказаний. Благодаря этому симптомы заболевания начинают угасать.

    В основе лечения ребенка от госпитализма находится психолого-педагогическая коррекция, которая должна иметь систематическую направленность. Психологу необходимо постоянно заниматься с пациентом, доверять ему выполнение заданий, которые помогают тренировать память, мышление и внимание. В результате такой работы можно добиться формирования у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Он избавляется от тревог и переживаний, связанных с нахождением в стационаре.

    В тяжелых случаях синдрома госпитализма пациенту может потребоваться медикаментозная терапия. Детям назначаются лекарственные средства, действие которых направлено на улучшение эмоциональной стабильности ребенка и стимуляцию развития познавательных функций. Дополнительно осуществляется лечение, которое позволяет подавить развитие соматических патологий, требующих, чтобы пациент находился в стенах медицинского учреждения.

    Если от госпитализма страдает взрослый человек, то в первую очередь его терапия будет направлена на устранение основного заболевания, из-за которого он оказался в стационаре. После этого больному рекомендованы консультации грамотного психотерапевта, который поможет ему выявить причину своих беспокойств и благополучно с ней справиться.

    Пациенту обязательно должна обеспечиваться забота и внимание со стороны близких людей. Без такой поддержки он будет долго добиваться выздоровления.

    Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.

    У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

    Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

    На протяжении большей части истории трудно было зафиксировать, что уход в больнице улучшает результаты лечения. Фактически, термин госпитализм придуман для описания различных ятрогенных заболеваний, которые приобретаются госпитализированными пациентами и которые часто более смертельны, чем заболевание при поступлении в больницу.

    В современную эпоху предполагаемые преимущества госпитализации достигаются за счет значительных ресурсов, но даже эти высокие затраты не устраняют ятрогенных осложнений. Специализированная группа врачей, ухаживающая за стационарными пациентами, особенно в медицинских и педиатрических службах, сократила расходы, улучшила качество медицинской помощи.

    Впервые ввел термин «госпитализм» в своей работе Ренe Шпиц. Он определяет расстройства у младенцев, которые долгое время были институционализированы, находились в больнице, детском доме и лишены матери или ее замены. Позже понятие было расширено, в общем плане относится к тяжелой и продолжительной материнской депривации.

    С Зигмундом Фрейдом связано понятие «материнская помощь» в соответствии с этим, госпитализм относится к самым радикальным последствиям ее отсутствия. Исследование этого феномена Шпицем касалось маленьких детей, которые были отстранены от матерей примерно три месяца и прожили в течение пяти-шести месяцев в детской больнице.

    Не страдали от недостатка ухода, но были изолированы и лишены человеческого общения. Анализ патологии показал следующее: общее ухудшение состояния; стагнация, задержка роста; ухудшение показателей развития; реляционное или аффективное выражение уменьшено до молчания; моторные и поведенческие отклонения;

    Шпиц описал эти две патологические формы в паре публикаций (госпитализм в 1945 году, анаклитическая депрессия 1946 году). Так же в книге «Психиатрические состояния раннего детства». Его работа подчеркивает жизненную важность объектных отношений и серьезные последствия их отсутствия. Кроме того, актуально прямое наблюдение, тактильный уход, общение с новорожденными. Концепция, возвращает нас к истокам детской психиатрии.

    Как модель депривации в условиях стационара, госпитализм занимает историческое место при исследовании детских приютов и детских учреждений. Понятие получило международное значение благодаря монографии Всемирной организации здравоохранения (№ 2, 1951), озаглавленную «Материнская помощь и психическое здоровье».

    Концепция госпитализма Шпица имела ряд критических замечаний, некоторые — по конкретным вопросам: неточность самого термина, отсутствие точности в педиатрических, отсутствие исследований повторного разделения с матерью, неспособность рассмотреть роль отца. Критические замечания привели к серьезным переоценкам монографии Всемирной организации здравоохранения, опубликованной в 1962 году, основными авторами которой были Серж Лебович и Мэри Д. Эйнсворт.

    Изучение краткосрочных и долгосрочных последствий для младенца, отделенного от матери, оставалось одним из основных направлений детской психиатрии (Michel Soule), постоянно пересматриваемого в свете новых открытий и подходов. Например, развитии младенцев, открытии реляционных патологий, успехов в познаниях психического функционирования, психосоматических последствиях как высших психопатологических выражений разочарования в раннем детстве.

    Термин госпитализм хорошо описывает очень определенное и тяжелое состояние. Даже для больниц общего профиля, длительное пребывание обычно не приносит выздоровления. Чем моложе пациент, тем более заметным это становится. До одного года смертность во всех детских больницах чрезмерна.

    Причины этого многочисленны. Некоторые из них очевидны и могут быть легко устранены; другие неясны. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа больниц для младенцев и детей. Желание обеспечить приют и уход за больными младенцами является самым достойным. Но радость омрачена результатами коэффициент смертности.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *