Афазия после инсульта: виды, лечение

Моторная афазия или афазия Брока

Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.

В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.

Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?

В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного неврологического заболевания или травмы.

В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.

Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи (сенсорная и моторная). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?

Афазия Брока развивается при поражении заднего отдела нижней лобной извилины левого полушария. При частичном повреждении речь возможна, но при этом она искажена и замедлена.

Больной долго подбирает слова и говорит неразборчиво, неправильно строит фразы, активно использует мимику и жесты, сохраняет верную интонацию. Парафазия — нарушение, при котором больной меняет местами слоги в словах или сами слова.

Возможно также повторение отдельных слов, которые записаны на бумаге или запомнились ранее. Моторная афазия имеет разные черты протекания. В зависимости от клинической картины различают несколько видов афазии Брока:

  1. Афферентная моторная афазия. Больной неточно воспроизводит звуки — нарушена артикуляция. Прежде чем произнести определенный звук, больной хаотично движет губами и языком. Если повреждение легкое, больной говорит очень охотно и развернуто.
  2. Эфферентная моторная афазия. Причинами подобного расстройства могут быть травмы и опухоли мозга, также этот тип моторной афазии характерен при инсульте. Резкое нарушение кровообращения приведет к тому, что навыки речи будут полностью утрачены. Больному трудно соединить звуки в слоги и составить из отдельных слогов слова, что сопровождается аграфией.

Лечение афазии должно направляться на восстановление нервных клеток. Это требует выполнения определенных правил. После перенесенного инсульта рекомендуется делать все возможное, чтобы насыщать головной мозг кислородом. Больным нужно полностью исключить из своей жизни стрессовые ситуации, которые приводят к дополнительным хаотичным импульсам.

Лечение патологического процесса направляется на восстановление кровообращения в головном мозге. Пациенту рекомендуется обеспечить ежедневную деятельность, которая будет задействовать находящиеся рядом с областью поражения участки мозга. Лечение патологического процесса должно начинаться сразу же после появления симптоматики, что увеличит шанс полноценного восстановления.

Лечение патологического процесса должно проводиться ежедневно. Пациенту назначается терапия в соответствии с видом заболевания и объемом, который он может осилить. После инсульта рекомендовано корректировать устную и письменную речь.

Иногда наблюдается самостоятельное купирование афазии после инсульта. Но, для обеспечения полноценного восстановления пациента не стоит на это рассчитывать. Пациент нуждается в комплексном лечении с индивидуальным подходом.

Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:

  • Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
  • Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
  • Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
  • Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
  • Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
  • Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:

  • Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Сенсомоторная афазия, которая часто называется афазия Брока, является тяжелым неврологическим расстройством. проявляющимся выраженными нарушениями речи. Болезнь имеет несколько форм, которые сопровождаются различными симптомами.

Моторная или сенсорная афазия развивается из-за поражения левой лобной доли, отвечающей за функции речевого аппарата. Поражение этого отдела коры головного мозга может быть спровоцировано:

  • черепно-мозговыми травмами;
  • перенесенным инсультом;
  • абсцессом мозга;
  • энцефалитами различной природы;
  • хроническими нарушениями функционирования центральной нервной системы;
  • злокачественными и доброкачественными новообразованиями мозга с тенденцией к стремительному разрастанию;
  • болезнями Пика и Альцгеймера.

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Термин «афазия» означает нарушение уже сформированной речи (у взрослых или у детей в возрасте старше 3-х лет) в виде частичной или полной ее утраты. Что лежит в основе афазии? Она возникает в результате поражения ответственных зон головного мозга при сохранном артикулярном аппарате и достаточном слухе. Многообразие характера нарушений зависит от поражения того или иного звена речевой функциональной системы.

Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов.

Чаще всего патология развивается в результате:

  • нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
  • травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
  • развития опухоли мозга;
  • инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
  • паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
  • хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.

Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:

  • экспрессивную, которая произносится вслух;
  • импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.

Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).

Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:

  1. Первичного восприятия речевой информации.
  2. Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
  3. Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.

В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.

У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.

При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:

  1. Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
  2. Импрессивной речи, то есть ее понимания.
  3. Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.

Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.

Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга.

Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:

  • расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
  • отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

  • причина заболевания;
  • тип и локализация повреждения;
  • обширность и глубина поврежденной мозговой ткани;
  • форма афазии и степень ее тяжести;
  • состояние мозговой ткани, окружающей очаг поражения — наличие сопутствующих патологических изменений мелких сосудов (микроангиопатии), предшествующие дегенеративные процессы и т. д.;
  • возраст, пол больного и наличие «левшества»;
  • уровень образования и знание иностранных языков;
  • своевременность, адекватность и длительность реабилитационной терапии.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым.

Нефармакологические меры по реабилитации необходимо осуществлять на фоне основной медикаментозной терапии. Логопедические занятия в настоящее время считаются «золотым стандартом» речевой коррекции у таких больных. Причем важна не какая-либо конкретная логопедическая методика работы, а имеет значение частота проведения занятий и их интенсивность.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

У молодых людей амнестическая афазия характеризуется минимальными потерями для коммуникации. Пожилые пациенты страдают от болезни гораздо сильнее. Но у всех больных с данным расстройством поражена височно-теменно-затылочная часть полушарий головного мозга. При этом у правшей повреждается — левая часть, у левшей — правая. Следствием нарушения становится снижение объема памяти, угнетение работы данной части коры головного мозга из-за отмирания нейронов.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

Различают два основных вида нарушений – это моторная афазия и сенсорная афазия.

При моторной афазии наблюдается полная утрата связной речи. Пациент не может произносить слова, однако способен понимать чужую речь. При этом произношение отдельных звуков не вызывает затруднений.

Сенсорная афазия сопровождается специфической глухотой, характеризующейся неспособностью воспринимать речь. Слух пациента при этом не страдает, нарушение наблюдается в том отделе мозга, который отвечает за понимание речи, но не за слух. Пациент сохраняет способность говорить, но не способен услышать то что говорит он сам, поэтому со временем речь теряет внятность, слова заменяются бессмысленными звуками.

Отдельным видом считается сенсорно-моторная афазия, характеризующаяся одновременной неспособностью произносить слова и воспринимать речь на слух. Эта форма характеризуется симптомами и моторной и сенсорной афазии. Такое нарушения является самым сложным и практически не поддается лечению.

  • амнестическая афазия;
  • семантическое заболевание;
  • тотальное нарушение.

Амнестическая афазия приводит к тому, что теряется номинативный смысл слов. При этой форме пациент не способен назвать определенные предметы. Амнестическая афазия вызывает нарушения памяти, при которых больной забывает название предмета, но не его функцию. Для таких пациентов свойственно называть предметы по их функции, например, шариковую ручку больной назовет «предметом который пишет». Амнестическая афазия также характеризуется способностью вспомнить название предмета, если пациенту подскажут первые буквы или первый слог.

Как следует из названия, семантическая форма патологии сопровождается невозможностью понимания семантики определенных слов или фраз. Эта форма часто сопровождается нарушением понимания именно словосочетаний. Нередко семантическая и амнестическая формы патологии диагностируются одновременно у одного пациента.

Тотальная афазия – это сложная форма патологии, которая развивается из-за обильного поражения мозга. При этом заболевании больной не может воспринимать речь и говорить, а кроме того теряет навыки письма и чтения.

Также пациентам назначают допплерографию сосудов и люмбальную пункцию. Врач проводит оценку речи больного, для чего пациента просят прочитать отрывок из книги и написать несколько предложений.

Читайте также:  Нарушение альфа ритма головного мозга

В зависимости от степени поражения лобной доли мозга подбирается медикаментозное лечение и упражнения.

Лечение патологии проводится с помощью медикаментозных препаратов и логопедических упражнений. Из препаратов применяют:

  • вазоактивные средства;
  • антидепрессанты и седативные препараты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц (миорелаксанты);
  • ноотропные средства.

Особое внимание в медикаментозном лечении уделяется ноотропным препаратам, которые улучшают когнитивную функцию и нормализуют метаболические процессы в головном мозге.

Наравне с медикаментозным лечением больному показана коррекция речи у логопеда, а также физиотерапевтические процедуры для нормализации обменных процессов и улучшения кровообращения.

Своевременно начатое лечение поможет восстановить речевые способности, однако для этого потребуется не менее двух лет. В запущенных случаях без квалифицированного лечения возможна полная утрата речи и способности ее воспринимать.

(Пока оценок нет)

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита.

В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина — основные способы восстановления речевой функции.Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов.

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи.

Термином инсульт обозначают остро возникающее нарушение кровоснабжения нервной ткани. Также к инсультам относятся субарахноидальное кровоизлияние, инфаркт мозга и внутримозговое кровоизлияние. Распространенность патологии чрезвычайно высока – среди прочих причин смертности инсульты занимают второе место после ишемических заболеваний сердца.

Собственно ишемический вариант патологии возникает при сужении просвета сосуда, его закупорке (тромботическая, жировая, микробная и прочие варианты эмболии) или в результате гемодинамического шока. В этом случае нервные клетки погибают вследствие недостаточного снабжения их кислородом и питательными веществами.

При геморрагическом варианте патологии происходит разрыв сосудистой стенки с последующим кровоизлиянием в вещество мозга, которое также ведет к гибели нервной ткани и нарушению оксигенации прилежащих тканей.

Проявляется инсульт общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой. К первой группе относятся расстройства сознания, оглушенность, которая иногда чередуется с чрезмерной бодростью, активностью. В случае повышения внутричерепного давления возможны крайне интенсивные головные боли сопровождающиеся тошнотой и рвотой. Возможно нарушение ориентирования во времени и / или пространстве.

На фоне неспецифических общемозговых проявлений, характерных для многих патологий мозга, выделяются очаговые симптомы. Клиническое течение определяется локализацией патологического процесса в мозговом веществе и объемом затронутой ткани. Это наиболее широкая и разнообразная группа симптомов. Может развиваться множество патологий, парезы, параличи, потеря чувствительности. А также может развиваться нарушение речи после инсульта.

Согласно определению, афазия – это полное отсутствие (тотальная форма) или частичное нарушение уже сформировавшейся речи. При этом выделяется несколько форм афазии в зависимости от особенностей протекания и локализации пораженного участка.

  1. Моторная афазия эфферентного типа (афазия Брока). Возникает в случае поражения центра Брока, расположенного в задней части нижнего отдела третьей лобной извилины, что приводит к нарушению грамматического построения речи. Возникает рваная, несогласованная речь (телеграфная), проблемы с переходом от одного слова к следующему.
  2. Динамическая афазия, или распад внутренней речи. Больной не может построить правильную схему высказывания, не может продумать и составить грамотный текст, нарушается грамматический строй. Страдает правильное использование глаголов и предлогов, местоимений и существительных. Афазия после инсульта данного вида развивается при локализации очага в префронтальном участке левого полушария.
  3. Афферентная моторная афазия. Больные не способны различать близкие звуки, путаются в выборе правильного звучания, смешивают артикулемы, а также страдают от нарушения кинестетической регуляции произношения. Возникает, если очаг локализуется в теменном или задне-центральном отделе коры головного мозга.
  4. Сенсорная афазия (форма Вернике). Нарушение слуха, вследствие чего невозможно различение звукового состава речи и ее понимание. Подобное нарушение речи при инсульте развивается при поражении центра Вернике, отвечающего за слуховой анализ речи. Расположен он в задне-верхних отделах височной доли.
  5. Акустико-мнестическая форма афазии. При этом виде происходит уменьшение объема слухоречевой информации, которая может удерживаться в памяти больного, речь его обедняется, становится замедленной, он часто сбивается, не может вспомнить о чем хотел сказать. Происходит это при поражении второй височной извилины, в частности, ее 21-го и 37-го полей.
  6. Амнестическая афазия. Наступает при поражении теменных и височных долей мозга. При этом наблюдается трудность в названии предмета конкретным словом, при понимании предназначения этих самых предметов. Например, больной не может назвать слово «ножницы», однако знает, для чего они нужны, и умеет ими пользоваться.
  7. Сенсомоторная афазия. Является сочетанным вариантом, при котором больной не только не понимает обращенную к нему речь, но и сам не может построить и выговорить правильное предложение. Данный вид считается наиболее тяжелым вариантом течения. Часто встречается название «тотальная афазия». Очаг поражение в данном случае наиболее обширен, затрагивает заднелобные и височные отделы мозга.

Моторная афазия после инсульта

Существует также упрощенная классификация, которая разграничивает две основные формы заболевания. Рассматривается моторная афазия, при которой нарушено воспроизведение речи, а понимание остается в норме, и сенсорная – с нарушением восприятия слов, при сохранном разговоре.

  • при черепно-мозговой травме у пациента фиксируются повреждения головного мозга различной степени. Более легкие травмы (сотрясение мозга) отличаются недолговременной потерей памяти и быстрым восстановлением. Тяжелые повреждения, затронувшие белое вещество головного мозга, могут повлечь за собой серьезные нарушения памяти, а вместе с ней и речевой деятельности человека;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика провоцируют постепенное ухудшение памяти и речи, что является результатом прогрессирующих негативных изменений в работе головного мозга;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты и менингиты);
  • спутанность сознания, вызванная острой интоксикацией организма внешними (ядовитые вещества, лекарства и т.д.) или внутренними ядами (токсические вещества, содержащиеся в крови человека, больного почечной или печеночной недостаточностью);
  • злокачественные новообразования;
  • хроническое нарушение кровообращения;
  • острые нарушения церебрального кровообращения, приводящие к инсультам, тромбозу сосудов и т.д.;
  • воспаления (абсцесс мозга);
  • некоторые психические состояния.

Причины нарушения

Изучив методы Ольги Маркович в лечении инсультов, а также восстановления речевых функций, памяти и снятия постоянных головных болей и покалываний в сердце — мы решили предложить его и вашему вниманию.

Больные редко используют наречия и прилагательные, практически никогда не пользуются поговорками и пословицами, а зачастую еще и не понимают их.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Моторная афазия после инсульта

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Повреждение мозга бывает 2-х типов:

  • очаговое (ограниченное);
  • диффузное (рассеянное).

Клиническая картина афазии предопределяется локализацией, степенью поражения ЦНС, возрастом человека. Для начальной стадии заболевания обычно типична тяжелая степень расстройства, клиническая картина со временем меняется. Причины синдрома динамической афазии могут быть разными. Наиболее распространенные факторы включают в себя:

  • инсульт;
  • церебральную ишемию и кровотечение;
  • мозговую коммоцию;
  • ушиб и сжатие мозга;
  • мозговые опухоли;
  • интоксикацию ЦНС (наркотики, алкоголь, токсичные химические вещества и т.д.);
  • болезнь Альцгеймера.

После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас.

Определение и классификация

Для выделения и описания отдельных видов заболевания в России используется преимущественно классификация советского психолога Александра Романовича Лурия. Таблица, данная ниже, демонстрирует, чем характеризуются виды афазий.

Вид Характеристика
Эфферентная моторная Причиной развития отклонения является воздействие на двигательный речевой центр, расположенный в головном мозге.
Заболевание проявляется в грамматических ошибках и в сложности перехода от одной единицы речи к другой. Наблюдаются значительные проблемы с письмом и чтением.
Динамическая Динамический вид заболевания провоцируется нарушениями функционирования области коры, расположенной вблизи двигательного центра речи.
Такая афазия характеризуется сложностями в последовательном выстраивании высказывания.
Афферентная моторная Развитие отклонения происходит вследствие нарушений в работе задней части центральной области и теменной области коры головного мозга.
У больных наблюдаются проблемы с подбором необходимого звука из нескольких звуков с похожей артикуляционной позицией.
Сенсорная Недуг развивается в ходе нарушения функций фонематического слуха. Больной, утративший способность различать фонемы в составе слов, испытывает трудности с восприятием акустической информации.
Акустико-мнестическая Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении связи между слуховым анализатором и центром памяти.
Заболевание характеризуется заторможенной и скудной речью, избытком парафраз и опущением существительных.
Оптико-мнестическая У пациентов, страдающих от этой формы афазии, наблюдается нарушение связи между воспринимаемым зрительным образом и его названием.
Сохраняется способность описания предмета. Речь беглая, возможны неточности при подборе слов.
Семантическая Семантическая форма заболевания характеризуется распадом симультанного (одновременного) анализа и синтеза речи и выражается в неспособности понимать сложные грамматические структуры речи.
Амнестическая Амнестическая афазия наблюдается при дефектах функционирования теменной и височной зоны. Отличается неспособностью пациента указать название предмета.

Как показывает таблица, развитие разных форм афазии наблюдается при поражении того или иного участка головного мозга, однако в большинстве случаев затрагивается сразу несколько отделов, что говорит об условности классификации. Виды афазии развиваются параллельно, объединяя симптомы и в равной мере влияя на речь больного.

Определение амнестическая афазия включает в себя 2 разновидности речевых расстройств:

  1. Оптиконестическую афазию

Развивается по причине поражения затылочных и височных отделов головного мозга в левом полушарии. У больного не отмечается снижение лексического запаса, человек забывает, как выглядят предметы, а не их название.

  1. Акустикомнестическую афазию

Поражаются извилины средней височной части и зона слухового аппарата. В результате у пациента снижается объем речевой и слуховой памяти.

В большинстве случаев диагноз амнестическая афазия подразумевает наличие набора проблем у пациента, то есть формы болезни сочетаются друг с другом.

Пациенты не воспринимают информацию из письменного текста, не могут полноценно читать и писать, делают множество орфографических и пунктуационных ошибок, создают текст из несвязных по смыслу предложений.

У больного возникают сложности с говорением, он испытывает трудности с подбором артикуляционной единицы.

Люди затрудняются составлять предложения, фразы из 3 и более слов, в речи перескакивают от одной мысли к другой.

У человека расстроен фонематический слух. Он понимает чужую речь плохо даже на родном, хорошо знакомом языке.

Больной воспринимает речь только короткими фразами и предложениями, не способен анализировать сложные семантические конструкции.

Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен. Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга.

Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.

Вид Характеристика
Эфферентная моторная Причиной развития отклонения является воздействие на двигательный речевой центр, расположенный в головном мозге. Заболевание проявляется в грамматических ошибках и в сложности перехода от одной единицы речи к другой. Наблюдаются значительные проблемы с письмом и чтением.
Динамическая Динамический вид заболевания провоцируется нарушениями функционирования области коры, расположенной вблизи двигательного центра речи. Такая афазия характеризуется сложностями в последовательном выстраивании высказывания.
Афферентная моторная Развитие отклонения происходит вследствие нарушений в работе задней части центральной области и теменной области коры головного мозга. У больных наблюдаются проблемы с подбором необходимого звука из нескольких звуков с похожей артикуляционной позицией.
Сенсорная Недуг развивается в ходе нарушения функций фонематического слуха. Больной, утративший способность различать фонемы в составе слов, испытывает трудности с восприятием акустической информации.
Акустико-мнестическая Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении связи между слуховым анализатором и центром памяти. Заболевание характеризуется заторможенной и скудной речью, избытком парафраз и опущением существительных.
Оптико-мнестическая У пациентов, страдающих от этой формы афазии, наблюдается нарушение связи между воспринимаемым зрительным образом и его названием. Сохраняется способность описания предмета. Речь беглая, возможны неточности при подборе слов.
Семантическая Семантическая форма заболевания характеризуется распадом симультанного (одновременного) анализа и синтеза речи и выражается в неспособности понимать сложные грамматические структуры речи.
Амнестическая Амнестическая афазия наблюдается при дефектах функционирования теменной и височной зоны. Отличается неспособностью пациента указать название предмета.

Диагностика заболевания

Если у человека амнестическая афазия на ранней стадии развития, тогда для окружающих людей будут практически незаметны её проявления. Их удастся распознать только при длительном общении с пациентом. При этом не все люди достаточно внимательны для того, чтобы своевременно определить наличие заболевания.

Характерные признаки:

  • Пациент не способен вспомнить, как называются конкретные предметы. При этом он может точно расписать их внешний вид и главные функции.
  • В речи постоянно присутствуют парафразы и сравнительные элементы предложений. То есть, человек старается охарактеризовать объект, не называя при этом его наименование.
  • Человек не утрачивает навыки письма и чтения, они даже частично не ухудшаются.
  • Больной по много раз повторяет определённые слова.
  • Гражданин преимущественно медленно излагает свои мысли, а также делает паузы. Бывает и такое, что он бегло разговаривает, но при этом неправильно употребляет слова.
  • Нередко при общении можно заметить, что важные слова опускаются. То есть, человек не употребляет названия существительных.
  • Больной полноценно произносит звуки, с этим нет каких-либо затруднений.
  • Человек правильно артикулирует, поэтому по жестам не удаётся понять, что он страдает от амнестической афазии.
  • Речь пациента правильно выстроена как логически, так и грамматически.

Если присутствуют характерные симптомы, у человека можно будет заподозрить амнестическую афазию. Естественно, самостоятельно нельзя ставить диагноз, его должен подтвердить специалист. По этой причине обязательно нужно обращаться к врачу, если потом не хочется иметь проблемы с речью, непосредственно с невозможностью вспомнить название предметов.

Если у пациента имеется сенсорная афазия на фоне ранее перенесённого инсульта, то лечебно-восстановительные мероприятия с логопедом необходимо начинать сразу на следующей неделе. В такой ситуации, большое значение имеет помощь родственников. Быстрых результатов конечно же не последует, и полное восстановление речи может проявиться через несколько лет. Очень редко восстановление речи не происходит вообще.

Читайте также:  Одна из самых загадочных болезней гениев – синдром Саванта

Для восстановления речи при сенсорной афазии необходимо постоянно разговаривать с больным, не торопить его, давать время обдумать и высказать своё мнение. Нужно поощрять каждое его маленькое достижение. Если пациент проявляет интерес к скорейшему выздоровлению, то оно наступает значительно быстрее.

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области.

Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Симптомы сенсорной афазии включают в себя типичные признаки неврологического плана и психоэмоциональные нарушения, которые вторичны и обусловлены сложным положением, в котором оказался пациент.

  1. Невозможность воспринимать речь. При сохранном слухе (в большинстве случаев) человек не может разобрать, что говорят окружающие. Речь слышна, но понимания ее нет. Как будто больной оказался в окружении иностранцев. Это наиболее сложный вариант расстройства. В более легких формах сохраняется способность к восприятию некоторых несложных конструкций. Односложных или словосочетаний.
  2. Невозможность говорить самостоятельно. Существуют различные уровни нарушения речи. В классических случаях человек способен говорить, но краткими фразами или вообще отдельными простыми словами. При этом он плохо понимает, что сам же и говорит. В наиболее запущенных формах наблюдается тотальная речевая дисфункция. Больной произносит нечленораздельные звуки. Особенности речи пациентов с сенсорной афазией — разорванность, отсутствие четких логических связей, максимально бедный лексико-грамматический строй. Обычно это отрывочные слова, фразы.
  3. Психомоторное возбуждение. Сопровождается повышенной двигательной активностью. Больной мечется, не находит себе места. Возможна паническая атака. Выраженный приступ страха, паники.
  4. Агрессивность, враждебность. В рамках сохранного сознания. Аффект злобы связан с тревожностью, непониманием происходящего. Требуется оказание помощи, при необходимости назначается инъекция седативного препарата.

Дополнительные симптомы, как правило, не связаны с сенсорной афазией и имеют сопутствующее неврологическое происхождение. Это эпилептические припадки с нарушением сознания, судорогами, падение остроты зрения, нарушение нормальной видимости, выпадение отдельных полей зрения (скотомы). Также нередко встречаются галлюцинации вербального плана.

Признаки сенсорной афазии сохраняются на протяжении большей части периода течения патологического процесса.

  • составление рассказа по предложенным картинкам;
  • написать изложение по тексту;
  • сочинение на заданную тему;
  • описание сюжета картины.

По результатам тестирования оценивается степень владения внутренней речью, потому что для данного типа афазии есть ряд речевых функций, которые остаются не нарушенными. Если пациент до этого овладел навыками письма и счёта, то они не затрагиваются при возникновении болезни. Основными сохраняющимися функциями будут:

  • способность называть предметы и явления;
  • способность повторять словоформы, речевые штампы и шаблоны;
  • способность использовать рядовую речь, счёт, называть порядок месяцев в году и дни недели.

В случае подтверждения динамической афазии необходимо проводить лечение, которое показано при возникновении такого типа расстройств речевого центра.

Афазия возникает при поражении участка головного мозга, отвечающий за речь и ее восприятие. Особенностью болезни является то, что она неуклонно прогрессирует.

Характерные симптомы расстройства:

  • произвольная перестановка звуков в словах;
  • тенденция к пропускам букв при письме и разговоре;
  • нарушение произношения слов;
  • сложности с подбором правильного слова в речи;
  • увеличенные паузы в разговоре;
  • отсутствие эмоций при разговоре;
  • увеличение числа ошибок при письме и чтении;
  • нарушения памяти и анализа разговорной речи;
  • внезапное заикание.

Речь пациента сильно меняется. При адекватной оценке собственных возможностей, больные становятся замкнутыми и молчаливыми. Эмоциональная окраска речи теряется, увеличиваются паузы между словами, во время которых больной пытается вспомнить слово или произнести определенный звук.

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека.

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

Амнестическая афазия протекает в мягкой форме с неявным проявлением симптомов. Выявить развитие заболевания можно только при длительном общении с больным. Болезнь появляется следующим образом:

  • больной не способен вспомнить названия предметов, но может указать их функции и внешний вид;
  • речь больного либо замедлена с большим количеством пауз, либо беглая с неправильным употреблением слов;
  • пациент многократно повторяет те или иные слова или словосочетания;
  • речь богата парафразами и описательными конструкциями;
  • в высказываниях часто опускаются слова (преимущественно имена существительные);
  • у больного не наблюдается частичной или полной утраты навыков чтения и письма;
  • речь строится грамматически и логически правильно;
  • больной не испытывает трудностей, связанных с произношением звуков;
  • пациентам свойственна правильная артикуляция.

Указанные симптомы могут говорить о развитии как амнестической афазии, так и смежных форм заболевания. Для точного диагностирования формы заболевания необходимо выявить причину ее возникновения.

Головной мозг характеризуется наличием нескольких центров, которые являются взаимосвязанными между собой. При их правильной работе человек правильно понимает и воспроизводит речь, может полноценно анализировать сложные речевые конструкции, правильно строит предложения. Нервные волокна связывают между собой все центры, которые располагаются в области висков, темени и по центру мозга.

Патогенез

К развитию амнестической афазии приводят множество причин. От болезни не застрахован ни один человек любого возраста и социального положения. Основными виновниками речевой патологии выступают:

  1. удары головой;
  2. травмы черепа в результате падений, ДТП;
  3. оперативные вмешательства в структурах головного мозга;
  4. инфекционные заболевания: менингит, энцефалит, абсцесс головного мозга;
  5. инсульт;
  6. тромбоз;
  7. острое отравление организма ядами;
  8. передозировка лекарственными препаратами;
  9. психические заболевания;
  10. злокачественные, доброкачественные опухоли;
  11. болезнь Альцгеймера;
  12. болезнь Пика;
  13. генетическая предрасположенность к афазии;
  14. ишемические болезни головного мозга, сердца;
  15. гипертония;
  16. эпилепсия;
  17. мигрень.

В группу риска возникновения амнестической афазии входят люди пожилого и старого возраста. Возможность развития синдрома повышают вредные привычки: курение и алкоголь. В редких случаях амнестическая афазия наблюдается при поражении почек, печени, когда организм отравляется невыведенными продуктами метаболизма.

Как проявляется

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:

  • локализация очага поражения и его размеры;
  • причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
  • возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
  • наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
  • особенности компенсаторных возможностей организма.

Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Разновидности речевых нарушений после приступа

Сравнительная характеристика эфферентной и афферентной моторной афазии

Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:

  • Развитие необратимых дефектов речи;
  • Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • Летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Лечение

После получения результатов обследования врач назначит точное лечение. Для быстрого восстановления потребуется комплексный подход, во время которого нужно работать со специалистами, принимать медикаменты, а также выполнять физические упражнения. Естественно, важно будет бороться с первопричиной, которая спровоцировала появление амнестической афазии.

Также человеку потребуется учиться в речи употреблять названия предметов и поддерживать разговор. Обязательно придётся тренировать зрительную и слуховую память.

Молодым людям значительно проще восстановиться после амнестической афазии. Пожилым гражданам будет значительно сложнее полностью излечиться от патологии. В среднем восстановительный период занимает около 5 лет. Результат лечения будет во многом зависеть от того, насколько человек станет стараться восстановить память.

Перед назначением лечения для пациента, проводится сканирование головного мозга при помощи современной аппаратуры (магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и другие процедуры), что позволяет определить пораженные участки головного мозга.

Исходя из полученной информации, специалисты назначают лечение. В зависимости от типа поражения могут быть назначены как оперативные методы лечения, так и традиционные. В особо серьезных случаях (инсульт, абсцесс) требуется безотлагательное оперативное вмешательство и определенные процедуры в зависимости от повреждения.

Для восстановления речи у любых пациентов необходим комплексный подход, включающий в себя работу со специалистами, медикаментозное лечение, физические упражнения и другие виды восстанавливающих терапий.

Молодые пациенты имеют более высокие шансы на полное восстановление, чем больные пожилого возраста. Известны редкие случаи внезапного выздоровления среди молодых пациентов с крепким здоровьем.

Восстановление пациентов при любой форме афазии длится достаточно долгое время (около 5 лет). При этом ни один врач не может дать пациенту и его родным стопроцентных гарантий на успешное выздоровление даже при соблюдении всех предписаний.

Выбор способа терапии зависит от типа и причины нарушения. При абсцессах мозга, опухолях лечение амнестической афазии проводится оперативным путем и медикаментозно после проведения операции. Ликвидация инфекционных факторов требует гормональной, антибактериальной терапии. Афазия вследствие инсульта лечится длительно, необходимо прибегать к помощи массажиста, проходить курсы неврологической, физиологической реабилитации.

Как преодолеть амнестическую афазию

Восстановление когнитивных функций — длительный и трудоемкий процесс. С пациентом обязательно работают неврологи, психологи, психотерапевты, логопеды. Полное выздоровление больных афазией наступает редко, но добиться серьезных положительных результатов возможно, хотя на этой может уйти не один год.

Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.

Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Основа терапии – лечение болезни, вызвавшей расстройство. Уход за пациентом должен основываться на междисциплинарном сотрудничестве невролога, логопеда, фониатра, трудотерапевта, физиотерапевта, психолога. Чем раньше начинается комплексная терапия, тем она эффективнее.

Лечение афазии

Необходимы своевременные логопедические занятия, назначаемые вскоре после стабилизации состояния здоровья. У пациентов с инсультом это обычно происходит на 2-й день, прямо в больничной палате.

В острой фазе расстройства (сразу после постановки диагноза и медицинского вмешательства) логопедия фокусируется, прежде всего, на восстановлении речевых расстройств, психической устойчивости пациента. Это индивидуальная форма терапии.

В более поздний период (в хронической фазе) терапия, главным образом, направлена на возобновление сильно нарушенных социальных контактов. На этом этапе используется как индивидуальная, так и групповая терапия.

Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий.

Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий – выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.

Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • отсутствие желания к идти на поправку.

Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе «афазия» восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.

Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже — хирургическое оперативное вмешательство.

Доли мозга, функции полушарий

Терапия также проводится в стационаре. На ранних этапах лечение включает в себя несколько стадий: первичную помощь сразу после поступления в стационар (особенно, если больной в тяжелом состоянии), ранние мероприятия, направленные на купирование симптомов и борьбу с первопричиной, поздний этап и, наконец, реабилитацию.

Применяются препараты ноотропного ряда (Глицин, прочие), также цереброваскулярные, антигипоксические медикаменты (Пирацетам, Актовегин и их аналоги). Зачастую этого достаточно, если случай не запущенный. Возможно длительное применение медикаментов. При мальформациях, аневризмах, опухолях не обойтись без оперативного лечения. Требуется удаление таковых и восстановление нормальной трофики тканей, устранение компрессии (сдавливания).

Травмы с образованием гематом требуют дренирования, то есть удаления самого сгустка крови.

Эпилепсия — отдельная проблема. Единственный способ скорректировать расстройство — систематически применять противоэпилептические медикаменты по назначению врача.

Даже после качественного лечения в тяжелых случаях, обычно посте инсульта, остается неврологический дефицит. Пациент все так же плохо говорит и недостаточно воспринимает речь. Вопрос решается в рамках реабилитации. Она занимает от 6 до 12 месяцев, редко чуть более. Время в течение которого удается добиться результата — 2 года. Это как раз период адаптации, перестройки мозга на новый лад. Затем достичь какого-либо эффекта трудно или вообще невозможно.

Упражнения при семантической афазии (сенсорной) довольно просты:

  • чтение и произнесение простых слов;
  • отграничение похожих по звучанию терминов;
  • соотношение изображения и названия изображенного предмета;
  • диалоги, сначала простые, затем все сложнее.

Восстановление — задача рутинная и неприятная для пациента. Но необходимая. В зависимости от качества помощи можно говорить о той или иной интенсивности восстановления.

Коррекция отклонений при афазии Вернике проводится по показаниям. Обычно все ограничивается систематическим приемом цереброваскулярных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов.

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.

Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».

Как могут помочь близкие?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.
Читайте также:  Болезнь Фара - что это такое? Причины, симптомы, лечение » журнал здоров'я iHealth

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста.

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Постановка диагноза

Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.

Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:

  • Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
  • Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
  • Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
  • Рентгенограмма черепа.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
  • Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.

Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.

Разновидности речевых нарушений после приступа

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ.

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Почему возникает амнестическая афазия

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Для реабилитации номинативной функции при амнестической афазии используют поэтапную актуализацию слова через подсказки, картинки. В процессе выполнения заданий больной снова заполняет память существительными, расширяет ее объем, тренирует мозговую активность.

Задания при амнестической афазии разрабатываются индивидуально, исходя из симптомов расстройства, которые проявляются у конкретного пациента. Их суть заключается в следующем:

  1. Больного необходимо научить вычленять существенные признаки предметов.

Если говорить о яблоке, то пациент должен вспомнить, где оно растет, каково по форме, цвету, размеру, вкусу.

  1. Следующий этап — связать мысленный образ и воспоминания о предмете с лексической оболочкой слова. Так восстанавливаются связи между практическим опытом работы с предметом и его называнием в экспрессивной речи.
  2. Самым сложным этапом является объяснение многозначности слова. Дойти до этого уровня реабилитации возможно, если словарный запас пациента удалось вернуть до нормальных объемов.
  3. После наращивания словарного запаса нужно переходить к тренировке ситуативной речи.

Обучение и коррекция играют большую роль в восстановительной терапии больных с разными видами афазии, в частности с амнестической формой. Они направлены на постепенное увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти пациента. Обычно работа проводится в несколько этапов:

  1. Занятия над предметной отнесенностью слов — изучение картинок с подписями под изображениями предметов, выяснение их функциональных назначений, сопоставление своих частей тела с нарисованными на картинках.
  2. Занятия по восстановлению ситуативно-обусловленной речи — выполнение речевых указаний, заполнение анкеты, нахождение предметов в комнате по инструкции, проведение беседы на тему определенной ситуации.
  3. Расширение границ слухоречевой и зрительной памяти — решение кроссвордов, загадок, составление рассказов на заданные темы по серии картинок и их записывание, пересказ услышанного или прочитанного произведения, запоминание адресов и телефонов вымышленных персонажей.

Симптомы амнестической афазии

Прогноз определяется индивидуально для каждого конкретного больного. Во многих случаях удается добиться успешных результатов лечения, особенно в случае раннего начала и соблюдения необходимой длительности коррекционной терапии.

Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» — ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» — активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» — комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» — препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Акустико-мнестическая афазия

Как уже говорилось выше, при этой форме афазии из-за нарушения слухоречевой памяти на ее нейронном, корковом уровне возникают расстройства понимания серийно органи­зованного высказывания. При этом наблюдаются трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух серий слов (как не связанного смыслом простого перечисления слов, напри­мер ухо, лес, рак, так и серии слов, входящих в предложения).

Больные с акустико-мнестической афазией успевают «запо­мнить» из 3—4 слов первое и последнее слово, не удерживая в памяти «центральные» слова (например, из серии слов «суп», «нос», «рак», «кот» больной после небольшой паузы сможет повторить лишь слова суп и кот, а если паузу увеличить, то и эти слова «сотрутся» из его слухоречевой памяти).

Причем ин­теллект и все другие виды памяти (зрительная, тактильная, на события жизни и т.п.) у больного сохранены. Больной не успе­вает «схватить» все элементы предложения, поэтому отвечает невпопад, теряется во время беседы с двумя, тремя собеседни­ками, говорящими в быстром темпе, с трудом понимает речь по радио и телевидению, не может записать под диктовку чу­жой адрес, номер телефона и т.п.

Однако этим его речевые трудности не ограничиваются. Больному необыкновенно труд­но вспоминать названия предметов (амнестические труднос­ти), действий, дат, простых чисел, прилагательных и наречий, нередко он заменяет их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам. Так, вместо «мальчик читает» больной может сказать «человек чем-то занимается, очень хороший человек, умница, маленький» и, понимая, что нашел неточные слова, просит подсказать ему точные. Повто­рение отдельных слов, чтение несложного текста, запись от­дельных слов под диктовку остаются сохранными.

При этой форме афазии нарушается объем слухоречевой памяти, обусловленный, вероятно, тем, что поле 21 височной доли коры головного мозга является и зоной перекрытия ви­сочной и затылочной доли (поле 37) и в то в же время получает постоянную активацию от «задних» подкорковых отделов, их ядер и восходящих и нисходящих проводников, которые вследствие нарушения коры головного мозга вторично снижа­ют свою активацию.

Кроме того, нельзя забывать, что при вос­приятии речи на слух в клишеобразной ситуативной речи выпадает в слове восприятие неударных слогов, а во фразе — малоинформативных слов и акцентируется внимание на слове интонационно выделенном, на которое «падает» логическое ударение, оно может стоять как в начале, так и в конце устного «текста» собеседника. Все эти задачи осуществимы в процессе подготовительных заданий, некоторые из которых мы приво­дим.

В разделе «Преодоление акустико-мнестической афазии» сборника упражнений «Коррекция сложных речевых рас­стройств» (стр. 236—266) предлагается система заданий (всего 56 заданий), помогающих постепенно расширить у больного объем слухоречевой памяти, что облегчает ему преодоление амнестических трудностей при нахождении названия предме­тов и действий.

Основными «рычагами» и «костылями» в пре­одолении акустико-мнестической афазии являются не только сохранный фонематический слух на отдельные звуки речи, не только относительно сохранная устная речь больного, сохран­ность чтения и письма на уровне отдельных слов, но и: 1) зри­тельная память; 2) воспитание прогнозирования и планирова­ния воспринимаемой речи с опорой на зрительное восприятие предметов;

В процессе письма у больных возникают трудности не только в нахождении слова, но и в нахождении нужного окон­чания существительных в косвенных падежах, согласовании в роде и числе глаголов и существительных, трудности употреб­ления местоимений. Желательно, чтобы больной начал схема­тически рисовать предметы, изображенные на рисунках посо­бия, уточняя и называя их детали (например, стол — письмен­ный стол, это его ножки, не ноги, а ножки.

Это крышка стола, на ней пишут. Крышки бывают и у других предметов, но у них другие функции. Ящики стола и т.д. А это кочан капусты. Это листья капусты. Внутри кочана кочерыжка. Кочан круглый. Крепкий. А бывает рыхлый. Капуста бывает свежая… и т.д.). Эти упражнения, закрепленные схематичным рисунком боль­ного, содействуют преодолению амнестических трудностей.

Особое место в системе преодоления амнестических труд­ностей занимают задания на составление кратких письменных предложений, записанных больным по схеме: кто? что делает? где? куда? зачем? и т.д. В этом сказывается роль лобной доли.

подлежащее—————— {amp}gt; сказуемое———— {amp}gt; дополнение и т.д.

Их цель — ограничить многоречивость больного, приучить его к контролю, планированию высказывания по простой сю­жетной картинке, к точности выбора слов, после чего можно перейти к составлению несложных текстов по сериям карти­нок, а затем к самостоятельному написанию рассказов по реп­родукциям (открыткам) бытовых картин русских и зарубежных художников, желательно с юмористическим или историческим сюжетом, чтобы больному было интересно самостоятельно ра­ботать.

Больные с акустико-мнестической афазией крайне тяжело переживают свой речевой дефект. Иногда они трудны в обще­нии, но отличаются очень высокой трудоспособностью, стрем­лением преодолеть болезнь и в большинстве случаев успешно справляются с этой задачей. Больные с этой формой афазии являются самыми перспективными, возвращаются к работе даже писателя, литературоведа и режиссера, для которого слухоречевая память в работе с актерами в высшей степени значи­тельна.

Почему возникает афазия

Приведем примерную последовательность заданий. Задание. Потренируйте зрительную память. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели.

Булка, суп, яблоко, кувшин, масло, конфеты.

Задание. Посмотрите на рисунки, закройте их и вспомните, что вы видели. Первый ряд рисунков; второй ряд рисунков; третий ряд рисунков.

Рука, арбуз, сахар; флаги, конфеты, цветы; заяц, щука, щенок.

Задание. Помогите больному показать два рисунка из трех, а затем три рисунка из четырех. Сделайте разные комбинации в последовательности рисунков.

Задание. Задание рассчитано на 5 занятий. Прочитайте предложения из трех слов (вопросы: кто? что делает? кого? что? чем?). Найдите их на рисунках. Подчеркните глагол в предложениях. Запишите эти предложения под диктовку.

Мальчик гонит корову в поле. Девочка бегает на коньках. Мама кормит дочку манной кашей. Она держит дочку на коле­нях. Дети выпускают белку из клетки.

Проявление амнестическая афазия

Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного найти по два числа 7, 2; 6, 5; 9, 4; 8, 3; 1, 7; по три числа 2, 6, 7; 5, 6, 9; 8, 6, 3 и т.д.

Задание. Задание рассчитано на 10 занятий. Попросите больного срисовать вертикально и горизонтально расположен­ные прямоугольники, понять, что большинство окружающих нас предметов имеют форму прямоугольника, квадрата, круга и овала. Попросите сначала срисовать прямоугольники: фла­жок, зеркало, стол, стул, тетрадь, окно, дверь, а затем продол­жить дорисовывание различных геометрических фигур до схе­матического изображения предметов. Предложите больному рассмотреть рисунки в разных разделах «Пособия» и схематич­но их дорисовать, выделяя и дорисовывая основные признаки предмета.

Задание. Существует множество интонаций, которые делят речь на определенные отрезки в два слова, в три слова и т.д.

Один-два, три-четыре, пять-шесть, семь-восемь, девять-де-сять; понедельник-вторник, среда-четверг, пятница-суббота-воскресенье; январь-февраль-март; апрель-май-июнь, июль-август-сентябрь, октябрь-ноябрь-декабрь.

Обратите внимание больного на то, как его голос то повы­шается, то понижается. Запишите эти самые простые синтаг­мы под диктовку сначала по два, а затем по три, то есть январь-февраль-март, июль-август-сентябрь. У этих синтагм твердая временная последовательность.

121-13-31, 921-11-29, 256-59-41, 291-17-80, 132-88-44, 945-54-19, 634-31-87, 281-32-18, 905-15-51, 593-39-25 и т.д. (дикто­вать можно как телефоны знакомых людей, так и придуман­ные).

35 16 27= , 74 18 55= , 432 18= , 587 48= , 826-35= , 967-89= и т.д.

Задание. Запишите под диктовку, а затем по памяти имена, отчества и фамилии знакомых людей.

Задание. Запишите под диктовку имена, отчества и фами­лии известных писателей и поэтов.

Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Максимович Горький, Владимир Владимирович Маяковский и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что больной должен «знать», «прогнозировать» «тематику» задания, опираясь либо на предметные и сюжетные рисунки, либо на числа, фамилии, имена и т.п.

Преодоление аграмматизма при акустико-мнестической афазии описано в работах Ж.М. Глозман, Н.Г. Калиты, Л.С. Цветковой и других авторов.

В заключение этого раздела считаем необходимым под­черкнуть некоторые особенности лексического состава речи больных с амнестико-семантической и акустико-гностическои афазиями, что нужно учитывать при понимании некоторых сторон их речевых расстройств, а следовательно, при выборе соответствующих приемов их преодоления, а также при вопро­се о неназойливом использовании схемы предложения при эф­ферентной моторной и акустико-мнестической афазиях.

Основные причины афазии

Больные с акустико-мнестической афазией чрезвычай­но многоречивы, что объясняется стремлением довести свою мысль до слушателя. Больные осознают, что собеседник за­трудняется в понимании их речи, и пытаются подобрать более точные слова для передачи замысла высказывания, но не нахо­дят этих слов и вторично или третично пытаются найти подхо­дящие слова, которые зачастую заменяются либо местоиме­ниями, либо неудачно найденным словом.

Схема предложе­ния, сюжетные рисунки и «слова для справок», данные к рисункам, среди которых больной может найти нужное слово (опять-таки при помощи чтения!), своими рамками и вопроса­ми организуют его речь, восстанавливают функцию называния предмета, действия или его качества, ограничивают его рече­вую активность, восстанавливают необходимое для общения ядро лексикона. Первоначально больному предлагаются ри­сунки на сугубо бытовые темы.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.

При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат. Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *