Как диагностировать аутизм у взрослых

Советы близким, чьи дети или родственники страдают от заболевания

Большинство граждан с диагнозом (неважно, обнаруживается ли он у детей либо у взрослых) испытывают характерные признаки и симптомы. Так, аутизм проявляется в виде устойчивых проблем с коммуникабельностью, социальными взаимодействиями и личной жизнью.

Если симптомы и признаки болезни своевременно обнаруживаются и в отношении них предпринимается грамотная борьба, вероятность минимизировать сопутствующие проблемы существенно увеличивается, нежели при лечении взрослых людей.

Точные причины, из-за которых возникают симптомы и признаки болезни у детей, равно как и у взрослых людей, не установлены.

Рассматриваемая болезнь является удивительной и уникальной во многом из-за того, что ее признаки и симптомы могут существенно различаться у отдельно взятых пациентов.

Наряду с этим, существует ряд общих проявлений, позволяющих диагностировать недуг у детей и взрослых.Характерные проявления можно классифицировать на несколько групп.

  1. Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
  2. Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
  3. Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
  4. Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
  5. Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
  6. Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
  7. Проблемы со сном и отдыхом.

Аутизм у взрослых (признаки зависят от провоцирующих факторов и индивидуальных особенностей человеческого организма) представляет собой психологическое расстройство. Основная причина заболевания – это нарушения в работе головного мозга.

Название Описание
Легкая Человек способен общаться, но в незнакомой среде теряется, смущается. При легкой степени аутизма пациент медленно двигается, разговаривает.
Средняя Форма заболевания, при которой человек больше говорит, на вопросы отвечает слабо.
Тяжелая У пациента проявляются панические приступы, суицидальные мысли, особенно если вокруг для него все новое.
Название Описание
Синдром Каннера Тяжелая форма патологии, сопровождается ярко выраженными симптомами. Речевые навыки слабые или могут совсем отсутствовать по причине атрофии речевого аппарата. Социальная адаптивность на низком уровне, нервная система не развита. То же самое касается уровня интеллекта. Больные с синдромом Каннера не приспособлены к самостоятельной жизни. Тяжелые случаи требуют госпитализации пациента.
Болезнь Аспергера Есть некоторые проблемы в налаживании социального контакта с окружающими, но речью пациент владеет хорошо. Он может знакомиться и поддерживать беседу. Когнитивные способности развиты. Из внешних признаков аутизма можно выделить замкнутый характер, неуклюжесть. Многие люди с синдромом Аспергера ведут полноценную самостоятельную жизнь. Устраиваются также на работу, поддерживают активность в различных общественных делах.Аутизм у взрослых. Признаки, симптомы, чем опасен, причины возникновения, лечение
Синдром Ретта Наследственная форма заболевания хронического характера, чаще диагностируется у женщин. Первые симптомы диагностируют в раннем возрасте, начиная с года. Лечение поможет сгладить клиническую картину. Большинство женщин с синдромом Ретта живут не больше 30 лет.
Атипичный аутизм (комбини-рованная форма) Заболевание чаще протекает в легкой форме. Дифференцировать комбинированную форму не всегда получается.
Название Описание
1 группа Категория пациентов, которые не контактируют совсем с окружающим миром.
2 группа Больные замкнутые люди, которые все свободное время проводят за одним и тем же занятием.
3 группа Пациенты игнорируют социальные нормы и порядки, поскольку не понимают их.
4 группа Взрослые пациенты, которые не могут преодолевать определенные препятствия, в результате чего продолжительное время обижаются на окружающий мир.
5 группа Пациентам свойственны высокие интеллектуальные способности. Они умеют адаптироваться в окружающей среде и общаться с людьми на их уровне. Легко проходят обучение и осваивают определенные профессии, работают даже в интеллектуальном направлении.

Определить степень тяжести и форму аутизма помогут специальные диагностические мероприятия, которые назначает психолог после предварительного осмотра пациента. Учитывая результаты медицинского обследования, пациенту подбирают индивидуальную терапию, в зависимости от состояния человека.

Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной. На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:

  1. Генетический подтекст. Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что расстройства аутистического спектра (РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
  2. Повреждение мозга. Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения мозгового ствола. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
  3. Недостаточная взаимосвязь мозговых центров. МРТ показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
  4. Мужской тип мозга. Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
  5. Монотропная гипотеза. Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.

Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.

Родовые травмы могут приводить к развитию аутизмаК возможным факторам, влияющим на развитие аутизма, относятся:

  • патологические отклонения во время вынашивания ребенка;
  • травмы при родовой деятельности;
  • асфиксия плода;
  • воздействие окружающей среды;
  • наследственность. Заболевание имеет предрасположенность на уровне генных отклонений. Что касается наследования, то ученые уверены, что у потомков воспроизводится не сама патология, а имеют место предпосылки, влияющие на ее развитие.

Аутизмом называют заболевание, обусловленное генетическими дефектами в центральной нервной системе. Как правило, данное состояние диагностируется уже в первые годы жизни.

У взрослых выделяют ряд форм аутизма.

  1. Синдром Каннера. Присутствуют отклонения в речи, агрессивность, слабый уровень интеллекта. Практически невозможно отыскать подход к такому пациенту.
  2. Синдром Аспергера. Имеет схожие проявления с предыдущей формой заболевания. При этом может иметь, как легкую, так и сложную форму, но зачастую протекает мягко. Легкий аутизм не препятствует полноценной жизни в обществе, если человек способен преодолеть свою робость и страх. Однако, пациент может зацикливаться на определенном занятии, большую часть времени проводить в изоляции.
  3. Синдром Ретта. Наследуется по женской линии. Является одной из опаснейших форм данного недуга. Купировать поведенческую симптоматику удается при помощи медикаментов, тогда как внешние и речевые отклонения невозможно убрать лекарствами. К характерным проявлениям относят: отсутствие коммуникации, склонность к символизации, несоциабельность. Пациентов с данной формой крайне мало. Как правило, такие женщины не живут дольше тридцати лет.
  4. Атипичная форма. Отсутствуют характерные проявления, чем осложняется процесс диагностики. Могут наблюдаться двигательные и речевые отклонения.
  5. Высокофункциональный аутизм. Данная форма диагностируется у пациентов с уровнем интеллекта выше 70. Характерно наличие определенного или острого сенсорного восприятия, ослабленного иммунитета. Заболевание может сопровождаться периодическими приступами судорог в мышцах, раздражением кишечника, проблемами с поджелудочной железой. Также характерно наличие поведенческой деятельности, сопровождаемой внезапными вспышками агрессии, узким спектром интересов, затруднением процесса социализации.

Как проявляется аутизм у взрослых

Аутизм – это таинственная болезнь, с очень сложным и трудным диагнозом, во многом непонятными причинами. Аутизм не является психическим заболеванием, как считают некоторые обыватели. Расстройства спектра аутизма – это нервные нарушения, обусловленные биологически, при которых психологические проблемы имеют вторичный характер.

Аутизм – это неизлечимая болезнь, но интенсивная и рано введенная терапия может многое исправить. Лучшие результаты дает поведенческая терапия, которая приводит к изменениям в функционировании, развивает способность контактировать с другими, учит справляться с действиями в повседневной жизни.

Люди с более тяжелыми разновидностями аутизма, находятся под опекой врача-психиатра, могут пользоваться симптоматической фармакотерапией. Только врач может определить, какие препараты и психотропные вещества должен принимать пациент.

Для одних это будут психостимулирующие лекарства для борьбы с нарушениями в концентрации внимания. Другим помогут ингибиторы обратного захвата серотонина и сертралина, которые улучшают настроение, повышают самооценку, снижают стремление к повторяющемуся поведению.

При помощи пропранолола можно уменьшить количество вспышек агрессии. Рисперидон, клозапин, оланзапин применяются в лечении психотических расстройств: обсессивного поведения и членовредительства. В свою очередь, буспирон рекомендуется в случае чрезмерной активности и при стереотипных движениях.

Некоторым больным требуется назначение противоэпилептических препаратов, стабилизаторов настроения. Медикаменты позволяют проводить только симптоматическое лечение. Для того, чтобы улучшить функционирование аутиста в обществе необходима психотерапия.

Стоит помнить, что большая группа людей с легкими аутистическими нарушениями – люди образованные. Среди них есть даже выдающиеся ученые и артисты разных талантов, которые представляют имеют черты савантов.

Клиническая картина у всех пациентов разная, поскольку каждый организм обладает индивидуальными качествами.

Название Описание
Социальная картина
  • человеку не хватает общения, возникают трудности с построением дружеских отношений;
  • больной неподобающе себя ведет, не может соблюдать социальные правила, ему трудно понимать многие вещи окружающего мира;
  • присутствует социальная незрелость;
  • пациент наивно доверяет окружающим людям;
  • не хватает социальной интуиции;
  • отсутствует чувство сопереживания, привязанности;
  • человеку не интересно чужое увлечение.
Когнитивная и коммуникационная сфера
  • неравномерно развиваются навыки;
  • отсутствует способность анализировать важные вещи, происходящие события;
  • пациенту тяжело сосредоточиться на определенных деталях;
  • появляются трудности с абстрактным и специфическим мышлением, информацию необходимо визуально показывать;
  • частичные шаги человек понимает, но цель не может определить;
  • речь отсутствует;
  • высокофункциональное расстройство провоцирует семантико-прагматичный дефицит речи;
  • нехватка словарного запаса, выражений;
  • появляются проблемы с метакоммуникацией;
  • человек не понимает правила взаимного общения.
Чувствительная сфера
  • аутист чувствует дискомфорт при поглаживании его, но в момент усиленных прикосновений соблюдает спокойствие.
Расстройство функций и воображения
  • нарушается сон;
  • появляются проблемы с отдыхом.

Многие аутисты концентрируют свое внимание на отдельных темах. Мастерски занимаются любимым делом, при этом совершенно безразличные к другим сферам. Физиологические проявления аутизма отсутствуют, в некоторых ситуациях наблюдается понижение иммунитета и расстройства пищеварения.

Читайте также:  Причины и симптомы всд у подростков
Пол Общие симптомы Отличительные проявления
Мужчины
  • трудности в процессе обучения новым навыкам;
  • отсутствие тяги к увлечениям;
  • непроизвольные и беспорядочные движения;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • шепелявость, неправильное произношение звуков, заторможенность, несвязанный разговор;
  • панические атаки от резкого света или звука;
  • монотонные беседы;
  • отсутствие реакции на различные события в семье;
  • цикличные действия, напоминающие ритуал;
  • отсутствие тактичности;
  • немота, слабый слух;
  • агрессия или страх при посторонних людях;
  • нежелание делиться своими вещами;
  • пониженная чувствительность к боли;
  • страх перед жизненными переменами;
  • негативная реакция на чужие прикосновения;
  • привычка к дневному режиму;
  • загруженное восприятие;
  • сильная привязанность к определенному месту, вещам;
  • минимальное владение жестами и мимикой.
  • постоянная циклическая деятельность.
Женщины
  • неряшливость;
  • отсутствие желания заниматься своим совершенствованием;
  • безразличное отношение к родительской ответственности;
  • отсутствие жизненных стремлений;
  • безразличие к жизни ребенка.

Взрослые люди с аутизмом ощущают определенный комфорт в некоторых условиях.

Аутизм у взрослых. Признаки, симптомы, чем опасен, причины возникновения, лечение
Признаки аутизм у взрослых

Смена обстановки провоцирует обострение клинических признаков:

  • повышается возбудимость, активность нервной системы, появляется манерное поведение;
  • телесный контакт провоцирует сильную психическую реакцию нетипичной формы и сопровождается повышенной раздражительностью;
  • нарушаются когнитивные функции и в сочетании с плохо развитым интеллектом, ситуация усугубляется;
  • поведение больного шаблонное, монотонное, настроение меняется без видимых причин.

Благодаря многочисленным клиническим симптомам, окружающие могут определить человека с аутизмом уже в первые минуты взаимодействия с ним. Больной совершает цикличные движения телом, избегает контакта глазами и не понимает в ходе разговора с собеседником, о чем идет речь.

Аутизм у взрослых (признаки заболевания проявляются в индивидуальном порядке, в зависимости от особенностей человеческого организма) можно обнаружить в домашних условиях, достаточно провести специальный тест. Попросить человека зафиксировать свой взгляд на выбранном предмете. Если объект вызвал большой интерес у больного и концентрацию внимания, необходимо обратиться в больницу и пройти обследование.

На ранних этапах аутизм напоминает «чудачество», поэтому мало кто обращает на это внимание. Поведение у каждого человека индивидуальное и диагностировать болезнь позволяют только клинические обследования.

Существует несколько десятков видов диагностических инструментов, что применяются во время выявления аутизма. Давайте ознакомимся с самыми распространенными методами диагностики:

  1. Тест RAADS-R применяется при таких заболеваниях, как аутизм, шизофрения, невроз, тревожное расстройство и депрессивный синдром.
  2. Aspie Quiz — современный метод тестирования пациентов, состоящий из ста пятидесяти вопросов.
  3. TAS-20 — тест на определение способности передачи эмоционального сочувствия к окружающим. Согласно статистическим данным, более восьмидесяти процентов аутистов испытывают трудности с описанием эмоций окружающих людей.
  4. «Торонтская шкала алекситимии» — этот тест позволяет выявить нарушения в когнитивных функциях и тесных ощущениях.
  5. SPQ — метод тестирования, выявляющий наличие шизоидных черт в психике пациента.
  6. EQ — диагностический инструмент, позволяющий дифференцировать эмпатию.
  7. SQ — тестирующая шкала, оценивающая уровень систематизации.

Обнаружить аутизм у взрослого человека в домашних условиях можно при помощи специального теста. Для этого следует попросить больного зафиксировать свой взгляд на определенном объекте. Повышенная концентрация внимания в сочетании с интересом к объекту является весомым поводом для обращения к врачу. Аутизм на начальных этапах развития, имеет схожесть с «чудачеством», что значительно осложняет своевременную диагностику. Поскольку поведение человека индивидуально и зависит от многих факторов, диагностировать патологию можно лишь в клинических условиях.

Информативность проведенных мероприятий тесно взаимосвязано со степенью выраженности болезни. Среди признаков аутизма следует выделить трудности с созданием коммуникативных связей, избегание зрительных контактов, амимичность и зацикленность жестов. Болезнь может выражаться в виде отсутствия эмоций и непонимания речи окружающих.

у мужчин
В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями

Важно обратить внимание, что взрослые люди, больные аутизмом, ощущают комфорт, лишь находясь в привычных условиях. При смене обстановки существует высокий риск обострения симптомов.

Дополнительные признаки аутизма у взрослых выражаются в виде:

  1. Повышенной активности возбуждения нервной системы и манерного поведения.
  2. Психических реакций нетипичной формы, что сочетаются с повышенной раздражительностью при попытке телесного контакта.
  3. Нарушения когнитивных функций в сочетании с низким развитием интеллекта.
  4. Эмоциональной лабильности, шаблонного поведения и монотонности.

Существует более нескольких десятков различных признаков, помогающих распознать аутиста в первые минуты общения. К таким признакам относятся цикличные телодвижения, избегание зрительного контакта и недопонимание в разговоре.

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

  1. Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
  2. Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
  3. Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
  4. Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
  5. Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.
  1. Больные, у которых затруднено восприятие и нарушено взаимодействие с внешним миром.
  2. Пациенты, отличающиеся особой замкнутостью, способные длительное время заниматься хобби. Нарушены потребности в сне, еде и отдыхе.
  3. Аутисты, которые не поддерживают и не воспринимают установленные обществом нормы и правила.
  4. Взрослые аутисты, которые не могут самостоятельно справиться с самыми пустяковыми проблемами, обидчивы и плаксивы.
  5. Имеющие аутизм синдром, но при этом у больных отмечаются высокие интеллектуальные способности. Имеют талант и тягу к музыке, поэзии, программированию. Такие больные достаточно легко адаптируются к обществу.
  1. Синдром Каннера. Проявляется замкнутостью и изоляцией человека от общества, речь слабо развита, реальное восприятие мира нарушено.
  2. Синдром Аспергера характеризуется развитостью логики у больного, но при этом абсолютным отказом от общения. В качестве инструментов для общения пользуются жестами и мимикой.
  3. Аутизм атипичной формы. Характерен для людей зрелого возраста. больные могут долгое время пребывать в состоянии разорванности с реальностью. Направив взгляд в одну точку, аутисты не могут точно сказать, сколько времени они провели в замершем положении. Диагностика таких больных указывает на серьёзные нарушения в головном мозге. Страдает речь, мышление и контроль действий.
  4. Синдром Ретта, характерен для девочек. Проявляется на первом году жизни. Такие дети пассивны, речевой навык отсутствует или нарушен. Опасность течения такой формы болезни заключается в отсутствии возможности коррекции развития.

Приобретённый аутизм у взрослых очень опасен, так как приводит к полному расстройству психики человека. Больные теряют семью и работу, в следствии постоянно возникающих конфликтов.

  • скудность мимических проявлений и жестов;
  • невозможность восприятия простейших правил и норм. К примеру, человек с рассматриваемым отклонением может либо не смотреть в глаза собеседнику вообще, либо, наоборот, вглядываться в них слишком навязчиво и длительно. Человек может подходить чересчур близко либо слишком отдаляться, говорить излишне громко или едва различимо;
  • непонимание человеком своего поведения. Многие больные не осознают, что их действия могут навредить окружающим или обидеть их;
  • непонимание намерений окружающих, их чувств, слов и эмоций;
  • практически полное отсутствие возможности построения полноценной дружбы и, уж тем более, романтических отношений;
  • сложность в начале беседы – больные редко могут заговорить с человеком первым;
  • отсутствие интонации. Многие больные разговаривают без эмоциональной окраски, их речь схожа с роботизированной;
  • привязанность к рутиной обстановке. Даже малейшие изменения устоявшегося уклада могут привести к появлению серьезных переживаний и разочарований у аутиста;
  • привязанность к конкретным местам и предметам;
  • боязнь перемен.

От чего возникает аутизм

Большинство специалистов склоняются к тому, что аутизм развивается на фоне аномальных внутриутробных изменений в формировании центральной нервной системы.

Существуют следующие провоцирующие факторы, которые способствуют возникновению патологических процессов:

  • негативное влияние на плод в период внутриутробного развития;
  • сильный стресс;Аутизм у взрослых. Признаки, симптомы, чем опасен, причины возникновения, лечение
  • негативное влияние окружающих факторов;
  • неожиданная смена привычного образа жизни;
  • эмоциональные нарушения, сбои, нестабильность;
  • вредные привычки;
  • длительные неприятности на работе, дома.

Часто пусковым механизмом является наследственная причина. Медики уверены, что не гены именно провоцируют патологию, а определенные предпосылки повышают вероятность развития заболевания.

Этому способствуют следующие провоцирующие факторы:

  • депрессивные расстройства, присутствующие длительное время;
  • различные заболевания психологического характера;
  • черепно-мозговые травмы.

Полностью патогенез заболевания не изучен, но все перечисленные источники являются косвенными, которые способствуют возникновению заболевания у взрослых.

Аутизм у взрослых — это больше нейрологическая вариация, чем психическое расстройство или болезнь в общепринятом понимании. До сих пор он является загадкой, поэтому многие ученые выдвигают гипотезы насчет причин возникновения патологии. К сожалению, большинство из них так и не нашли научного подтверждения.

Досконально известно, что РАС сопровождается нарушениями головного мозга и нервной системы. Считается, что его патогенез кроется в мутациях на генном уровне, но подобные процессы не связаны с наследственностью и не возникают сами по себе. Доказано, что генетические аномалии тесно переплетаются с факторами окружающей среды (факторами риска, выступающими в качестве катализатора). Ряд ученых полагает, что к таковым может относиться проблемная беременность, особенно на ранних сроках, например, если мать перенесла:

  • грипп;
  • лихорадку;
  • антибиотикотерапию;
  • интоксикации.

Кроме того, к факторам риска причисляют нарушения со стороны иммунной системы, проблемные роды, поражение плода токсическими веществами.

Стоит знать, что расстройство аутистического спектра является исключительно врожденным (диагностируется в раннем детстве) и приобретенным или частичным быть не может. Однако вследствие различных негативных факторов во взрослом возрасте у человека могут развиваться некоторые психические заболевания (депрессия, шизофрения и др.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Название Описание
Связи и чувства Аутисту сложнее реализовать свои эмоции, связи. Человеку также тяжело воспринимать окружающих. Пациенты избегают контакта глазами. Они не способны справиться с невербаликой. Сторонним людям аутисты кажутся бесчувственными и холодными.
Жертва задир и обидчиков Аутисты с плохо развитой речью не понимают место конфликта, тем более не могут за себя постоять. Это является основной причиной плохого обращения с ними окружающих.
Присутствие стереотипных движений Вращение пальцами, ладонью, хлопки руками о стол. Аутист также совершает беспорядочные движения телом.Аутизм у взрослых. Признаки, симптомы, чем опасен, причины возникновения, лечение
Задержка познавательного развития Отсутствуют навыки самостоятельного обслуживания.
Читайте также:  БРУКСИЗМ У ВЗРОСЛЫХ - причины - диагностика

Социальные нормы тяжело даются больным с аутизмом, поэтому они могут случайно обидеть любого человека, этим оттолкнуть от себя общество. Больные не чувствуют телесных границ и могут находиться слишком близко к другому человеку, что также провоцирует недовольство окружающих.

Важность дифференциальной диагностики

Определить заболевание и подтвердить диагноз поможет психиатр. Больной сам обращается к врачу или же его родственники, если не получается наладить контакт с человеком. Близкие люди также помогут специалисту, описав поведение и состояние пациента.

Название Описание
RAADS-R Исследование помогает исключить или подтвердить развитие невроза, шизофрении или депрессии.
Aspie Quiz Тест предусматривает 150 вопросов, на которые необходимо ответить пациенту.
Торонтская шкала алекситимии Для обследования используются внешние раздражители. Результаты помогут оценить функционирование соматической и нервной системы.
SPQ Диагностический метод, который необходим для исключения шизотипического состояния.
EQ Оценивается эмоциональное состояние аутиста.
SQ Обследование помогает определить уровень эмпатии и склонность к систематизации.
Электроэнцефалография Диагностика позволяет исключить эпилептические очаги.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) Обследуется головной мозг и его отделы на предмет обнаружения повреждений или аномальных развитий, которые спровоцировали патологические процессы.
Аудиометрия Исследования позволяют оценить состояние слуха.

Важно дифференцировать заболевание, поскольку аутизм сопровождается многочисленными признаками, схожими с проявлениями других психологических заболеваний.

Диагностикой и лечением занимает врач психиатр. Но учитывая провоцирующие факторы и степень развития патологии, может понадобиться дополнительная консультация других профильных специалистов (невролога, психолога, диетолога, логопеда, массажиста).

Для постановки диагноза используются 2 диагностические системы:

  1. Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
  2. Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут. Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Как и любое другое заболевание, аутизм выявляется благодаря применению определенных методов диагностики. Лучше, если при подозрении на аутизм обследование будет проведено как можно раньше, ведь в таком случае коррекция тоже может быть начата раньше, а, следовательно, будет более успешной.

К категории заболеваний аутического спектра, относятся синдромы имени Ретта, Каннера и Аспергера. В задачу дифференциального обследования входит выявление облегченной формы заболевания, женских психоневрологических расстройств и атипичных комбинированных нарушений.

Синдром Каннера – относится к категории сложных патологий, что проявляются в виде полного спектра клинических признаков. К таким признакам относятся асоциальная модель поведения, ярко выраженные дефекты в работе речевого аппарата и скудность лексики. Данные факторы являются свидетельством поражения определенных отделов головного мозга. Степень тяжести поражения влияет на выраженность патологии и степень интеллектуального развития.

В случае с синдромом Аспергера, необходимость проведения дифференциального обследования объясняется высокой степенью схожести симптомов заболевания. В отличие от аутизма, данный синдром обладает более мягкой формой течения. В случае с болезнью Аспергера, у пациентов сохраняется высокий уровень социальной адаптации, что позволяет им реализоваться в различных сферах деятельности.

Синдром Ретта относится к категории хронических заболеваний, что передаются по женской линии. Средняя продолжительность развития болезни составляет более двенадцати месяцев. Данная патология чаще всего диагностируется у женщин. В отличие от аутизма, прогресс синдрома Ретта можно остановить при помощи специальных фармакологических средств.

В том случае, когда выявить определенную форму аутизма невозможно, специалисты ставят диагноз — комбинированное аутическое расстройство. Данная форма заболевания проявляется в роли сочетания признаков, что характерны для различных типов аутизма. Синдромы Каннера и Аспергера так же, как и атипичная форма аутизма, имеют низкую степень распространенности.

У подавляющего большинства взрослых пациентов, наблюдаются более серьезные речевые расстройства, в сравнении с детьми. Помимо скудности речи и трудностей в произношении определенных звуков, для взрослых пациентов характерны прогрессирующая динамика искажения речи и эхолалия.

как проявляется аутизм у взрослых
Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях

Довольно интересен тот факт, что у больных с синдромом Аспергера, сохраняется нормальная функциональность речевого аппарата. Такие пациенты обладают способностью воспроизводить различные фразы. Однако, эта способность не распространяется на навыки создания сложных словесных конструкций или метафор.

Взрослые аутисты, какие они? Носители данного заболевания страдают от навязчивого желания социальной изоляции и стремлением к однообразной жизни. В поведенческой модели преобладают различные стереотипные жесты и реакции. Данную патологию можно охарактеризовать как монотонный и цикличный образ жизни.

Несмотря на полиморфность клинической картины, определенные признаки аутизма распознаются на раннем этапе развития болезни. Для подтверждения диагноза, используются специальные методы диагностики, основанные на тестировании пациентов.

Диагностические мероприятия

Достоверная диагностика в период новорожденности затруднена. Первые симптомы аутизма, как правило, обнаруживают родители. Замечая в поведении ребёнка странности, появляется повод обратиться к врачам. Ничего не зная про аутизм, что это за болезнь и каковы причины возникновения, родители впадают в панику, пытаясь получить ответ на вопрос, как лечить аутизм. К сожалению, то, что болезнь не лечится знают не все. Есть только определённые методы коррекции и адаптации малыша в обществе.

Ребёнок проходит тестирование и ряд диагностических исследований, позволяющих выявить аутизм на ранней стадии. Именно вовремя установленный диагноз помогает малышу найти своё место в обществе и жить полной жизнью.

Существует ли возможность излечения

Излечим ли аутизм? Вероятность полного выздоровления сводится к нулю, но организму можно помочь. Методов лечения аутизма не много.

Как утверждают учёные, на сегодняшний день, широко применяют лечение аутизма стволовыми клетками. Такая процедура помогает нормализовать сниженную функцию головного мозга, а также стабилизировать работу нервной системы. Преимущества данной процедуры заключается в том, что для больного не требуется поиск донора, так как он сам является таковым. Клетки берут из пуповины новорожденного, предварительно исследуя их на вирусоносительство.

Лечится ли аутизм стволовыми клетками? Мнения учёных расходятся. Кто-то считает, что данный вид терапии помогает снизить основные проявления болезни, кто-то придерживается мнения, что процесс введения собственных клеток в организм может навредить и вызвать необратимые последствия.

Влияет ли разновидность болезни на тактику лечения и когда вылеченный пациент считается здоровым? Вылечить аутизм у взрослых невозможно, существует лишь медикаментозная терапия, снижающая риск развития приступов и психологических расстройств.

Терапия заболевания начинается с детства. При правильном и должном лечении, в разы возрастает вероятность воспитать в аутисте самостоятельность.

Из лекарственных средств больному назначают:

  • психотропные препараты;
  • противосудорожные средства.

Для облегчения адаптации больного рекомендуют следующие виды психологического лечения:

  1. Поведенческую.
  2. Логопедическую.
  3. Освоение навыков самоухода и поведения в социуме.
  4. Тренинги и посещение психотерапевта.

Подобного вида терапия применима не только к детям, страдающим данным недугом, но и ко взрослым людям, лишённым радости жизни и пребывающим в депрессивном состоянии.

Как помочь?

Большинство людей с аутизмом так или иначе нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Поэтому родителям и другим людям, связанным с уходом за людьми с аутизмом, целесообразно повышать свою информированность по поводу данного заболевания, а также сотрудничать со специалистами по вопросам коррекции аутизма и повышения уровня жизни таких людей.

Структурированное обучение – основа эффективного лечения аутизма у взрослых.

Среда и ежедневная программа должны обеспечивать человеку уверенность, предсказуемость из-за слабой способности планировать, предвидеть.

Программа структурированного обучения – государственная программа Северной Каролины TEACCH – широко используется также в Европе. Основные принципы – индивидуальный подход, структурирование, визуализация.

Пациенты с РАС нуждаются в помощи в любом возрасте, поскольку даже симптомы взрослого аутизма со временем не исчезают. К сожалению, больным с тяжелыми формами патологии нужен повседневный уход и врачебное наблюдение на протяжении всей жизни. Это трудная ноша для родителей, однако правильно подобранная программа коррекции способна облегчить жизнь близких и выработать у аутиста элементарные навыки.

Пациенты с более легкой формой РАС к 20-30 годам как правило уже становятся достаточно самостоятельными, но все равно нуждаются в психологической помощи. На занятиях со специалистом они обучаются:

  • социальным нормам (здороваться при встрече, вежливо себя вести);
  • навыкам общения в коллективе (полноценное трудоустройство);
  • выражать свои желания и эмоции (установление дружеских отношений);
  • понимать чувства других людей и др.

Повышение адаптационных навыков в разы облегчает повседневную жизнь аутистов. Когда они хорошо понимают себя и свое место в обществе, им легче идти на вербальный и невербальный контакт, они начинают жить полноценно, даже учитывая специфику расстройства. Подобную помощь оказывает поведенческая психотерапия, однако не только профильный специалист может помочь аутичному взрослому.

Прикладной анализ поведения (АБА) — это научная дисциплина, позволяющая воздействовать на поведение больного, опираясь на поведенческую теорию научения. Ее легко могут освоить родители аутистов, получив рекомендации и прогнозы от специалиста по прикладному анализу. Вы можете научить ребенка узнавать себя на фото, действовать взвешенно в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, справляться с сенсорными нарушениями, не бояться выражать собственное мнение и отстаивать его. Это крайне важные навыки для жизни в обществе, которым можно обучить, зная, как проявляется аутизм у взрослых.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность лучше понять своего особенного ребенка, определить, какие признаки РАС ему доставляют больше всего страданий, и научить справляться с ними. Также углубленные знание по АБА позволяют предупредить риски развития сопутствующих психологических заболеваний.

Лечение подбирает психолог после получения результатов медицинской диагностики. Основная цель терапии – это помощь человеку, адаптироваться в социальной среде, восстановить качество жизни и предупредить агрессию по отношению к окружающим людям.

Реабилитация людей с аутизмом

Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.

Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.

В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.

Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.

В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.

Читайте также:  Вертебро базилярная недостаточность: симптомы и лечение, причины, диагностика
Название Описание
Занятия с логопедом Специалист помогает развивать речь, фонетику. Помогает тренировать навыки речевого контакта.
Нейропсихомотрика Больному помогают адаптироваться к обществу, окружающему миру, его учат социализации и общению, также развивать мелкую моторику.
Занятия с психологом Врач помогает корректировать поведенческую реакцию, учит родственников обращаться с больным аутизмом. Специалист разрабатывает для каждого пациента индивидуальную программу социализации.
Лечебная физкультура (ЛФК) Больные в ходе игры контактируют с физиотерапевтами, развивают навыки движения, статики и мышечный тонус.

Специальные занятия по реабилитации помогают избавиться от тревоги, улучшить психологическую и физическую форму. Повышается концентрация внимания, пациенты учатся адаптироваться в социальном обществе.

Своевременная диагностика аутизма у взрослых позволяет добиться сглаживания признаков заболевания. Человек может вернуться к социально активному образу жизни, обходясь без круглосуточной помощи родственников или медицинского персонала. Без квалифицированной помощи болезнь будет прогрессировать, а состояние человека ухудшаться.

Оформление статьи: Владимир Великий

Как правило, расстройства из спектра аутизма диагностируются у детей дошкольного возраста или в раннем детстве. Однако случается так, что симптомы болезни проявляются очень слабо и такой человек живет, например, с синдромом Аспергера до взрослого возраста, узнав о болезни очень поздно или вообще не зная.

По оценочным данным, более ⅓ взрослых с синдромом Аспергера никогда не были диагностированы. Неосознанная болезнь создает взрослым аутистам много проблем в общественной, семейной и профессиональной жизни. Они сталкиваются с дискриминацией, с отношением как к неразумным, высокомерным, странным. Чтобы обеспечить себе минимальный уровень чувства безопасности, избегают контактов, предпочитают одиночество.

На фоне нарушений от аутизма, могут развиться другие проблемы психической природы, например, депрессия, расстройства настроения, чрезмерная чувствительность. Если не лечить аутизм, у взрослых людей он часто затрудняет или даже делает невозможным автономное существование. Аутисты не умеют адекватно выражать эмоции, не умеют мыслить абстрактно, и отличает их высокая степень напряжения и низкий уровень навыков межличностного общения.

В учреждениях Национального Общества Аутизма, а также других организациях, оказывающих помощь больным с аутизмом, больные могут принимать участие в занятиях по реабилитации, которые снижают уровень тревоги и повышают физическую и психическую форму, вызывают рост концентрации внимания, учат вовлечению в общественную жизнь. Это, в частности: театральные занятия, логопедия, занятия покроя и пошива, кинотерапия, гидротерапия, музыкальная терапия.

Аутизм нельзя вылечить, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше результаты лечения. В специальных школах подростки с аутизмом имеют больше шансов реализовать себя в жизни. Занятия в таких школах включают: тренинги социальных навыков, совершенствование самостоятельности в действиях, самообслуживание, обучение планированию деятельности.

Уровень функционирования взрослых с аутизмом меняется в зависимости от формы заболевания. Люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера могут неплохо справляться в жизнью в обществе – иметь работу, создавать семью.

В некоторых странах для взрослых аутистов создают специальные защищенные групповые квартиры, в которых больные могут рассчитывать на помощь постоянных опекунов, но в то же время это не лишает их права на самостоятельность. К сожалению, люди с глубокими аутическими нарушениями, которые часто соединяются с другими заболеваниями, как эпилепсия или пищевая аллергия не в состоянии жить самостоятельно.

Многие взрослые с аутизмом, не выходят из дома, находясь под опекой своих близких. К сожалению, некоторые родители слишком опекают своих больных детей, тем самым, нанося им еще больший вред.

Характерные признаки заболевания

Боязнь общения с людьми, социальная изолированность могут указывать на наличие аутизма

Существуют определенные признаки, которые могут указывать на наличие аутизма у мужчины или женщины. Среди них отмечают:

  • сложности освоения новых навыков;
  • отсутствие увлечений;
  • легкую форму могут сопровождать непроизвольные, беспорядочные движения — больной постоянно теребит какой-то предмет, например, пуговицу, или почесывается в момент, когда говорит;
  • отсутствие дружеских взаимоотношений;
  • наличие отклонений в речи, могут проявляться шепелявостью, неправильным произношением определенных звуков, отсутствие интонации, заторможенностью, скудным запасом слов, несвязанным разговором;
  • возникновение панических атак при ярком свете или резком звуке;
  • монотонные беседы;
  • отсутствие эмоциональности, реакции на различные события в семье;
  • наличие циклического характера в деятельности, которая напоминает определенный ритуал;
  • отсутствие тактичности;
  • аутизм может сопровождаться немотой или слабым слухом, а это приведет к усилению изоляции;
  • сопротивление чужим прикосновениям, нежелание делиться своими вещами;
  • появление агрессии или наоборот страха взаимодействия с людьми;
  • отсутствие социальных навыков, сопереживания;
  • привязанность к дневному режиму — при наличии изменений возникает ощущение угрозы, опасности;
  • загруженность восприятия;
  • возможно отсутствие чувствительности к боли;
  • проблемы с отдыхом и сном;
  • страх перед переменами в жизни;
  • привязанность к определенным предметам и местам;
  • скудное проявление жестов и мимики.

Если Вас интересует вопрос, как проявляется данное заболевание у мужчин и женщин, то у первых присутствует постоянство, которое напоминает циклическую деятельность, которую можно спутать с паранойей. Самое важное для такого человека систематизировать предметы, которые его окружают. Подобными действиями мужчина предотвращает возникновение панической атаки и приступов агрессии.

У представителей мужского пола данное состояние диагностируют чаще, чем у женщин. У последних аутизм может оставаться не диагностированным до самой смерти. У женщин заболевание могут сопровождать следующие симптомы: неряшливость, нежелание заниматься совершенствованием себя, отсутствие стремлений в жизни, невосприятие родительской ответственности, безучастность к жизни ребенка.

  1. Социальные. Пациент испытывает серьезные проблемы с невербальным общением. К примеру, он не может подолгу смотреть в глаза собеседнику, его настораживают определенные проявления мимики и позы. Возникают сложности с построением дружеских взаимоотношений. Нет интереса к увлечениям других людей. Сопереживание и привязанность отсутствуют. Стороннему наблюдателю практически невозможно узнать, что в действительности переживает аутист.
  2. Общение. Пациенту сложнее научиться разговаривать, чем его здоровому сверстнику. Некоторые больные и вовсе этому не учатся – согласно усредненным статистическим данным, к числу неговорящих относится порядка 35-40% больных. Начать разговор первым аутисту очень сложно, равно как и развивать и поддерживать беседу. Речь стереотипная, часто с повторением одних и тех же слов и фраз, не привязанных к конкретной ситуации. Воспринимать слова собеседников трудно. Чувство юмора, понимание сарказма и прочих подобных вещей отсутствует.
  3. Интересы. Пациент не проявляет интереса к играм и традиционным человеческим увлечениям. Характерна странная концентрация на некоторых вещах. К примеру, ребенка с болезнью может заинтересовать не игрушечный вертолет в целом, а какая-то его отдельная часть.
  4. Зацикленность на отдельных темах. Очень часто аутист концентрируется на чем-то одном. Некоторые достигают в своих увлечениях высокого мастерства. Другие интересы, как правило, отсутствуют.
  5. Привязанность к режиму. Нарушение обыденной для аутиста обстановки может расцениваться ним в качестве угрозы и серьезной личной трагедии.
  6. Нарушения восприятия. Например, легкие поглаживания могут доставлять аутисту большой дискомфорт, в то время как прикосновения с существенными усилиями воспринимаются успокаивающе. Иногда они и вовсе не ощущают боли.
  7. Проблемы со сном и отдыхом.

Истории жизни из первых уст

При просмотре фото взрослых аутистов кажется, что они выглядят отрешенными. Это так и есть. Люди, страдающие расстройством, иногда кажутся глухими. Они имеют проблемы в общении, создают впечатление безразличия к окружающей среде, избегают зрительного контакта, пассивно реагируют на объятия, ласки, редко ищут утешения у других.

В коллективе аутисты несчастливы. Они одиночки, живущие в своем мире. Нередкая черта – создание воображаемых друзей.

Социальная нерешительность предопределяет то, как живут взрослые аутисты, осложняет отношения в сфере занятости, брака, влияет на семейные отношения.

Люди с аутизмом получают базовое образование в специальных или практических школах, другие интегрируются в обычные заведения. По завершении начального образования они могут посещать различные типы учебных заведений. Некоторые люди с РАС посещают ВУЗы, но из-за проблем с социальным поведением не заканчивают учебу.

Переход от учебы к работе – серьезное бремя. Без достаточной поддержки семьи или учреждений, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, аутисты часто остаются безработными, не имеют денег, в некоторых случаях оказываются на улице. Иногда найти работу получается в рамках программ социальной реабилитации.

Истории аутистов служат неким «пособием» для здоровых людей, помогая им понять жизнь человека с РАС.

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Все изменилось в школе. «Ты должна больше стараться… Ты должна сделать это лучше…». Мама была на моей стороне. При перенасыщении стимулами (это было часто), она оставляла меня читать дома, не требовала общения. Сейчас, просматривая старые дневники, я вижу, что пропуски составляли до 45 дней.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *