Диспраксия у детей (нарушение координации движений)

Классификация по Лурию

Александр Лурия, советский нейропсихолог, проводя исследования характерных синдромов, разделил апраксию на виды:

  1. Регулярная. Этот вид апраксии отличается сохранением тонуса и функциональностью мышц, отклонения происходят на уровне контроля движений. Пациент с легкостью выполняет шаблонные телодвижения, копирует врача. Но ему тяжело дается переключение с одной задачи на другую.
  2. Кинетическая. Поражаются премоторные участки. У больного возникают проблемы с автоматизированными движениями, они стают медленными, ему тяжело организоваться во временном пространстве. Такой человек непоследовательно и долго может выполнять автоматизированные и элементарные двигательные операции, появляется нездоровая инертность.
  3. Пространственная. Больной полностью дезориентируется в пространстве, он не может показать «лево-право» и «верх-низ». Поражения происходят в затылочно-теменной зоне.
  4. Афферентная. Человек совершает достаточно грубые и тяжело управляемые двигательные операции. Больному легче показать определенные движения, контролируя их зрительно.

На что стоит обратить внимание и каковы симптомы диспраксии?

  • «шаткая» походка;
  • тремор (дрожание) головы и конечностей разной степени выраженности, может быть как при движении, так и в покое;
  • нарушение устойчивости, равновесия, ребенок не может выполнить целенаправленное движение;
  • проблемы с речью;
  • трудности при совершении действий, требующих мелкой моторики (ребенок не может самостоятельно завязать шнурки, пользоваться столовыми приборами и т.д.;
  • несконцентрированное внимание.

Дети, страдающие нарушением координации движений, интеллектуально сохранны. К трудностям, с которыми они могут столкнуться в учебном учреждении, относятся: неразборчивый подчерк, повышенная утомляемость, по скорости выполнения заданий отстают от сверстников, трудности с обучением чтению и т.д.

Терапия

Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.

При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.

Причины диспраксии у детей

Причины диспраксии до конца не выяснены. Существует неоспоримая связь между наличием данной патологии и преждевременными родами, внутриутробным кислородным голоданием ребенка, низкой массой тела при рождении, травмами головного мозга, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Диспраксия – это заболевание, которое проявляется в детском возрасте, при этом ребенку трудно выполнять некоторые простые ежедневные действия, такие как одевание, разговор, игра и т.д.

Читайте также:  Менингококковая инфекция у детей: симптомы и лечение, профилактика, фото сыпи

Причины развития заболевания остаются не ясными, но своевременное обнаружение симптомов имеет решающее значение для установления правильного диагноза и принятия эффективного лечения.

Классификация Липмана

Единой классификации двигательных расстройств не существует. Одну из наиболее известных классификаций предложил немецкий психолог Липман еще в начале прошлого века.

Он выделил три группы апраксии:

  1. Идеаторная. Больной теряется в последовательности выполнения движений, поэтому он не может самостоятельно совершать сложные манипуляции. С простыми движениями легче, он может даже повторить элементы сложных двигательных актов, но проблема возникает на этапе их соединения.
  2. Моторная. Человек ясно понимает задачу, но ему тяжело ее выполнить. Проблема в двигательных центрах, которые не способны воспринять идею человека. Он осознает то, что ему нужно сделать, но не может это воспроизвести, легко и быстро повторяет движения исключительно в произвольном порядке.
  3. Идеокинетическая. Проблема возникает на уровне воли, пациент не способен «заставить» тело выполнять любые движения. Возникает полная инертность движений, все попытки совершить манипуляцию выглядят неловко и размыто. Больной теряет способность даже к элементарным бытовым задачам, часто у таких людей возникают проблемы с речью или способностью писать.

Виды апраксических расстройств

Апраксические случаи можно разделить на несколько типов по расстройству определенных навыков:

  1. Синдром чужой руки. Характеризуется нарушением работы одной или обеих конечностей. Руки буквально не слушаются своего владельца, становятся неуправляемыми. Во времена, когда эпилепсию лечили хирургическим путем, рассекали два полушария мозга, в результате у больного появлялся данный синдром. Поэтому этот метод перестали использовать.
  2. Конструктивная апраксия, которую выделил еще Липман. Данную форму двигательных нарушений Лурия отмечал как апрактоангозия. Имея данную форму расстройства, больному трудно изобразить или построить геометрические фигуры или объемные модели.
  3. Апраксия левой руки, как отдельное расстройство, причиной которого является поражение мозолистого тела. При этом правая рука всегда полноценно функционирует.
  4. Оральная форма. Нарушается функциональность мышц лица. В результате развивается дизартрия (нарушение произношения), сложные движения губами и языком становятся проблематичными. Нарушается артикуляция, это свидетельствует о поражении лобной доли, может возникнуть расстройство сформированной речи – афазия.
  5. Окуломоторные расстройства.Основными проявлениями является нарушения в неспособности больного двигать глазами, ему тяжело зафиксировать взгляд на одном объекте, не смотря на это человек способен следить за движущимися предметами. Может возникнуть нарушение в способности моргать, больной часто не может открыть глаза.

Симптоматика

Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.

О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются когда:

  • человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
  • пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
  • шаги небольшие, движения скованные;
  • пациенты не могут одеться;
  • наблюдается персеверация определенного движения;
  • сложно открыть глаза.

Общая информация

Принято различать следующие компоненты апраксии речи:

  • Распад артикуляторного кода (специальная память, в которой хранятся комплексы движений, необходимые для произнесения фонем.
  • Нарушение способности оценивать и фонологически квалифицировать произносимые звуки, в одних случаях больше всего страдает воспроизведение отдельных звуков, в других — выделение данного звука из комплекса.

Клинически это можно охарактеризовать, как грубые искажения и деформации артикулем, а также нестойкость артикуляций во всех видах выразительной речи (ситуативная, диалогическая, автоматизированная, отраженная, номинативная).

  • Наличие затруднений при использовании уже восстановленных речевых навыков. Данный компонент проявляется как различие выраженности таких нарушений:
  • намеренная и ненамеренная речи;
  • зависимость устной речи;
  • чтение и письмо от контекста;
  • трудности в согласовании речи и действий.
Читайте также:  Как убрать нервный тик с глаза

Впервые апраксия была описана Липманном, он определял ее, как заболевание, при котором человек не способен выполнять целесообразные движения при отсутствии нарушений мышечного тонуса, атаксии и отсутствии парезов.

Липманн разделил это заболевание на такие виды:

  • Моторная (акрокинетическая), при которой больной чётко понимает движения, которые необходимо выполнить, но не может их воспроизвести;
  • Идеаторная, больной не представляет, какое движение необходимо выполнить;
  • Идеокинетическая, которая занимает промежуточное место.

Он связывал это заболевание с поражением головного мозга, а именно, теменной и нижнетеменной областей.

Апраксия возникает в тех случаях, когда нарушается один из компонентов, необходимых для выполнения тех или других, сложных произвольных движений. Она резко отличается от атаксии, парезов и дистонии.

Патофизиология апраксий

Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:

  • Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
  • Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
  • Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.

Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.

Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.

Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.

В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:

  • острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • последствия перинатальной патологии нервной системы.

Лечение и восстановление.

Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Автор статьи: врач-субординатор Белявская Алина Александровна.

Читайте также:  Парасомния (расстройство сна) у детей и взрослых: причины, разновидности, лечение

Профилактика

Профилактические мероприятия, которые результативно помогают предупредить данную проблему, также не разработаны. Не смотря на это, выделяют ряд рекомендаций, которые значительно уменьшают риск возникновения и развития двигательных нарушений:

  • отказ от вредных привычек и алкоголя;
  • сделать регулярными прогулки на свежем воздухе и занятия спортом;
  • урегулировать свой режим питания;
  • питаться сбалансировано, употреблять только полезные продукты и в нужных, для организма, количествах;
  • регулярно посещать больницу, проходить полный осмотр;
  • следить за артериальным давлением и если наблюдаются скачки, лучше проконсультироваться доктором по данной проблеме.

Апраксия — достаточно сложное и тяжелое заболевание, вследствие которого человек теряет двигательную функцию некоторых органов или частей тела, ему сложно проводить даже самые элементарные манипуляции с предметами.

Люди, страдающие этим недугом, зависимы от общества, в частности от родных и близких, так как выполнение определенных операций им просто не под силу. Будьте здоровы!

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию.

Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно.

Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Прогноз специалистов и вероятные последствия

В зависимости от характера патологии, которая стала возбудителем апраксии, выстраиваются прогнозы. Поэтому специалисты проводят мероприятия по устранению причин заболевания и совершенствованию движений, выполняемых произвольно.

В связи с тем, что как такового лечения заболевания нет, а есть лишь поддерживающие методы, наблюдается ряд последствий:

  • качество жизни пациента резко снижается, ввиду невозможности испытания неких тактильных ощущений и телодвижений;
  • самообслуживание для людей, страдающих от заболевания, невозможно, поэтому требуется постоянный уход;
  • и конечно о занятии каким-либо видом работ речи быть не может.

Апраксия – это тот тип заболеваний, которые развивают инвалидность пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *